КОНСПЕКТ УРОКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ .ОРКСЭ.4 КЛАСС. Семья. Семейные ценности

ТЕМА: «СЕМЬЯ»
ТИП: Проблемный урок

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

1.Сформировать у учащихся понятий-семья, семейные традиции.
2.Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви. уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни в различных религиях
3.Развить логического и творческого мышления.





МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД
1.Извлекать информацию из различных источников и преобразовывать ее ( текст, таблица, синквейн)
2.Строить речевое высказывание в устной форме
3.Делать выводы на основе анализа объектов
4.Определять ключевые слова текста
Регулятивные УУД
1.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать и понимать других
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
3.Оформлять свои мысли в устной форме
4.Договариваться о правилах общения и поведения
ЛИЧНОСТНЫЕ

1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье : уважение, терпение, любовь.
2.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.









Ресурсы урока

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе ( А.Л. Беглов, Е.В .Цаплина. Е.С. Токарева, А. А .Ярлыкапов)- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: Электронный носитель. ( А.Л. Беглов, Е.В .Цаплина. Е.С. Токарева, А. А .Ярлыкапов)- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Презентация « Семья»
Запись песни « Это моя семья»
Компьтер, проектор









Ход урока

Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся

1. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вводная беседа
- Наш урок « Основы мировых религиозных культур» мы начнем сегодня с притчи. Послушайте внимательно:
Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый »?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат?
Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему ты радуешься, странник»? - спросила я. И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
«Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна . »! Семья!
- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
( Семья)









Слушают притчу.

































( Семья)

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Актуализация знаний

-Как вы считаете, какие вопросы и проблемы , важные для вас , мы будем обсуждать , говоря о семье?
( слайд № 2)

Мозговой штурм

- Возьмите лист бумаги и ручку.
Запишите в течении 3-х минут отдельными словами, фразами все, что вы знаете о семье.
Важно записать как можно больше о том, что знаете.

Обмен мнениями.

а ) работа в паре.
Обменяйтесь своими знаниями о семье с соседом.
Допишите к себе на лист то, что вам интересно.
б ) сбор информации
-Кто хочет поделиться своими знаниями?
-Все остальные ребята могут записать себе на лист интересную информацию.



( Что это, какая она, что происходит в семье, правила поведения, есть ли различия в семьях разных религий )


Записывают свои знания о семье на лист .



Обмен знаниями. Работа в паре. Озвучивают свои записи.

Дописывают дополнительную информацию.







3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с текстом

Мы услышали ваши знания « что такое семья».
В словаре Ожегова дается определение понятия « семья»
( слайд № 3)
Сейчас мы будем работать с текстом учебника « Основы мировых религиозных культур».
Откройте учебник на стр. 74
Вы будете читать эту статью и простым карандашом делать пометки знаком « v» ( метод « инсерт» ЧПКМ») тех предложений, которые по – вашему мнению являются самыми важными в теме урока « Семья»
-Начинайте читать и делать пометки.

Чтение текста

Обсуждение прочитанного и проанализированного.

Вы прочитали и каждый по-своему проанализировал текст о семье.
Прочитайте, пожалуйста, те предложения, которые отражают проблемы, обсуждаемые сегодня нами.
-Слушайте внимательно .

Физкультминутка
(слайд № 4)

Сообщение новой информации
- Есть ли отличия в семье и семейных традициях разных религий?
-Как вы думаете?
-Ребята подготовили сообщения и презентации о семейных традициях разных религий.
-Слушайте внимательно и определите главные семейные традиции в каждой религии, что общего и ценного в семьях всех религий

Выступление обучающихся и показ презентации

Христианство
( слайд № 5)
Самой распространенной религией в мире является христианство. Брак и семья рассматриваются как священное созидание каждого христианина длящееся всю жизнь. Брак считается таинством, подарком от Бога.
Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.
У детей в христианстве есть две основные обязанности по отношению к семье: подчиняться родителям до совершеннолетия и почитать их всю жизнь. Родители в свою очередь должны хорошо заботиться о детях, любить их и своим поведением подавать им пример достойного поведения.

