Родительское собрание совместно с учащимися по теме Семья. Семейные традиции
«Семья. Семейные традиции»
Мероприятие проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления солидарности в семьях обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
▪ создавать благоприятные условия для общения родителей с детьми;
▪ способствовать укреплению интереса к совместному проведению досуга;
▪ содействовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.
Цели:
▪показать значение семьи, домашнего тепла;
▪формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;▪воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
▪формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
▪совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
▪продолжить работу по сплочению классного коллектива, коллектива обучающихся и родителей, семей обучающихся;
▪развивать речь, умение рассуждать;
▪продолжить изучение семей обучающихся.
Участники: классный руководитель, воспитанники четвертого класса, родители детей.
Подготовительная работа:
1. За 2 недели организуется оформление фотогазеты «Моя семья».
2. С целью определения взаимоотношений детей и родителей в семье, определения атмосферы общения в семье классный руководитель перед мероприятием проводит анкетирование воспитанников. Детям предлагается тест «Семейные проблемы глазами детей». Классный руководитель предлагает воспитанникам раскрасить фигурки, лежащие у них на столах, в один из цветов – синий или красный. Квадрат относится к родителям, треугольник – к братьям и сёстрам. Если, по мнению детей, проблем в отношениях нет, они закрашивают фигурки в синий цвет, если проблемы возникают – в красный. Затем фигурки наклеиваются на листок, подписываются и вкладываются в конверт, который «открывается» только родителями
3. Классный руководитель готовит памятки-обращения родителям
4. Родительский комитет и классный руководитель организует подбор конкурсных заданий для использования в сценарии.
Плакаты:
● «Когда семья вместе, так и душа на месте»,
● «Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому».
● «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой)
● «Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!» (О.Фокина)
Музыкальное оформление: песни «Родительский дом».
Ход семейного праздника.
1.Организационный момент.
Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л.Лещенко. Родители и дети занимают места за круглыми столами (за стол садятся 2 семьи, в центре каждого стола стоит большая декоративная свеча).
2. Сообщение темы классного часа.
КР: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике.
-Что же такое семья? Слово «семья» понятно всем. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали ( Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?), приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…Давайте попытаемся продолжить (получаем жизнь, это место, где нас любят, заботятся, прощают….)
Семья– это группа живущих вместе родственников: мама и папа, дети, бабушка и дедушка.
Наш праздник мы начали с толкования слова «семья». И это неслучайно. Каждый год 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Дети читают стихи: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром. Отец, и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, Им интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители во всём мудрей, Любимый папа- друг, кормилец. А мама ближе всех, родней. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле.
У каждого из вас есть дом, семья, родня. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. И в каждой семье- особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом и радостью. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
3. Семейные фотографии.
В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и фотографии дорогих людей (обзор фотогазет на стене)
«Семейный портрет». Давайте познакомимся поближе.
Вопросы: 1. Любимое блюдо вашей семьи. 2. Чем родители увлекались в детстве? 3. Любимое занятие ребенка? 4. Какое качество вы цените в людях? 5. Ваш любимый семейный праздник, как вы его отмечаете? 6. Как вы в семье называете друг друга? 7. Какой цвет любит мама? 8. Что в первую очередь сделает папа, когда придет с работы? 9. Какая любимая одежда у ребенка? 10. Какой предмет в школе любили родители? 11. Что может обрадовать ребенка, маму, папу? 12. Как познакомились родители? 13. Какое первое слово сказал ребенок? 14. Как вы отдыхаете летом? 15. Кто дал имя ребенку, были ли другие варианты? 16. Есть ли домашние животные? 17. Самые интересные мамины нотации. 18. Какую передачу вы смотрите всей семьей? 19. Кем мечтает стать ваш ребенок?
–Кем вы можете гордиться в своей семье? (презентация)
Дети читают стихи.
***
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называется вместе семья.
***
Любят меня без особых причин
За то, что я – внук, за то, что я – сын,
За то, что расту, за то, что малыш,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца моих дней
Останется тайной опорой моей.
***
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
-Что ты спрятала в ладони?
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
4. Конкурсная программа семейного праздника.
Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит». Из чего же складывается семейное счастье?
«Семья – это семь «я». О возможных семи слагаемых счастья мы сегодня и поведем речь.
КОНКУРС 1. «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО».
-Первое слагаемое семейного счастья мы назвали «Родословное древо». Негоже быть «Иванами, не помнящим родства, не знать предков своих, историю рода... А история каждого из нас начинается с детства. Мы просим наших участников вспомнить и рассказать удивительные, забавные истории, которые произошли с членами семьи в детстве.
-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. Одни шьют, другие часами могут рассказывать о бабочках и жуках, есть спортивные семьи и. И участники нашего праздника не исключение. Они нам расскажут о своем увлечении. Слово предоставляется семье... (презентация)
-Другая семья каждый год накануне праздника Победы едет туда, где в сквере маленького городка стоит обелиск. В третьей семье раз в месяц издается газета, где обсуждаются семейные дела. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О проведении семейных праздников нам расскажет семья… (проведение игры)
Дети читают стихотворения.
***
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семенном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
***
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы –
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь и только не сдаваться.
Всё начинается с семьи.
КОНКУРС 2. «ЗНАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?»
-Сейчас родителям и детям раздаются листы с анкетой. Им одновременно необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для родителей
1. Любимый цвет вашего ребенка?
