Методическая разработка Планирование работы с родителями в логопедической подготовительной к школе группе (дошкольники)
Планирование работы с родителями
в логопедической группе
Многолетний опыт работы в логопедической группе показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда, воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. Наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями с родителями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать и увлечь их.
Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.
План работы с родителями
в подготовительной к школе группе
Дата
Мероприятия
Цели, содержание
Сентябрь
Консультация
«Ознакомление родителей с договором
о выполнении правил посещения логопедической группы»
Фотовернисаж
«Как я провёл лето?»
(с рассказами детей)
Анкетирование
«Ваши запросы,
наши возможности»
Консультация
«Значение режима
в воспитании старшего дошкольника»
Конкурс
«Макет природной зоны»
- информирование родителей об изменениях в договоре о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей обучающихся.
- совместная с родителями организация фотовыставки;
- стимулирование эмоционального контакта между родителями и ребёнком.
- выявление запросов родителей, воспитывающих ребёнка старшего дошкольного возраста с речевой патологией;
- оценивание адекватности предъявляемых к логопеду, воспитателям требований.
- формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей.
- совместное с родителями изготовление детских работ.
Октябрь
Родительское собрание
«Как правильно подготовить ребёнка
к школе?»
Индивидуальные консультации
«Домашнее задание.
Как его выполнять?»
Выставка детских работ
«Осенняя палитра»
Консультация
«Воспитание самостоятельности»
Оформление ширмы
«Ребенок и дорога»
Памятка для родителей «Обучение детей безопасному поведению на дороге».
- ознакомление родителей с результатами диагностики детей;
- уточнение понятий «психологическая, физическая, умственная готовность к школе»;
- определение направлений работы по обучению, воспитанию и коррекции детей.
- знакомство родителей с правилами выполнения домашних заданий.
- совместное с родителями изготовление детских работ.
- оказание помощи родителям в формировании положительных черт характера.
- объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни;
- распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
Ноябрь
Консультации
«Воспитание трудолюбия»,
«О правильной осанке»
Конкурс
«Мамины руки не знают скуки»
Оформление папок-передвижек
«Без труда нет плода»,
«Игры для всей семьи»
(математические игры)
Оформление почты
для родителей «Логофакс»
- оказание индивидуальной помощи родителям в решении проблем воспитания и развития детей.
- воспитание взаимодействия ребёнка и взрослого
- просвещение родителей по направлению - трудовое воспитание детей;
- оказание помощи родителям в организации математических игр в домашних условиях.
- информирование родителей о создании почты и её назначении.
Декабрь
Семинар-практикум
«Дидактические игры
как основа для развития навыков звукового анализа и синтеза
у старших дошкольников»
Консультация
«Здоровый ребёнок – залог успешного обучения в школе»
Оформление папки-передвижки «Опасные ситуации дома
и на улице»
Индивидуальная беседа
«Дружба
со сверстниками»
Конкурс
«Новогодняя сказка»
- объяснение сущности понятия «звуко-буквенный анализ и синтез»;
- обсуждение последовательной схемы разбора слов с детьми;
- выполнение упражнений родителями.
- ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника.
- ознакомление родителей с техникой безопасности старших дошкольников.
- разъяснение родителям необходимости воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
- развитие творческого воображения и связной речи детей;
- стимулирование эмоционального контакта между родителями и ребёнком.
Январь
Родительское собрание
в форме круглого стола
·«Учим детей читать»
(открытый просмотр фронтального занятия
по подготовке
к обучению грамоте)
Семинар-практикум
«Юные математики»
Индивидуальные беседы
«Аппетит ребенка»,
«Медлительность и гиперактивность ребенка»
Оформление буклета
«Новогодние праздники на Руси»
- знакомство родителей с технологией обучения детей чтению в логопедической группе;
- предупреждение дислексии у детей старшего дошкольного возраста.
- знакомство родителей с технологией проведения логических игр.
- оказание индивидуальной помощи родителям в решении проблем воспитания и развития.
- информирование родителей об особенностях проведения новогодних праздников на Руси.
Февраль
Семинар-практикум
«Учимся говорить выразительно»
Папка – передвижка «Компьютерные игры
для детей дошкольного возраста»
Консультация
«Что нужно знать
о навыках письма?»
Оформление буклета
«Что делать, если ребёнок левша?»
Вернисаж
«Профессия - военный»
Дискуссия
«Воспитание
без наказаний»
(из опыта семейного воспитания)
- знакомство родителей с приёмами формирования выразительной речи у детей;
- расширение форм взаимодействия между педагогами и родителями.
- знакомство родителей с многообразием детских развивающих компьютерных игр;
- информирование родителей старших дошкольников о санитарных нормах занятий с компьютером.
- ознакомление родителей с требованиями начальной школы по формированию навыков письма у детей;
- предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
- знакомство родителей с рекомендациями по становлению письма у леворуких детей.
- привлечение родителей к совместному участию с детьми в конкурсе рисунков.
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей;
- формирование эмоционального контакта между семьями воспитанников.
Март
Вечер-встреча
за круглым столом
«Семья на пороге школьной жизни ребёнка?
Проведение
совместного занятия
детей с родителями
«Встаньте буквы
дружно в ряд»
Оформление буклетов
«Речевая готовность
к школе»,
«Портрет будущего первоклассника»
Посиделки
«Мама – лучшая подружка»
Выставка поделок
«Цветочная страна»
- обсуждение точек зрения родителей и педагогов о роли семьи в предшкольный период жизни ребёнка.
- демонстрация родителям успехов детей;
- просвещение родителей в вопросе обучения грамоте старших дошкольников;
- формирование эмоционального контакта родителей с детьми.
- просвещение родителей в вопросе готовности старших дошкольников к школе;
- способствовать созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье;
- воспитание любви и уважения к матери.
- совместное изготовление детских работ.
Апрель
Семинар-практикум «Использование мнемотаблиц
при составлении связного рассказа»
(метод проведения: имитационная игра)
Видеоконсультация
«Для речи нужна зарядка»
Выставка семейных работ
«Буквы-самоделки»
Папка – передвижка «Компьютерные игры
для детей
дошкольного возраста»
Индивидуальная беседы
«Упрямство и
как с ним бороться»
- информирование, обсуждение методов и приёмов развития связной речи;
- упражнение родителей в использовании мнемотаблиц при составлении связного рассказа.
-определение значимости артикуляционной гимнастики для успешного обучения детей в школе;
- демонстрация типичных трудностей детей при выполнении артикуляционной гимнастики.
- организация совместной с родителями выставки букв-самоделок (первая буква в имени ребёнка).
- оказание помощи родителям при выборе компьютерной игры для ребёнка;
- знакомство родителей со способами защиты здоровья детей при использовании компьютера.
- оказание помощи родителям в формировании положительных черт характера.
Май
Родительское собрание
«Вот и стали мы на год взрослей»
(в форме совместной игры
«Что? Где? Когда?»)
Консультация
«Повышение
психолого-педагогической компетентности родителей
через СМИ»
Выставка рисунков
«Я иду в школу!»
Презентация фильма
«Странички
из жизни группы»
- подведение итогов коррекционного обучения и воспитания за прошедший учебный год;
- ознакомление родителей с требованиями начальной школы к развитию детей; обзор существующих программ в школе.
- обзор психологических, логопедических журналов, сайтов.
- демонстрация родителям мотивационной готовности детей к школе.
- подведение итогов коррекции, обучения и воспитания детей в детском саду.
15