План-конспект семинара-практикума с элементами тренинга


\s
Введение
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей.
Человек с момента рождения общается с другими людьми. Но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Актуальность проблемы психологической компетенции педагога в образовании связана, прежде всего, с ориентацией общества на решение задач модернизации содержания общего среднего образования и повышение уровня образованности обучающихся. Современные концепции образования предлагают отказаться от традиционных знаний, умений, навыков и ориентироваться на ключевые компетенции в общественно - политической, интеллектуальной, информационной, коммуникационной и прочих сферах. Имидж и компетентность признаны в качестве важнейших условий успешности профессиональной деятельности личности, в том числе педагогической. Новая образовательная парадигма в качестве приоритета профессионального образования ориентируется на интересы личности, а также направлена на становление профессионального имиджа: эрудиции, компетентности, конкурентоспособности, творческих начал и культуры личности.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЛОН
«Основные теоретические подходы по проблеме развития навыков эффективной коммуникации педагогов, в условиях внедрения ФГОС»
Подготовила
педагог-психолог
Макарова М.А.
Городской округ город Выкса
2015-16 г.г.
Способность четко, уверенно и убедительно
излагать свои мысли – это искусство,
научиться которому может каждый.
Совершенство же достигается только практикой.
Освоив необходимые для эффективного
общения навыки и обретя уверенность в себе,
вы обеспечите успех своей карьеры
и никогда не окажетесь в ситуации,
когда вам не будет хватать слов!
Цель:
познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации;
отработать навыки «Я-презентации», эффективного владения навыками вербальной и невербальной коммуникации;
поддержать Я-концепцию участников;
развивать способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей, своих воспитанников и коллег;
ознакомить педагогов с техникой «Я – сообщения». Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщения»;
познакомить педагогов с новыми видами работы по профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в ОУ.
ЗАСЕДАНИЕ №1
Тема: «Основные теоретические подходы по проблеме развития навыков эффективной коммуникации. Отработка навыков «Я-презентации», навыков эффективного владения вербальной и невербальной коммуникации педагогов, в условиях внедрения ФГОС»
Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невербальной коммуникации. Выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе, поддержать Я-концепцию участников. Способствовать осознанию участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.
Оборудование: демонстрационная таблица с силуэтным изображением дерева для упражнения «Дерево цели», мольберты, цветные стикеры, мяч, карандаши, листы бумаги, музыкальный центр, фонограммы.
Ход семинара
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас в нашем зале. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга.
Приветствие. Игра «Здравствуй друг»
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются).
Нашу встречу нам хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон).
Сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители. Это означает, что современный педагог должен владеть наукой деловых отношений, уметь вести переговоры, давать интервью, проводить собеседования и презентации, то есть быть хорошим коммуникатором.
Чтобы определиться и проиллюстрировать цель нашего мероприятия и ожиданий от мастер-класса, я предлагаю Вам выполнить коммуникативное упражнение «Дерево цели».
Упражнение «Дерево цели».
На мольберте изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений (развитие коммуникативных умений). Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме).

Успех в любом деле зависит на 20% от профессиональной подготовленности и на 80% от общей коммуникативной компетенции. От того, насколько грамотно мы общаемся с окружающими, насколько правильно доносим свои мысли и аргументируем свою позицию, насколько чувствуем себя уверенно, зависит успех каждого из нас в любом начинании и деле.
Рассмотрим основные понятия:
Профессиональная компетентность —это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.
Компетентность коммуникативная — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Под профессионально-педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует и направляет его.
Сегодня мы с Вами постараемся практически проиграть ряд коммуникативных упражнений, направленных на развитие основных навыков эффективной коммуникации. Проанализируем результаты и объясним возможности их использования в практической деятельности.
Рассматривая коммуникативные упражнения, мы будем анализировать основные содержательные характеристики общения: восприятие и взаимооценка партнерами по общению друг друга; взаимовлияние и взаимодействие партнеров друг с другом (с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации); анализ общения (рефлексия).
Упражнение «Презентация товарища».
Первый участник представляется, называя свое имя, например — Ирина. Ведущий предлагает группе рассказать все, что они знают про Ирину. (Где живет, чем увлекается и т. п.). Ирина молча, слушает не перебивая. Свои поправки и добавления она сможет сделать позже. Если в группе возникает пауза, ведущий  может стимулировать группу спрашивая: «Это все, что вы знаете про Ирину?». При возникновении продолжительной паузы, демонстрирующей, что про Ирину рассказать больше нечего, ей предоставляется слово для добавлений и поправок.
По окончании Ирина говорит группе: «Спасибо за то, что рассказали обо мне», и слово для представления переходит следующему по кругу участнику.
Процедура заканчивается после того, как представлены все участники группы.
Упражнение хорошо проявляет общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Ведущему следует контролировать процедуру представления товарища, исключая возможность высказывания критических и недоброжелательных оценок и описаний.

