Конспект урока по ОРКСЭ на тему: Семья. Семейные ценности.
Тема урока: Семья. Семейные ценности.
Модуль: основы мировых религиозных культур
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
создать условия для формирования понятия «семья», формировать уважение к членам своей семьи, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейными традициям и ценностям.
Планируемые результаты:
дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье и между поколениями;
способствовать формированию ценностного отношения к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать уважение и трудолюбие.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить определять цель задания, корректировать работу по ходу его выполнения, высказывать свое предположение на основе учебного материала; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД: учиться анализировать, выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Основы мировых религиозных культур», ромашки, карта России
Структура и ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1. Организационный момент.
Создать эмоциональный настрой на работу:
Добрую сказку помню я с детства,Хочу, чтобы сказку послушал и ты,Пусть подкрадётся к самому сердцуИ зародится в нём зерно доброты.
Давайте подарим улыбки друг другу.
Проверить готовность к уроку; создать эмоциональный настрой.
Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
2. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Прослушайте сказку В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.– Ты кто? – спрашивает Муравей.– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.–Почему погиб Лепесток?– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?(ответы детей)– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
– У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. – Как вы думаете почему именно этот цветок выбран нами? ( на столах лежит отрывок из повести о Петре и Февронии) (День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ – ромашка).
-Сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
- Знакомы ли вам понятия семья, семейные ценности, семейные традиции, понимание, любовь?
Читает учащийся
Участвуют в беседе.
Определяют тему урока, выдвигают предположение о цели и задачах урока.
Работа в парах
Чтение детьми отрывка из повести о Петре и Февронии.
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
Строить свои речевые высказывания в устной форме.
Регулятивная УУД: определяют и формируют учебную задачу
3. Проблемная ситуация.
Дискуссия:
- Что такое счастье?
- А все ли люди хотят быть счастливыми?
- Что значит быть счастливым с вашей точки зрения?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Элементы проектной деятельности.
- Как вы понимаете выражение «счастье в семье».
- Как можно принести СЧАСТЬЕ в семью?
- От чего зависит счастье в каждой семье?
- Для чего нужны семейные нам традиции?
Участвуют в дискуссии, высказывают своё мнение.
.
Предположения детей.
Выводы детей.
Познавательные УУД: постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.
Личностные УУД: уметь подбирать верную характеристику понятия.
Формирование умения делать выводы.
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.
Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.
4. Изучение темы и осмысление материала урока.
5. Закрепление изученного.
Познакомить с понятием «семья», «семейные ценности»
Что же такое семья?
- СемьяКакое маленькое слово, а как много вложено в него. Очень часто мы слышим и произносим семья, но часто ли мы задумываемся о том, что оно означает? Какое определение можно дать понятию «семья»?
Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова и узнаем, как трактуется это слово. (Семья – группа живущих вместе близких родственников)
Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»?
-Слово «семья» греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливом отце. В семье ребенок всегда любим и желанен.
- Слово «семья» состоит из 2 частей «семь» и «я». Почему?
- А для чего люди создают семью?
- Как называются люди, объединенные одной семьей?
- Кем вы приходитесь своим родителям?
- Как родители вас называют?
- Но и у ваших мама и пап есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и приходятся вам близкими родственниками.
-Кем они вам приходятся?
- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье был покой и уважение?
- Как вы думаете, на чем держится семья?
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них (рассказывает учитель)
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
- Каких?
На доске расположена ромашка на обратной стороне названия качеств.
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Взаимопомощь, Дружба
Фронтальная беседа. Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.
Групповая работа со словарём.
Ответы детей, выводы.
Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья»
Дети называют качества
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД: Уметь в коммуникации строить высказывания.
Коммуникативные УУД:
формируют умения выражать свои мысли
Работа в парах.
Составь пословицы из предложенных частей:
- Объясните, как вы понимаете пословицы.
Семья в куче - не страшна и туча.
В семье и каша гуще.
На что и клад, когда в семье лад.
Без совета стариков дело не пойдет.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Мать – святыня, с ней не спорят.
Мать сказала – Бог сказал.
Нет ничего на свете краше, чем матери наши.
Мать в семье – клад.
Предположения детей.
Работа в парах. Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения.
Объяснение пословиц.
Коммуникативные УУД:
Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.
сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
6. Осмысление и обобщение материала.
Работа в группах.
Учитель, беседуя с детьми, устанавливает осознанность восприятия. Обобщение материала.
Поработаем в группах.
Поставить учебную задачу,
организовать проверку выполненного задания.
- Давайте рассмотрим значение семьи разных культур и определим, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах.
1 группа: Семья в иудейской религиозной культуре
В иудаизме брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё первым людям- Адаму и Еве. Бездетность в свою очередь, считалась огромным наказанием, равносильным смерти.
Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется». (из учебника «основы мировых религиозных культур»)
2 группа: Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Материнская любовь, которая окружает всех теплом и заботой, воспринимается в буддизме как идеал человеческих взаимоотношений. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям(из учебника «основы мировых религиозных культур»)
3 группа: Семья в православной культуре
Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека, и тем более членам своей семьи.
Любовь - основа основ семьи и православия. (из учебника «основы мировых религиозных культур»)
4 группа: Семья в исламской религиозной культуре.
Ислам рассматривает брак как обязанность, а многочисленное потомство как знак Божьего благоволения. (из учебника «основы мировых религиозных культур»)
-Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными и понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Они должны поддерживать и понимать друг друга.
Группы получают задания и обрабатывают информацию. (работа с учебником) Выполняют задание, обобщают, делают выводы.
Учащиеся работают с информацией в группах сменного состава: обсуждают, сравнивают ценности семей разных культур, делятся своей информацией, делают выводы.
Дети учатся анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы.
Обучающиеся получают возможность
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
Личностные УУД: уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.
Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: строить свои речевые высказывания в устной форме.
Познавательные УУД: уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД: желание и стремление
к познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
Коммуникативные УУД: учиться высказывать свое предположение (версию); проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
формируют умения выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
7. Рефлексия деятельности
(итог урока).
Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний
- Какие ценности являются общими для всех семей?
– Ребята, давайте возьмем наши ромашки в руки. Чувствуете, какие они тёплые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.
- А сейчас кому понравилось на нашем уроке изобразите в центре ромашки улыбку, а кому нет – грусть. И прикрепим символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть наша страна крепнет и процветает. Ведь крепкая семья –сильная страна.
- И закончить урок я бы хотела стихотворением.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья-это труд, друг о друге забота
Семья-это много домашней работы.
Семья -это важно!
Семья -это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
Дети прикрепляют свои ромашки к карте страны
Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы
Личностные УУД:
понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.
15