2. Любимый праздник вашего ребенка?
3. Как зовут друзей вашего сына (дочери)?
4. Любимый предмет вашего ребенка?
5.Какие книги прочитал сын (дочь) за последний месяц?
6. Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
7.Как вы обычно называете ребенка дома?
8. Ваш ребенок не убрал свою постель. Как вы поступите:
а) уберете сами;
б) заставите его убрать?
Вопросы для детей
Твой любимый цвет?
Твой любимый праздник?
Как зовут твоих друзей?
Любимый предмет вашего ребенка?
Какие книги ты прочитал за последний месяц?
Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для тебя?
Как тебя обычно называют дома?
8. Ты не убрал свою постель. Как поступят твои родители:
а) уберут сами;
б) заставят тебя убрать?
КОНКУРС 3. «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ».
-Уважаемые родители, какие пословицы о доме, о семье вы знаете?
-О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Не родись красивой, а родись… счастливой.
Любовь – кольцо, а у кольца начала… нет, и нет конца.
У семи нянек дитя… без глаза.
Милые бранятся только… тешатся.
Яблоко от яблони …не далеко падает.
Гость на пороге – счастье в … доме.
Дом без хозяйки … сиротка.
Дом вести … не бородой трясти.
В гостях хорошо, … а дома лучше.
Чем богаты, … тем и рады.
-Разминка прошла успешно. Теперь конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.
Задание
Семья, куча, страшна, туча.
Семья в куче – не страшна туча.
Дети, тягость, радость.
Дети не в тягость, а в радость.
Дом, вести, рукав, трясти.
Дом вести – не рукавом трясти.
Семья, клад, лад, не нужен.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Семья, место, душа, вместе.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
КОНКУРС 4. «КРОССВОРД «ТВОЯ РОДНЯ».
Дети инсценируют сценку:
Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
У нас одни пятерки!
У нас – по математике!
И пять – по языку!
Но правила грамматики
Я плохо волоку!
А я учу историю
И вроде получается.
Лишь даты эти всякие
Мне не запоминаются
Сидели, обсуждали
Друг другу жали руки
Хоть отметки получали
Не бабушки, а внуки.
-Вот какие наши бабушки! И прядки у них седые, и здоровье не очень хорошее. Поэтому дети должны помогать бабушкам и дедушкам. Как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам?
Вам нужно разгадать кроссворд :1. Сын моей матери. (Брат)
2. Мой родитель. (Отец)
3. Брат отца или матери. (Дядя)
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (Мать)
6. «Святая кровь» – мать мужа. (Свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (Тетя)
8. Сын моего ребенка. (Внук)
9. Мой наследник. (Сын)
10. Сын моей сестры или брата. (Племянник)
11. Отец мужа. (Свекор)
-Каких родственников вы еще не назвали?
КОНКУРС 5. «КУЛИНАРНЫЙ».
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод- клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков- квас. Всё течёт, всё меняется- меняются вкусы людей. И другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными. Назовите, какие блюда любят в ваших семьях?
КОНКУРС 6. «УСТАМИ МЛАДЕНЦА».
Вопросы от детей:
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
На доске записаны следующие цифры и слова:
4 зимы
4 весны
4 осени
816 дней
32 тысячи уроков
50 тысяч часов
-Ребята, а что это за цифры и слова на доске? Кто сможет объяснить, что они обозначают?
-Вы правы, именно столько зим и весен, дней и уроков мы будем с вами вместе в этом классе. МЫ – это наш класс, в котором учится и живет 25 букв «Я».
-У каждого из нас есть свой дом. И мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас. (Выслушиваются ответы детей).
-Давайте зажжем семейный очаг. На столе у каждой семьи горят маленькие свечи, родители вместе с детьми зажигают большую свечу в зале, которая символизирует очаг класса.
7. Итог семейного праздника.
-Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Дети читают стихотворения.
***
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
- Семья – это тот «островок» в жизни человека, где каждый находит понимание и любовь, поддержку и заботу друг о друге.
- Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться –не для гостей, а для себя, жены, собственных детей, поставить любимую пластинку, порадовать близких подарком.
Сам по себе праздник не получится. Не придет сама в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не возникнут подарки – сюрпризы, которые сделаны родными руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость-чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда.
Родители читают стихотворение.
Заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Давайте возьмемся за руки и все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего праздника «Изгиб гитары желтой».
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба – большой и звездно-снежный…
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
На память о классном часе я дарю вам сердечки, на которых написано: « Я люблю свою семью». Мне хочется, чтоб вы прикрепили эти сердечки на видное место в доме, как напоминание о важности семьи в вашей жизни.
Родители получают памятки
ПАМЯТКИ-ОБРАЩЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ.
Уважаемые родители!
Помните!
Ваши дети – это не только Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они рядом с Вами, но принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, подарить ласку и заботу.
Они будут жить в завтрашнем доме, который построят сами.
Вы обязаны помочь им построить крепкий дом,
Где будет гореть домашний очаг счастья,
А свет от этого огня будет благодарностью Вам
За воспитание и заботу.
Ваши дети – это дети света!
А детям света нужны родители света и педагоги света.
Так объединим наши усилия и поможем духовному становлению личности каждого ребенка!
Закончи предложения: Мама и папа для меня самые…
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…