Упражнение-разминка «Найди свою группу»
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.
Участникам раздаются талончики с названием группы (животные) и они должны невербально показать к какой группе относятся, и присоединиться к своей группе.
Упражнение «Я учусь у тебя».
Участники выходят в круг.
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя… » (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться… » или «Да, я могу научить… ». Затем он бросает мячик другому участнику.
Упражнение «Что себе подарить? »
Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.
Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственной картины.
Для начала мы определимся с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.
Теперь подумайте и назовите те качества, которые вам больше всего нравятся в людях. Психолог записывает на доске.
Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.
Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.



Ритуал прощания. Рефлексия.
Обсуждение по кругу:
Что понравилось?
Что вызвало трудности?
Чему способствовал проведенный семинар-практикум?
Спасибо всем за участие, и помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся.
ЗАСЕДАНИЕ №2
Цель: Повышение коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями в условиях внедрения ФГОС.
Задачи:
Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
Обобщить методический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.
Развитие способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей, своих воспитанников и коллег.
Ознакомить педагогов с техникой «Я – сообщения».
Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщения».
Ход семинара-практикума
Педагог-психолог: добрый день, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать с такой игры:
Игра «Имя +»
Цель: снятие эмоционального напряжения
Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая; Светлана – сострадающая, стеснительная, самостоятельная; Галина – главная, героическая и т.д.Игра «Кенгуру»
Цель: снятие эмоционального напряжения, помочь участникам чувствовать себя более свободно и открыто.
Педагог-психолог предлагает одному участнику, желательно обладающему артистическими способностями, выйти за дверь и там дает ему инструкцию: участник должен перед группой изображать кенгуру до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кого он изображает. Группе же ведущий говорит, что сейчас участник будет показывать кенгуру, а им нужно в течение пяти минут делать вид, что пытаются отгадать, кого он изображает, но при этом называть любых животных, кроме кенгуру.
Раскрытие понятия «коммуникативная компетентность».
Цель: Обобщить методический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.
Работа по подгруппам. Педагогам предлагается вспомнить материал предыдущего заседания и раскрыть понятие «коммуникативная компетентность».
Игра «Броуновское движение
Цель: снятие мышечного напряжения и внутренней зажатости. Если внимательно понаблюдать за участниками во время выполнения упражнения, то можно увидеть, насколько они эмоционально вовлечены в тренинговый процесс или, наоборот, отстранены от группы.
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, и ведущий называет какую-либо цифру, участники должны, взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек. Упражнение можно усложнить и сделать его более интересным. Ведущий просит объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.). Задание выполняется веселее, если участникам к тому же запрещается разговаривать.
Я -сообщения, как способ выхода из конфликтной ситуации
Цель: Ознакомить педагогов с техникой «Я – сообщения».
Современный детский сад стремится выстроить систему взаимодействия с семьей, в которой обе стороны становятся равноправными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. В педагогическом взаимодействии общение является важнейшим условием и средством развития личности. Работа с родителями – это кропотливый труд. От педагогов требуется определенные усилия, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать и как «официальное лицо», и как доверительный собеседник, с которым могут поделиться, не опасаясь осуждения. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Выделяют 2 вида общения педагога с семьей (СЛАЙД1).
Чтобы выстроить позитивное общение, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них единомышленников. (СЛАЙД 2).
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Необходимо педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. (СЛАЙД3)
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». (СЛАЙД 4).
Важно каждому воспитателю научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я - сообщения», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения. (СЛАЙД5).
Одну и ту же мысль можно вербализовать по-разному. Условно все наши сообщения другим людям можно подразделить на два типа "Я- сообщения" и "Ты-сообщения".
