Методическая разработка урока по ОРКСЭ на тему Семейные традиции (4 класс)


Конспект урока по ОРКСЭ
Тема: Семейные традиции
Дата: 14.02.2017
Класс 4
Цель: расширить представления учащихся о семейных традициях – как основе прочности семьи.
Задачи:
обучающие - расширить представления детей о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,
развивающие - развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;
воспитательные - воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.
Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.
Личностные: формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.
Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Тип урока: изучение нового.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Вводная часть. Повторение пройденного.
- Сегодня на уроке мы откроем для себя еще одну страницу, которая касается всех присутствующих. О чем пойдет речь, догадаетесь сами.
Разгадайте ребус
7 Я (семья)
- Что такое семья? (объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях).
- Послушайте стихотворение:
Любят тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты внучка,
За, то, что ты сын,
За то, что ты дочка,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
- Что является опорой в жизни каждого человека?
- Семья
- Почему вы так считаете?
3. Объявление темы урока
- Посмотрите на доску. Вы видите цветы, на лепестках которых написаны согласные. Необходимо вписать гласные буквы. Догадались какие гласные нужно вписать?
- а, и, я
Уч-ся выполняет у доски
- Какое слово получилось? (традиция)
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Семейные традиции
4. Работа по теме урока
- А теперь попробуйте в течение 2 минут написать на листе что такое традиция, свои ассоциации.
Чтение текстов уч-ся
- Откройте учебник на странице 105 и прочитайте что такое традиция.
Чтение уч-ся
- Какова цель нашего урока? (познакомиться с семейными традициями)
- Составим план нашего урока. (Многообразие традиций. Традиции моей семьи. Как и для чего создаются традиции)
- На столах у вас лежат тексты. Прочитайте их в парах и подумайте, что за традиция в них представлена.
Чтение вслух.
Текст № 1
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана (по словарю - угощение, блюдо из различных восточных сластей)
В казане бешбармак кипит (бешбармак -название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бешбармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится!
(Традиция встречи гостя)
Текст 2
Отрывок из детского сочинения
Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
(Традиция - совместный отдых)
Текст 3
Отрывок из детского сочинения
Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам - мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.
(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье)
Текст 4
Отрывок из детского сочинения
В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
(Традиция - забота друг о друге)
Текст 5
Отрывок из детского сочинения
Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским днём, д нём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта. К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тёте багульник.
(Традиция - забота друг о друге)
Текст 6
У меня есть замечательная бабушка. Ее зовут Нина Ивановна. Мы ее очень любим. Она пережила блокаду. Мы ее ценим за доброту, ласку, заботу и обращаемся к ней на «Вы».
(уважение старших)
- А теперь найдите в учебнике на стр 106 описание других традиций. Прочитайте.
-Традиция 1 покрывать стол белой скатертью в торжественных случаях
- К чему приучала бабушка?
- К культуре поведения за столом.
- Традиция 2 съезжаться всем родным в деревню копать картошку.
- Почему эта традиция нравилась всем членам семьи?
- Семья объединялась благодаря совместному труду.
Физкультминутка
- Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, поднимите правую руку.
- Кто помогает дома близким, топните.
- У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите левую руку.
- Кто похож на папу? Присядьте- Кто похож на маму? Наклон вперед- Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко
- А кто богат родственниками, у кого их много, поднимите руки вверх , чтобы все видели какие вы богатые.
- Возьмите чистый лист и нарисуйте круг. В середине напишите букву я. Это солнышко. На его лучах напишите традиции вашей семьи.
- Прочитайте.
- Посмотрите на наш план урока. На какой вопрос мы еще не ответили?
- Как и для чего создаются семейные традиции?
- Как вы думаете для чего нужны традиции? (помогают узнать историю семьи)
- Как их создают? Давайте найдем ответ на этот вопрос в учебнике на стр 105.
- Прочитайте.
- А теперь давайте посмотрим ролик «Семейные традиции».
- Какие еще традиции здесь увидели?
- О какой традиции поется в песне?
- А кто знает традицию, связанную с датой 14 февраля?
- Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви.
- Напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах, пожелание или признание в любви своей семье (маме, бабушке, т.д.)
- Эти маленькие сердечки подарите дома своим родителям.
5. Подведение итогов
- Вернемся к плану урока. Какую цель ставили?
6. Рефлексия
- Что открыли для себя нового?
7. Д/з
Домашнее задание у вас творческое. Написать сочинение или сделать презентацию о традиции своей семьи.