Конспект воспитательного занятия Русская семья. Семейные традиции. История и современность.


Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования«Центр детского творчества»
156591023298150000«Русская семья. Семейные традиции. История и современность».
0«Русская семья. Семейные традиции. История и современность».

Разработала: педагог дополнительного
образования М.В. Шишкина МБОДО ЦДТ
Тула, 2015
Данное занятие, предназначенное для детей II года обучения объединения «Зёрнышки», проводилось в каникулярное время в качестве воспитательного мероприятия. Оно может быть использовано педагогами общеобразовательных школ для проведения тематических классных часов.
Образовательная цель: знакомство детей с историей, укладом и традициями русской семьи, создание положительного образа семьи.
Воспитательная цель: воспитание в детях истинных семейных ценностей, чувства любви и гордости за свою семью.
Развивающая цель: развитие интереса к истории семьи, в том числе, собственной семьи ребёнка, семейным традициям, развитие кругозора, интеллекта школьников.
Задачи:
Познакомить детей с этимологией слова «семья».
Познакомить детей с традициями и устоями семьи, существовавшими на Руси.
Рассказать детям об особенностях крестьянской семьи, быта крестьян.
Познакомить с историческими традициями воспитания детей в русской семье.
Вспомнить традиции семейного гостеприимства, бытовавшие на Руси.
Вспомнить пословицы и поговорки о семье, имеющиеся в русском народном фольклоре.
Сравнить, насколько изменились семейные ценности, традиции, обычаи.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение терминов)
Наглядные (демонстрация иллюстрационных слайдов с использованием ЭОР)
Практические
Игровые
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор (Epson EB-98)
Слайды, мультимедийная презентация «Русская семья. Семейные традиции. История и современность».
Звуковые колонки
Наглядные пособия (папка «Семья»; предметы быта, использовавшиеся в старину: чугунок, деревянные ложки; русские народные костюмы: порты и рубаха для мальчиков и сарафаны для девочек.)
Ход занятия
Организационный момент
Готовность педагога (наличие исправного оборудования, наглядных пособий).
Готовность детей.
Приветствие педагога и обучающихся.
Здравствуйте, ребята! «Русская семья, её традиции, история и современность». Такова тема нашего сегодняшнего занятия. Такая близкая, такая домашняя тема! Семья - это здорово! Семья - это великое счастье!
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Основная часть занятия
Каждый из нас живёт в своей семье. У кого-то семья большая, у кого-то поменьше. Семья очень важна для каждого человека.
Что такое семья?
Предполагаемые ответы детей:
- Мои родители, бабушка, дедушка, братья, сёстры.
Педагог:
Семья - это близкие и родные люди, те, с кого мы берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья, кого любим и кто любит нас.
Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
А вы знаете, какая семья была самой первой? Правильно, это семья Адама и Евы. Послушайте стихотворение, и вы узнаете, как появилось слово «семья».
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга моя!
-«Я, я, я» - Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь» Я».
И так на земле появилась семья.
Педагог:
Это, конечно, легенда, потому что мы не можем знать, о чём говорили Адам и Ева на заре появления человечества. Но точно известно, что древнюю семью породили забота и верность.
Итак, давайте посмотрим, как создавалась и какова была семья в древней Руси?
Показ слайдов
Согласно древнерусским законам и обычаям жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж – в 12 - летнем возрасте. По достижении брачного возраста, родители юноши начинали поиск невесты. Найдя её, они посылали к родителям девушки сватов из числа своих знакомых или друзей, чтобы узнать: хотят ли они выдать её замуж и сколько дадут за ней приданого. Если родственники девушки не хотели выдавать её замуж за этого человека, то чем-нибудь отговаривались и отказывали. Но если они говорили, что подумают и потом дадут ответ – согласие на брак получено.