Разница в том, что когда мы строим наши фразы по типу "Я-сообщения", то мы, прежде всего, описываем то, что происходит с нами в ответ на поведение или слова другого человека, а не указываем ему, как действовать, что бы нам стало лучше. "Ты-сообщение" же наоборот, прежде всего, содержит рекомендацию другому, как ему поступать, при этом совершенно может не передавать никакой информации о том, почему именно мы считаем, что другой человек должен это делать.
Попросту говоря, "Я-сообщение" - это откровенная информация о вас, о том, что вам нужно, в чем состоят ваши потребности, какова ваша реакция на те или иные слова собеседника, его поведение на сложившуюся ситуацию. "Ты-сообщение" - это попытка воздействовать сразу на другого, минуя объяснения собственного состояния, по сути это приказ, критика, зачастую обвинения.
Хитрость (и сложность одновременно) применения "Я-сообщений" состоит в том, что, прежде всего нам придется задуматься и понять, что же с нами на самом деле происходит – что мы чувствуем, как себя ощущаем, чего хотим и почему, в ответ, на что у нас возникла эта эмоция, почему мы приняли это решение или вошли в это состояние. Как бы ни казалось это странным, но мы зачастую так заняты тем, что бы указывать другим что делать, что попросту отучаемся внимательно наблюдать за собой, мы сами перестаем себя понимать – как же мы можем ожидать того, чтобы другие люди правильно нас понимали? Очевидно, что для того, чтобы нас стали лучше понимать другие, нам придется заново научиться понимать себя самим! Прислушиваться, присматриваться, тонко чувствовать любые внутренние изменения состояний.
Я - сообщение состоит из 4 частей (СЛАЙД 6-8)
Алгоритм построения «Я – сообщения»:
Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда Петя не слушается…».
Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
Затем необходимо объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с не послушанием продолжение может быть таким: «потому что мне приходиться нервничать», «мне приходиться лишать его каких либо развлечений и поощрений», «мне приходиться постоянно делать замечания» и т.д.
В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжим пример с не послушанием: «Мне бы очень хотелось, чтобы Петя слышал и слушал меня».
Игра «Телохранители»
Цель: снять напряжение и усталость, приобрести навыки невербальной коммуникации. К тому же во время выполнения задания участникам нужно быть очень внимательными, и это помогает им настроиться на рабочий лад.
Группа рассчитывается на первый—второй и образует пары. Один человек должен остаться без пары, поэтому если в группе четное число человек, то тренер также принимает участие в упражнении. В круг ставятся стулья, количество которых равно числу первых игроков. Первые игроки садятся на стулья. За спинками их стульев встают вторые игроки. Так как число игроков нечетное, один стул остается свободным. Игроки, стоящие за стульями, — это телохранители. Они должны удержать на своих стульях тех, кто сидит на них. Сидящие же игроки, наоборот, хотят ускользнуть из-под чуткого контроля телохранителей и занять свободный стул. Но сделать это они могут, только если телохранитель не догадается об их намерениях и если им удастся установить невербальный контакт с телохранителем свободного стула. Если телохранители замечают, что их подопечные собираются сбежать, они быстро кладут руки им на плечи, заставляя их таким образом остаться на своем месте.
Постоянно держать руки над плечами своих напарников нельзя. Через некоторое время участники меняются ролями. В заключение игры можно обсудить, что помогало невербально договариваться друг с другом, были ли случаи, когда игроки были неправильно поняты, и т. д.
Игра для тренировки техники «Я -сообщений»
Цель: Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщения».
Для проведения игры нужно разбиться на две команды. Игра состоит из нескольких частей: решения педагогических ситуаций на основе предложенных в слайдах презентации техники «Я – сообщения» Т. Гордона, и на примерах из собственной практики.
Упражнения для тренировки на «Я-сообщение»
Упражнение 1.
Педагогам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты - сообщений» и «Я - сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я - сообщению».
Например:
Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.
Ваши слова:
1. «Когда я ем, я глух и нем».
2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
З. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».
Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания по школе.
Ваши слова:
1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?» 2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».
3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».
Упражнение 2.
Участникам предлагается вспомнить трудные ситуации в работе с родителями и составить «Ты - сообщение» и «Я - ообщение» в связи с описанной ситуацией.
В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.

