Педагогический совет (в форме практического семинара) по воспитательной работе на тему:Школа территория толерантности


КГУ «Свердловская средняя школа»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
( в форме практического семинара)
по воспитательной работе на тему:
«Школа – территория толерантности»
8191530289500
Подготовили: Зам.по ВР Михайлёва Е.А.
Педагог – психолог: Коломенская М.В.
Ноябрь 2015 год
Цель: укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.
Семинар призван помочь участникам:
- осознать необходимость применения принципов толерантности в педагогической практике;
- освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров;
- осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания толерантности.
Для эффективной работы нужна атмосфера доверительных отношений, эмоционального контакта при общении, взаимопонимания, согласованности действий, чувства «нам хорошо вместе». Такую атмосферу нам поможет создать мини-тренинг под руководством психолога.
Зам. по ВР
Уважаемые коллеги! Мы начинаем наш педагогический совет, эпиграфом к которому мы взяли слова Бернарда Шоу.
"Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди".
Б. Шоу
Тема нашей сегодняшней встречи: «Школа – территория толерантности» Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает. С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны во многих областяхчеловечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствия. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств человека: отношения к труду, мышления, веры и т. д. Всем ясно и понятно, что нашему обществу и стране трудно. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. 16 ноября - Международный день толерантности.
312674032004000Часть 1
Педагог - психолог
Упражнение «Моё Я».
-18097530734000Упражнение «Найди сходства»

Цель: снижение напряжения, создание доверительной атмосферы, сплочение участников творческих групп.
Вопросы для рефлексии:
- Что вы почувствовали в процессе выполнения упражнений?
- Опишите свои ощущения. Что вам больше всего понравилось?
- Вы настроены на творческую работу в группах?
Часть 2 Практическая часть
Зам. по ВР
Ведущий семинара просит образовать творческие группы, согласно своим внутренним установкам.
I группа «Молодость» (начинающие работать в школе педагоги)
II группа «Опыт» (кл. руководители, работающие в развивающем режиме)
19875549085500III группа «Профессионализм» (педагоги с большим стажем и опытом воспитательной работы)
Молитва о встрече
(Зам. по ВР, педагог-психолог)
Я пришла в это мир
Не для того, чтобы оправдывать ваши надежды,
Не для того, чтобы отвечать вашим интересам,
372427528575000-19050023749000Не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям.
И вы пришли в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать нашим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать наши надежды.
Потому что я – это я,
А ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли
Друг друга – то это прекрасно!
А если нет, ну и что ж ничего не поделаешь!
- Как вы думаете, какое отношение эта молитва имеет к толерантности? Какую мысль она нам посылает? (ответ групп)
Посмотрите, вокруг вас такие же свечи. Они излучают свет, в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют нас всех в одно единое целое, в один дружный и крепкий коллектив.
Вывод: никто не обладает абсолютной властью над другим. Не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Эта мысль будет ключевой на семинаре.
Бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю.
Педагог - психолог
Результаты анкетирования «Самооценка отношений в семье»
Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. Поэтому нам, учителям, ни в коем разе нельзя оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша задача раскрыть суть духовных ценностей, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность.
Зам. по ВР:
Мастерская «Портрет толерантного педагога»
В ходе мастерской необходимо:
- выявить причины, способствующие толерантности и мешающие учителю быть толерантным;
- говорить об условиях создания толерантного пространства в школе;
- создать и защищать проекты «10 шагов к толерантности педагога»;
- создать кодекс толерантного педагога к проекту «Профессиональный кодекс педагога школы».
Необходимо принять правила работы в группах.
1) Правило общей активности
Результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом.
2) Правило важной информации
Говорим только главное. Нам важно мнение каждого. Одновременно говорит только
один.
3) Правило разделения мыслей и чувств
Требуется поделиться мыслями – сообщаем о размышлениях, рассуждениях.
Требуется поделиться чувствами – сообщаем о пережитом. Запрещены оценочные
суждения и оскорбления.
4) Правило «здесь и теперь»
-18097510160000Обсуждение важной для каждого информации. Мыслей, чувств не откладывается на потом.
Задание № 1
На ваших столах карточки со словами – качествами толерантной и интолерантойличности. Дополните списки положительными и отрицательными качествами, которые вы, соответственно, хотели и не желали бы видеть в педагоге. Способом ранжирования выделите 5 качеств, на ваш взгляд, совершенно необходимых для толерантного педагога и 5 качеств недопустимых в личности педагога с точки зрения толерантности.
303911027622500Таким образом, мы создадим ядро педагогической толерантности, характерное для нашего коллектива.
Схема № 1
Толерантная личность Интолерантная личность
- Терпимость к чужим мнениям, поведению. - Непонимание
- Уважение прав других - Игнорирование
-8318534988500- Принятие другого таким, какой он есть. – Эгоизм
- Прощение - Нетерпимость
- Милосердие - Пренебрежение
- Сотрудничество, дух партнерства - Раздражительность
- Признание многообразия - Равнодушие
- Понимание - Цинизм
- Снисходительность - Агрессивность
- Сострадание - Амбициозность- Доверие - Авторитаризм
- Альтруизм - Конфликтность
- Отказ от доминирования - Инертность
- Тактичность - Настороженность в общении
- Самообладание - Властолюбие
(Выступление групп)
Свой выбор вам необходимо аргументировать.
Для того чтобы мы могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, взрослым необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.
Воспитывать толерантность — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Ни один человек не может быть на 100% толерантным. Есть факты, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность. Что, на ваш взгляд, в педагогической деятельности в нашей школе способствует толерантности и что мешает учителю быть толерантным?