Ислам
( слайд № 6)
 Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».
 1.Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.
2.Вот каковы ценности исламской семьи:
Основа семьи – это муж и жена.
3.. Обязанности мужа перед женой
Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её; Сказано в Священном Коране: “Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой”.
4. Муж должен зарабатывать средства–халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым.
5. Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко.
6. Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха сказал: “Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы”.
7. Надо расходовать деньги на неё равномерно, так, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.
1. Обязанности жены перед мужем:
Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
2. Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.
3. Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться.
4. Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено.
5. Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.
1. Обязанности родителей перед детьми
Дети –это дар Всевышнего Аллаха; они являются украшением семьи и приносят в дом счастье. Родители, должны одинаково радоваться рождению как мальчика, так и девочки. Они ответственны перед Аллахом и обществом за воспитание своего ребенка. Вырастить ребенка здоровым, как физически, так и духовно; дать ребенку образование, обучить какой-нибудь профессии, чтобы он смог зарабатывать, когда вырастет; любить детей, уделять им время, потому что они нуждаются в этом так же, как и в пище.
Буддизм
( слайд № 7)
1.Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь.
2.Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям:
-Уводить их от зла
-побуждать их делать добро
- дать им хорошее образование
-устроить им подходящий брак
-передать им наследство
- почитать отца и мать
3.Буддийская мудрость советует родителям: не воспитывай детей забитыми, учиняя наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития. Если воспитаешь в них гордость и жизнерадостность, они будут полезны в будущем.
4.Вот 5 способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям:
Исполнять обязанности, возложенные на них родителями
-сохранять семейный уклад и традиции
-прислушиваться к советам родителей
-чтить их старость и быть им опорой
Вести себя так, чтобы быть достойными наследства.
5.Считается неприличным размахивать руками при разговоре, сидеть нога на ногу в присутствии старших и вмешиваться в их разговор, громко разговаривать

Иудаизм
( слайд № 8)
1.Одна из важнейших ценностей в иудаизме это семейное согласие - шлом-баит.
2.Первая заповедь в ней “ чти отца твоего и мать твою”. У молодого человека хотели купить драгоценный камень за 100 динаров. Он пошел принести этот камень, но обнаружил, что его отец уснул и ключ от шкатулки в руке отца. Вышел к ним и сказал: “Не могу я вам принести его”. Они подумали: “ Наверное, он хочет еще денег!” Повысили цену до200, до 1000. Проснулся отец, молодой человек пошел и принес им камень. Давали ему 1000, но он взял лишь100 динаров, и сказал: “Разве я продам почитание своего отца за деньги?!”
3.При заключении еврейского брака заключается брачный контракт, называемый ктуба.
Ктуба определяет ответственность мужа и жены друг к другу и детям. Муж обязуется чтить жену, содержать детей. Муж не должен бить жену, уезжать из дома надолго, даже по работе, уезжать сразу после ссоры.
Жена должна уважать и любить мужа, хорошо заботиться о детях, быть с ними нежной и ласковой.
4.Чадолюбие – характерная черта еврейского общества. Отец обязан научить ребенка Торе, дать ему профессию и найти невесту. Родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей.
5.А человека, нежелающего вступать в брак и воспитывать детей сравнивают с убийцей
Выделение общих семейных ценностей
( слайд № 9)

1.Почитание родителей
2.Согласие
3.Уважение
4.Прощение
5.Любовь мужа и жены друг к другу
6.Любовь родителей к детям



Зачитывают определение понятия « семья» , используя информацию слайда№ 3.


Чтение текста учебника на стр. 74. Использование метода « инсерт».










Зачитывают полученную информацию из текста учебника.





Физкультминутка


Ответы на вопросы






Сообщения учащихся с использованием презентации.

4. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с пословицами . Развитие речи.
Предлагаю вам для закрепления знаний работу с пословицами.
Сейчас каждая пара получит пословицу.
Вы внимательно ее вместе
- прочитаете
-выберите ключевое слово
-обсудите смысл пословицы
- решите, кто из вас будет читать пословицу, а кто будет объяснять смысл

Синквейн

( слайд № 10)

Мы много сегодня узнали о семье. семейных традициях и ценностях каждой религии.
Давайте обобщим наши знания, написав синквейн ( метод ЧПКМ) по теме «Семья»

-Прочитайте свои работы.

Проверь себя

( слайды № 11, 12, 13, 14)

Подведение итогов работы

Наша работа на уроке подходит к завершению.
Давайте мы вспомним какие проблемы и вопросы по теме семья мы ставили и на все ли нашли ответы и как .

Рефлексия

Продолжите, пожалуйста . фразу :
«Сегодня на уроке мне больше всего запомнилась работа »

Самооценка

Оцените , пожалуйста, свою работу и настроение на уроке.
У вас осталось 2 карточки с ромашками- символом семьи – одна распустившаяся . а другая –нет.
-Выберите ту карточку, которая отразила бы вашу работу и ваше настроение на уроке
( Звучит мелодия песни « Это моя семья»)



Домашнее задание
-Если бы вы были учителем, какое задание по теме нашего урока могли предложить своим одноклассникам?
-Выберите то, которое вам больше всего понравилось.
-Спасибо за работу на уроке.

Работа в паре. Чтение пословиц. Определение смысла пословиц. Презентация пословиц














Пишут синквейн.
Озвучивают синквейн.










Зачитывают задания из раздела « Проверь себя. Контроль» ( Электронное приложение к учебнику).
Выбирают правильный ответ, аргументируют свой выбор.


Озвучивают проблемы, поставленные в начале урока.




Продолжают фразу «Сегодня на уроке мне больше всего запомнилась работа »




Выбирают одну из карточек , приклеивают на стенд на доске.






Предлагают различные варианты домашнего задания.




ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1)
2)
3)
4)
5)


15