Игра «Испорченный телефон»
Цель: демонстрации механизма искажения информации при многократной передаче, а также влияния личных особенностей людей на вносимые в информацию искажения.
Педагог-психолог просит выйти 5-7 человек добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 5-7 человек выходят за двери, одному (тот кто остался) тренер зачитывает текст. Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение: процент оставшейся информации от первоначального текста, способы повышения качества передачи информации, что запоминает клиент из нашего сообщения? Что ему необходимо запомнить из нашего сообщения?
Текст «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернётся к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
Подведение итогов.
Педагог-психолог: процесс общения – очень сложный процесс. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня на семинаре-практикуме вы познакомились с основными методами эффективного общения. Но совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно. А значит, тема коммуникативной компетентности остается актуальной на всех этапах, поэтому наша встреча по данной теме не последняя.
Заключительная игра « Солнышко»
Цель: вызвать у участников положительные эмоции.
Педагог – психолог: сейчас на листах бумага вам нужно будет нарисовать солнышко с лучиками. Лучиков должно быть равно количеству участников за исключением вас самого. В центре солнышка вы пишете свое имя. Сейчас мы будем передавать солнышко по кругу и на лучиках будем записывать пожелания, комплименты своим коллегам, пока ваш листочек с солнышком не вернется к вам обратно.
Участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты своим коллегам на лучиках. Лист, пройдя круг, возвращается к своему хозяину.


Ритуал прощания. Рефлексия.
Обсуждение по кругу:
Что понравилось?
Что вызвало трудности?
Чему способствовал проведенный семинар-практикум?
Спасибо всем за участие!!!
ЗАСЕДАНИЕ №3
Тема: Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов.
Цель: познакомить педагогов с новыми видами работы по профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в ОУ.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой в группе, активизировать работоспособность;
раскрыть теоретическую информацию по теме семинара;
с помощью активизирующих упражнений отработать умения и навыки, необходимые для разрешения конфликтов.
Ход семинара
Вводное слово.
Приветствие. Упражнение «Поздоровайся двумя руками».
Описание упражнения: Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача каждого, поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологический смысл упражнения: Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
Разминка. Упражнение «Гротеск». Разбейтесь на пятёрки и встаньте рядом плечом к плечу. Начинает игру крайний слева. Он производит небольшое движение какой-нибудь частью своего тела. Сосед справа должен повторить это движение как можно точнее, но преувеличив его, сделав более выраженным. Третий повторяет движение второго тоже как можно более точно, но усиливает и его. И так далее, пока последний из пятёрки не сделает движение максимально выраженным. В результате вся пятерка будет производить одно и то же движение, но каждый со своей силой.
Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно».
Э. Фромм.
Упражнение «Инструкция».
Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте посередине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".
Когда все выбрали свое место, тренер спрашивает: "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?" После высказываний участников тренер продолжает:  "Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии". Снова предложите объяснить их выбор.     В конце упражнения: "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.


