Открытый урок по самопознанию по теме Семейные ценности
Сыромятникова Татьяна Борисовна – учитель самопознания осш №17 имени Лермонтова г.Шымкента Казахстан
Открытый урок по самопознанию
Тема: Семейные ценности
Цель: показать ценности семьи ; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним; создать информационное поле о благополучной семье.
Задачи:
Активизировать и расширить знания детей об окружающем мире
Развивать чувство гордости за свою семью
Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям
Добрый день уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада всех вас видеть на нашем уроке, надеюсь что и у вас доброе, хорошее настроение. И по традиции мы начинаем его с позитивного настроя. Включить музыку.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо, закройте глаза, руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения на все живое повсюду… посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете…Свет внутри меня…я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Открываем глаза, улыбнулись и продолжаем урок.
Наш урок мне хочется начать с одной древней притчи:
«Однажды молодые рыбёшки, живущие в реке, спросили у старой рыбы, знает ли она, что такое вода. Старая рыба ответила: «Я не знаю, что такое вода, но, когда нас вытащат из неё, мы поймём истину. »Как вы думаете:
- Чем была вода для её обитателей? (домом)
- Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбёшек? (взрослые и дети)
- Как называют группу людей, состоящую из взрослых и детей, живущих в одном доме? (семья)
А как вы думаете, тема урока сегодня у нас какая? (семья) Правильно, семья – слово знакомое каждому из нас. Поэтому эпиграфом нашего урока я взяла слова Марины Симоновой, прочитаем его…
Как плохо жить, как больно жить на свете
Без стебелька, без листьев, без корней.
Марина Симонова
Это о семье. А в слове семья есть всё: и корни, и листья, и стебельки, и солнце, и тепло, и ласка, и строгость, и забота, и любовь.
Итак, тема урока у нас называется «Семья – есть жизнь и в этом суть».
Домашнее задание.
Ребята это большое счастье иметь родительский дом, семью, ведь с первых мгновений жизни она рядом с каждым из нас. Семья – это родительский дом, папа, мама, бабушка, дедушка, это сестры, братья. Домашним заданием было сделать видеоролик, составить древо жизни, коллаж о своей семье. Давайте посмотрим, что о своей семье подготовил Горкуша Артем.
Вот ребята познакомились с семьей Горкуши Артема. Спасибо, Артем, нам было очень интересно познакомиться с твоей семьей.
Кто еще хочет рассказать о своей семье? Давайте послушаем Скуратову Екатерину. Спасибо Катя.
А у казахского народа особо почитается, когда каждый человек знает свою родословную по 7 поколение. Давайте послушаем, что расскажет нам о своей семье Нисамбекова Каршыга. Спасибо Каршыга.
Знать свою родословную, свято чтить и хранить традиции своей семьи и своего народа обязан каждый человек.
Ребята, кто еще хочет рассказать о своей семье? А сейчас давайте послушаем Губанова Артема. Спасибо Артем.
Ребята, каждый из вас с такой любовью и нежностью говорит о своей семье и это замечательно.
Народная мудрость гласит «Не нужен клад, если в семье лад» и эти слова являются цитатой урока.
Как вы понимаете эти слова?
Давайте немного отдохнем. Сейчас разминка, собери пословицу. На доске написаны слова. Расположите их так, чтоб получилась пословица.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Всякая птица своё гнездо любит.
Где родился, там и пригодился.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Молодцы справились. Как вы уже догадались, это были пословицы о семье.
Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом дом, семья? ….. А теперь давайте с вами построим дом счастья, в котором всем хорошо, и в котором все счастливы.
Семья - это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. О семье написаны замечательные, теплые стихи. Диана, пожалуйста.
Семья это здорово, семья это весело. Дима, пожалуйста. Спасибо, садись.
Ребята, давайте прочитаем цитаты, высказывания о семье….. Какие замечательные слова, глубокие мысли… Так хочется чтобы у каждого из нас была крепкая, счастливая семья.
А сейчас мы с вами составим синквейн, что такое синквейн вы помните – это необычное стихотворение, которое написано в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.А теперь давайте составим синквейн со словом семья.
От каждого члена семьи зависит, какая будет семья, но особая роль – это роль хранительницы очага, матери. Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почитания матери.
Есть еще одна замечательная притча о семье. Послушаем еще одну притчу.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
А в конце листа:
« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил:
"И мира тоже".
На чем строится семья, какие важные слова из притчи возьмем в свою семью? Давайте произнесем их все вместе.
Читают вместе.
И в заключении послушаем песню о семье.
Пусть счастье, мир, радость, любовь будет в каждой семье.
Всем спасибо. Всем всего доброго.