Технологическая карта урока ОРКСЭ Семейные традиции


Технологическая карта урока
Ступак Е.А.Предмет:  ОРКСЭКласс:  4Тип урока: открытия нового знания
Тема Семейные традиции
Цель Формирование понятия о семейных традициях
Задачи Образовательные: раскрыть понятие «семейные традиции», познакомить учеников с наиболее распространёнными традициями.Развивающие: развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям; формировать навык работы в парах, умение отстаивать своё мнение.Воспитательные: продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье; продолжить работу по изучению семей классного коллектива; воспитывать чувство гордости за свою семью.
УУД Личностные УУД: составить для перспективу развития семейных традиций своей семьи.
Регулятивные УУД: Принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, обосновывать свой ответ, сформулировать собственные выводы.
Познавательные УУД: выявить различия понятий, дать их определение; выполнение заданий развивающего характера, составление схем, таблиц.
Планируемые результаты Предметные:
Знать: традиции россиян, собственные традиции семьи; праздник – одна из форм исторической памяти; определение понятия традиция.
Уметь: следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей
Личностные: понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей.
Метапредметные: осуществлять операции анализа и синтеза, классификации, работать с таблицами, различными текстами, рисовать по теме.
Основные понятия Традиция, семья, династия, счастье, ссора, семейная этика, любовь, забота, репутация, реликвия.
Межпредметные связи Работа со словарными словами по теме урока, работа с пословицами, написание мини-сочинения, выполнение рисунка (межпредметная связь с русским языком и литературным чтением, изобразительным искусством)
Ресурсы: Презентация педагога «Семейные традиции»
Формы урока фронтальная, работа в парах.
Технологии ИКТ технология, игровая, актуализации знаний.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предмет
ные УУД
1.Орг. Момент (1’). Здравствуйте, рада вас всех видеть на уроке. Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку. Организуют рабочее место. Коммуникативные УУД: положительный настрой на урок.
Регулятивные УУД: организация рабочего места.
2.Актуализация знаний, постановка целей и задач урока. (7’). Ребята, сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите о чём сегодня мы буем говорить на уроке.
1.Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час?
2.Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный
3.Он стар, но это ничего,
Его добрее нет
Он папа папы моего
А для меня он…
4.Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне…
5.Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку…
6.Она все на свете помнит и знает,
И бабушка мамой ее называет
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра…, она же мне пра…
Откройте учебник с. 105. Прочитайте тему урока.
С чем сегодня познакомимся?
Что для этого надо сделать?
Тема связана с семьёй. Вспомните, что такое семья. (Мама)
(Папа)
(Дед)
(Сестренка)
(Бабушка)
(Прабабушка)
Дети отвечают, что речь на уроке пойдет о семье.
Тема «Семейные традиции»
С традициями семьи.
Узнать, что такое традиции, узнать какие они бывают.
Семья – это самые близкие люди. (и т. д.) Отгадывание загадок. Повторение понятия семья.
Познавательные УУД: отгадывание загадок.
Коммуникативные УУД: поиск информации в учебнике.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.
3. Первичное усвоение новых знаний. (4’). Что же такое традиция?
На с. 105 найдите определение понятия традиция. Прочитайте, схоже ли оно с вашим суждением?
Какие вы знаете семейные традиции?
Вы очень много назвали традиций. На какие группы их можно разделить? То, что повторяется, то, что имеет определённые правила.
«Традиция – это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение»
Рассказывают о разных традициях.
На общие для всех семей – празднование дней рождение и общегосударственных праздников, особенные семейные традиции, религиозные традиции. Учебник с. 105 – работа с понятием традиция. Беседа. Определе-
ние понятия традиция, знать виды семейных традиций Познавательные УУД: умение классифицировать.
Коммуникативные УУД: обосновывать свой ответ, поиск информации в учебнике.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.
4.Первичная проверка понимания. (10’). Для чего нужны традиции?
Найдите ответ в учебнике с. 105.
Что необходимо для создания традиции? Найдите ответ в учебнике.
Прочитайте на с. 106-107 примеры семейных традиций. Какая вам больше понравилась и почему?
Рассмотрите иллюстрации на с. 108-109. Какая из них подходит к прочитанным вами примерам?
О каких традициях рассказывают другие иллюстрации?