Теоретический блок.
Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Однако современная психология позволяет рассматривать конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности.  Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межжгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, не сплоченных и ценностно-разрозненных группах.
Упражнение «Встаньте двадцать»
Цель упражнения: Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия.
Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число, вначале не больше, чем количество участников, затем меньше (встаньте 20, встаньте 15, встаньте 10, встаньте 5, встаньте 3). Должны одновременно подняться столько участников, сколько назвал ведущий. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение: Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте?
Продолжение теории
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, групп, отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т.д. Немало конфликтов возникает из-за сложности характеров людей.
Упражнение «Тух-тиби-дух».
Цель: сменить привычный тип поведения в конфликте у участников, дать возможность посмотреть на участников конфликта «со стороны». Время: 2-3 мин.
Материалы: не требуются.
Инструкция: Сейчас нам представится исключительная возможность проанализировать поведение людей в конфликте. Для этого всем без исключения необходимо рассердиться, изобразить злое выражение лица. Получилось? Прекрасно. Теперь вы будете передвигаться по аудитории и рассказывать всем, кого вы встретите о том, как вы злы на этого человека. Но рассказывать вы будете только словами: «ТУХ-ТИБИ-ДУХ», которые вы можете произносить с разной злой интонацией, при этом важно смотреть в глаза.
Процедура проведения: Тренер предлагает группе разминку «Тух-тиби-дух», рассказывает, каким образом нужно настроиться на содержание разминки и дает инструкцию. Во время проведения разминки, тренер подбадривает участников: молодцы, у вас прекрасно получается, а ну-ка, ещё сердитее! Очень хорошо! А кто самый сердитый? Кто конфликтует с удовольствием? Не смотря на то, что в инструкции было предложено разозлиться, к концу разминки участники начинают смеяться. Парадокс! По окончании разминки тренер проводит анализ результатов: почему в конце разминки многие из вас смеялись? Что вызвало этот смех?
В конфликте принимают участие не только мы и наш оппонент. Конфликт интересен, и привлекает внимание окружающих. Если вы чувствуете, что «страсти закипают» - сдержитесь. Этим Вы подтвердите мнение о Вас как о человеке выдержанном, и сделаете добро своему оппоненту – он или она будут Вам благодарны, за то, что вы позволили им сохранить лицо.
Упражнение «Кельтское колесо». Упражнение  на разные типы лидирования и поиск своего места в группе. По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то обычно преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
1.    5-7 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств. 
2.    5-7 минут на подготовку. Каждая группа по очереди рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
3.    3-5 минут на подготовку. Каждая группа отвечает на вопрос: почему она не может обойтись без других сторон света. 
В конце у участников по кругу спрашивают, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует.

Упражнение «Я – это Я».
Теперь давайте разберёмся в некоторых тонкостях наших человеческих чувств и качеств, которые необходимы для понимания не только себя, своего внутреннего мира, но и тех, кто тебя окружает, с кем приходится общаться каждый день.
На листочках каждый чертит квадрат и делит его на 4 части. В каждом углу квадрата проставить цифры 1,2,3,4.
- Теперь в квадрате 1 напишите 5 качеств, которые вам в себе нравятся и вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», а можете описать их несколькими словами, например: «всегда довожу начатое дело до конца».
- Заполните квадрат 3: напишите в нем 5 качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными.
- Внимательно посмотрите на качества, которые записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2.
- Представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4.
После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте ладонью квадраты 3 и 4.
- Посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!
Далее, прикройте рукой квадраты 1 и 2.
- Посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться. А ведь вы на самом деле описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и врага.
Вы можете выполнять это упражнение дома – описывать качества людей, которые вас раздражают. Вы увидите, как постепенно меняется ваше отношение к ним.
Обсуждение:
- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?
- Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие сложнее?
Резюме ведущего:
- Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! И как относиться к окружающим людям.
Упражнение «Карандаши»
  Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандаша, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Потренируемся, разбиваемся на пары, располагаемся друг против друга на расстоянии 70-90 см и пытаемся удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.             Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх- вниз, вперед- назад.
            Сейчас мы встанем в круг, карандаши зажмем между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
Подтянуть руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед.
Присесть, встать.
Психологический смысл упражнения.
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
 Обсуждение.
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «Чувствовать» другого человека?



Упражнение «Дерево цели».
На мольберте изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений (развитие коммуникативных умений). Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме).

Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:
• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
• стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
• в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества;
• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
• умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
• обладает развитыми коммуникативными навыками.
Ритуал прощания. Рефлексия.
Обсуждение по кругу:
Что понравилось?
Что вызвало трудности?
Чему способствовал проведенный семинар-практикум?
Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.
Всем спасибо за активное участие!
Использованная литература:
1 . Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.
2. Справочник педагога - психолога дошкольного учреждения.
4. Батаршев А. В. Психология личности и общения. М., 2004
5.Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. М.,2009
6. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт
практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек»,2010
7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическуюи социальную психологию. М.: Смысл, 1996
8.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1998
9. Чистякова М.И. Психоглинастика .М.: Просвещение: Владос, 2009