(выступление)
Зам. по ВР
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
Выделяют большое количество методов воспитания толерантности
(убеждения, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др)
Формы и методы воспитания толерантности:
Беседа
Встречи с интересными людьми
Вечера отдыха
Экскурсии
Путешествия, выход на природу
Совместные творческие дела
Дискуссии
Игровые и конкурсные программы
Классные часы
Акции милосердия
Игровые тренинги
+ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Никто не может любить другого,если до этого не полюбил себя...
Эразм РоттердамскийПедагог-психолог школы
Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе.
Результаты анкетирования «Насколько мы терпимы?»
Уважать каждого учащегося, видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца учителя. Учитель- это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений.
Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями, поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен, уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других.
Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы».
Высказывания детей
Результаты анкетирования «Самооценка толерантности учителя»
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ
(Зам. по ВР, педагог-психолог)
Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!
Зам. по ВР
Задание № 2
347599026416000-5461026416000УПРАЖНЕНИЕ (с помощью кубика) «Продолжи фразу»
Педагог-психолог
Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновенное портить жизнь окружающим. Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, педагогам.
Зам. по ВР
Задание № 3 «Карта проблемы»
Из перечисленных проблем выберите одну. Сформулируйте еѐ как можно точнее илаконичнее и предложите схему еѐ разрешения. Вам поможет памятка-схема работы надпроблемой.
Задания педагогам по группам:
Ученик получил отметку 3. Вы хотите его поддержать, придумайте соответствующий текст.
( Я знаю, что твоя тройка- это улыбка судьбы, потому что завтра будет другой день и ты, как всегда, блеснёшь своими знаниями, а я с удовольствием поставлю тебе высший балл).
Ученик отказался отвечать, как вербально поступить в данном случае?
( Твой отказ отвечать я расцениваю не как вызов, а как временную передышку перед решительным наступлением.Главное, что мы вместе и что всё будет хорошо)
 Ученик впервые получил высокую отметку, сопроводите её какой-нибудь очень значимой фразой.
( Ребята, сегодня Володя получил первое публичное признание своих успехов, и пусть так будет с каждым, и пусть так будет всегда)
Вы ставите ученику неудовлетворительную отметку в дневник. Что вы при этом ему можете сказать?
(Многие талантливые люди получали в школе неудовлетворительные оценки, и это не помешало совершать чудеса на избранном ими пути. Думаю, что когда-нибудь ты будешь вспоминать эту оценку с улыбкой, потому что я верю тебе и знаю, что ты сумеешь преодолеть временные трудности, а я всегда готов помочь тебе в твоих начинаниях).
- Выступление групп по карте проблем.
338899513906500-2787651841500
-299085-127000Педагог-психолог
«Счастье редко дается человеку «большим куском». В течение дня бывает много таких кусков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые нас часто огорчают.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее 20 хороших событий дня, начиная фразой «Я заслуживаю…». Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим.
Хочется обратить внимание на то, что человек не всегда доволен своим поведением, это ведет к напряжению, тревожности, которые накапливаясь, оказывают неблагоприятные влияния. Есть много способов снимать это напряжение. Например, упражнение «Чайничек». Чайничек (бу-бу-бу) с крышечкой (ля-ля-ля), крышечка (ля-ля-ля) с шишечкой (ши-ши-ши), шишечка (ши-ши-ши), с дырочкой (дыр-дыр-дыр), с дырочки(дыр – дыр - дыр) пар идет. (Усложняем задание).
Упражнение «Волшебное озеро». А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку (у каждой группы) . Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
Вопросы:
1.Изменилась ли ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
2.Как в ходе этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?
3.Какого отношения Вы ждете к себе как уникальной и неповторимой личности?
Каждый человек уникален, и этим он представляет ценность для других.
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относиться к окружающим, принимать других такими, какие они есть.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу, то это и будет проявлением толерантности. Я предлагаю Вам продолжить работу в группах.
Зам.по ВР
Задание № 4 «10 шагов к толерантности педагога» (5 минут)
-24955586233000Если образно представить процесс толерантности, то более всего он похож на лестницу, поднимаясь по которой, мы достигнем бесценных сокровищ – жизнь в мире с собой и другими. Предлагаю создать и защитить проект «10 шагов к толерантности педагога». На ваших столах те самые лестницы-чудесницы. 3 первые ступеньки бесспорны.
Первая ступень этой лестницы - ступень Признания. Признание – способность
22034559245500видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики
мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных.
Вторая ступень – ступень Принятия. Принятие – положительное отношение к таким
отличиям.
Третья ступень – ступень Понимания. Понимание – умение видеть другого изнутри,
-25019013081000способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения – своей и его.
Следующие ступени – ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени (7)
Но, как все мы понимаем, у лестницы должна быть опора. Она должна на чем-то стоять. Предложите основной, базовый тезис, руководствуясь, которыми, мы сможем твердо и уверенно подниматься по ней, не боясь, что она в любой момент может обрушиться.
(Защита проектов).
-190500723900033794707239000
-190500119443500342709590297000Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Важно не только то, о чем мы говорили сегодня, а то, что вы вынесете в реальную жизнь, как изменятся ваши отношения с людьми.
Уважаемые коллеги! Любите друг друга и учитесь прощать! Спасибо за внимание! Решение педагогического совета:
-3556006667500— Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей.
— Провести классные часы и родительские собрания на тему формирование толерантных отношений.
Педагог-психолог
Упражнение «Подарок»