Вслед за тем составляли «роспись» невестиного приданого и сообщали об этом жениху. И, если ему невеста и её приданое понравились, тогда назначались смотрины. «Смотрильщица» расспрашивала девушку о разных вещах, испытывая её ум, оценивая характер и внешность. В день свадьбы жених отправлялся за невестой. Затем родители невесты благословляли молодых, и они отправлялись в церковь. После венчания новобрачные отправлялись в дом жениха и получали благословение его родителей. Потом все садились за стол и начинали пировать.
На следующий день после свадьбы, жених созывал гостей к себе. Потом ездил к тестю и тёще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости отправлялись к ним на обед.
После праздников начинались семейные будни.
Наставления и поучения, касающиеся семейной жизни, были собраны в середине XVI века в особый сборник «Домострой».
Показ слайдов
В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всём подчиняться мужу и отцу. Большое внимание уделялось и повседневным хозяйственным заботам. Хорошая хозяйка не только должна была следить за исполнением своих указаний, но и сама умела печь, стирать, убирать, мыть посуду и рукодельничать. Она должна была постоянно быть за работой и избегать праздности и лености.
Расторжение брака в те времена практически не встречалось. Все вопросы семейной жизни регулировались церковным судом.
Ситуация изменилась в начале XVIII века. Стремясь привить европейские обычаи на русской почве, царь Пётр I разрешил мужчинам и женщинам самостоятельно знакомится друг с другом, вместе проводить время на балах и маскарадах и других празднествах. Но ещё долгие годы в крестьянских и купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние обычаи.
Не призывая следовать обычаям многовековой давности, думаю, что и в наши дни не стоит забывать об опыте прошлых поколений.
Педагог:
У каждого из вас есть семья. У кого-то большая, у кого-то маленькая. А кто в вашей семье главный?
Ответы детей
Педагог:
Хотелось бы вам узнать, кто был главным в крестьянской семье?
Крестьянская семья имела немало особенностей. Это был коллектив людей, ведущих совместное хозяйство. Главным в семье был старший (больший) по возрасту и положению мужчина – «большак».
Показ слайдов
Он руководил хозяйственной деятельностью семьи. Большак распределял трудовые обязанности мужчин, производил все необходимые по хозяйству расходы, руководил бытовым укладом семьи. Отец-домохозяин следил за общественной и религиозной нравственностью членов семьи. Он же представлял свою семью перед лицом общины на сельском сходе. И, самое главное, он являлся основным работником в семье. Материальное благополучие семьи целиком зависело от хозяйственной смётки и практических навыков главы семьи, его умений и распорядительности. Власть отца как главы семьи была непререкаема.
Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – «большуха», жена главы семьи.
Показ слайда
Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди женщин. «Большуха» во всем была советницей мужу, а в домашних делах обладала определенным первенством, с которым считались все мужчины. В случае длительной отлучки мужа, например при его уходе на заработки, она брала на себя руководство всем хозяйством, включая полевые работы.
Права и обязанности старшего обязательно переходили старшему мужчине в семье, как правило, старшему сыну, реже – брату.
Показ слайдов
Внутри семьи соблюдалась чёткая иерархия – безропотное подчинением младших членов семьи старшим, жён – мужьям, детей – родителям. Наибольшим авторитетом в семье после «большака» и «большухи» пользовался старший сын. К нему всегда обращались по имени – отчеству. Сын помогал отцу в хозяйственных делах. Он ездил на ярмарку, продавал хлеб, покупал необходимые для семьи товары. Жена старшего сына была первой помощницей свекрови и пользовалась уважением среди других снох-невесток.
Наиболее тяжёлым было положение младшей невестки и снохи («молодухи»). Если свекровь или кто-нибудь из старших обижал младшую невестку, то муж не мог защитить жену, а только утешал её.
Строгое соподчинение в семье отчётливо прослеживалось в том, как рассаживались члены семьи за столом.
Показ слайдов
Под святой угол садился глава семьи, рядом с ним – старший из сыновей. Мужчины рассаживались по одну сторону стола – на лавках, женщины – по другую, на приставных скамейках. Ели из одной миски деревянными ложками. За столом сидели чинно, если бы кто-то засмеялся, свёкр ударил бы его ложкой по лбу.
Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя.
Как же воспитывали детей на Руси? Божья заповедь «Почитай отца своего» красной нитью легла в основе русской традиции воспитания детей. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости – основы воспитания детей на Руси. Семьи были большими, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали свой жизненный опыт.
С детства ребёнку прививали бережное отношение к природе. «Земля-кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадёт род. Нельзя было стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать-земля не простит этого». Специальные запреты оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори- будет дома пожар», «Не трогай пчёл-будешь плакать».
А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет.
Это нашло отражение в русском народном фольклоре: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри – не сходи».
Детей из разных сословий готовили к выполнению разных ролей в обществе. Крестьянские дети, часто не знавшие грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а с 6-7 лет почти полностью выполняли работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сёстрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счёту, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.
Русские пословицы и поговорки донесли до нас то, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить – ум точить», «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнётся, учи дитятку, пока слушается». Книги очень почитались нашими предками как источник знаний. Они бережно переписывались и хранились. Огромными библиотеками владели монастыри. Подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, очень популярны были жития святых, откуда детям и взрослым предлагалось брать пример для подражания.
Наши современные семьи сильно отличаются от тех давних семей. Эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя.
Педагог:
Давайте сравним, какие семейные традиции и устои сохранились до наших дней, а какие – исчезли или изменились.
Ребята, расскажите нам о традициях ваших семей.
Сообщения детей «Традиции моей семьи»
Педагог:
Если 3-4 десятилетия назад мужчина был основным и безоговорочным добытчиком в семье, то сейчас всё иначе. Появляется всё больше семей, в которых лидером является мать, что противоречит традициям наших предков. Жениться и выходить замуж стали гораздо позже. Детей рожают меньше, чем наши прабабушки. Но есть и настоящие хорошие семьи, продолжающие традиции русской семьи. Наше правительство поддерживает многодетные семьи - выплачивает пособия на детей, даёт льготы, помогает решить жилищные проблемы. Как и в давние времена, многодетные семьи и сейчас пользуются большим уважением и почётом.
Ежегодно многодетные семьи приглашаются на праздничный приём к Президенту. Женщинам, родившим и воспитавшим 10 и более детей, присваивается звание «Мать-героиня». В нашей стране более миллиона многодетных семей.
Педагог:
Ребята, а сейчас мы с вами перенесёмся в давние времена, когда жили наши прапра -бабушки и дедушки. Заходим в «Избушку времени» и…оказываемся в XVIII -м веке в крестьянской семье. (Эта часть занятия проводится в специально оборудованном кабинете «Русская изба»).
Разыгрывание обряда сватовства с помощью сюжетных тряпичных кукол.
Педагог:
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья любовь и верность преодолела все житейские преграды.
Просмотр мультфильма «Пётр и Феврония»
Педагог:
Ребята, мы с вами узнали много интересного об истории семьи, семейных традициях, в том числе, о традициях, которые существуют в ваших семьях. Вы с большой любовью рассказали о своих семьях, это значит, что вы живёте в крепких, дружных семьях, где все любят и берегут друг друга.
Очень радостно видеть, что исконно русские семейные традиции поддерживаются и в наше время. Это значит, что в России много дружных крепких семей, которые составляют основу нашей любимой Родины, являются её силой, мощью и славой. Ведь всё начинается с семьи.
Итогом нашего занятия будет «Большая семейная викторина»
3166110-15240БОЛЬШАЯ
СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
00БОЛЬШАЯ
СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
-4248156985000
Как переводится с латыни слово «семья». 
(Фамилия)                                           
2.А теперь скажите «семья» по-итальянски.                                                            
  (Мафия)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?
(Аист)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы)
5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость)
7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает»)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке)
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет)
11. Как называется фамилия женщины до её замужества? (Девичья)
12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка»)
13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
15. Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ)
16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра)
17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть)
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха)
19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)
20. В каком месяце отмечается Международный день семей?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
Литература