Какие из них вы бы хотели, чтобы были в вашей семье?
На с. 108 рассмотрите таблицу с пословицами. В паре соберите пословицы. Отвечают.
Сохранить историю семьи.
Отвечают.
Интересы каждого члена семьи, выполнять правила (семейный этикет).
Читают, высказывают своё мнение.
Там, где семья копает картошку.
Заниматься вместе спортом или совершать походы, читать вместе книги.
Отвечают.
Зачитывают пословицы, проверка. Поиск информации в учебнике, опора на собственный опыт. Обсуждение примеров традиций.
Работа с иллюстрациями,
работа с пословицами. Следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей.
Познавательные УУД: работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста, работа с пословицами.
Коммуникативные УУД: работа в паре, обосновывать свой ответ.
Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи.
(2’).Физминутка – игра «Это я, это я, это вся моя семья» (при несогласии – нужно промолчать, при согласии - «Это я, это я, это вся моя семья»)
1. Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
2. Кто одежду бережёт –
Под кровать её кладёт?
3. Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
4. Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
5. Первичное закрепление.
(11’). -Я хочу прочитать вам одну легенду. « Как появилась дружная семья». Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На экране слова: Внимание Забота Прощение
Найдите эти слова в тетради с. 42, задание №2. Но это не все слова из легенды, обсудите в парах, какие ещё слова можно было написать?
-Прочтём названия этих качеств. Как вы их понимаете?
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Выполним задание №1 – нужно правильно писать такие важные слова, о которых мы сегодня говорим. Комментируем по цепочке.
Какие слова вам непонятны?
Репутация - закрепившееся определенное мнение о человеке или группе людей. Это тоже традиционно для семьи.
Ещё несколько слов – счастье, династия. Что такое династия?
Передача своего мастерства – это тоже семейная традиция, по счастью я принадлежу к такой семье – моя бабушка, мама и сестра – учителя.
Самостоятельно выполните задание №3, после выбора традиций, поделитесь своими соображениями с соседом по парте.
Вы работали с серьёзными понятиями, а теперь шуточная викторина задания №4, выполните её в парах.
Ещё одно понятие, без которого мы не можем обойтись при обсуждении традиций, это семейные реликвии. Что это?
Нарисуйте одну из своих семейных реликвий в задании №5. Слушают легенду.
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Помощь Дружба.
Объясняют.
Объясняют выбор орфограмм – р-дители, ф-милия, р-путация, тр-диция, п-рядочность, вежл-вость.
Репутация?
Если ученики не ответят, что возможно, определение говорит учитель - ряд поколений, передающий из рода в род профессиональное мастерство, традиции. 
Зачитывают традиции, которые добавили сами.
Вписывают ответы викторины, проверка.
Предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом.
Во время рисования происходит обсуждение и рассказ о реликвиях. Словарная работа,
викторина,
работа по выбору традиций Выявить различия понятий, дать их определе
ние; выполне
ние заданий развиваю
щего характера, составле
ние схем, таблиц. Познавательные УУД: словарная работа (объяснение орфограмм), осуществление операций анализа и синтеза.
Коммуникативные УУД: работа в парах, умение делать полный, обоснованный ответ. Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи.
6. Рефлексия (3’). Сегодня мы продолжили тему семьи. На доске записаны незаконченные предложения. Продолжите их.
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать… Читают предложения и продолжают. Личностные УУД: понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, гордость за свою семью
7. Подведение итогов, домашнее задание. (2’). Вернёмся к тем задачам, которые мы перед собой поставили. Что можете сказать?
На с. 6 найдите домашнее задание. Мы узнали, что такое традиции, узнали какие они бывают.
Написать мини-сочинение на тему «Моя семья» или «Моя родословная» Коммуникативные УУД: работа с информацией
Регулятивные УУД: умение делать выводы, подводить итог работы.
Литература
Литература для учащихся:
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М. Т. Студеникин. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: «Русское слово», 2014.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М. Т. Студеникин. 4 класс: Рабочая тетрадь. – М.: «Русское слово», 2014.
Литература для учителя:
1.Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М. Т. Студеникин. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: «Русское слово», 2014.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М. Т. Студеникин. 4 класс: Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 2015.
4. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org,
http://tolkslovar.ru, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe.