«Воронежская земля в творчестве поэтов и писателей XIX века».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РУДНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Реферат
на тему:
«Воронежская земля в творчестве
поэтов и писателей XIX века».
Подготовила: ученица 8 класса
МОУ Руднянской СОШ
Еюкина Валентина
Учитель: Дмитриенко Валентина
Константиновна
2011 год
Оглавление.
Введение. Литературные имена XIX века………………………………. 1
Алексей Васильевич Кольцов и Иван Саввич Никитин – два славных имени в литературной истории Воронежа…………………………. 2 - 9
Мои находки: Анна Петровна Бунина, Евдокия Петровна
Ростопчина……………………………………………………………......10
Заключение………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………15
Введение.
Воронежская земля - благодатная земля. Кажется, воткни в чернозём сухую ветку – и распустится зелёная листва на увядших побегах, зацветут они с прежней силой и неожиданно принесут тебе сочный и живительный плод… Так прорастает в землю и тянется к небу поэтическая речь, так не объяснимо и как будто невзначай появляются в нашем крае поэты.
Не всякая область может похвастаться тем, что на её территории родились, жили и бывали выдающие деятели литературы. Воронежскому краю в этом смысле есть чем гордится. А.В.Кольцов, И.С.Никитин, А.П.Серебрянский, А.Н.Афанасьев, А.А.Фет и многие-многие другие представители литературы XIX века связаны своим рождением с нашим краем. Сюда приезжали М.Ю. Лермонтов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и другие. Их именами названы улицы и в городе и районных центрах, в память о них установлены мемориальные доски и памятники.
Они напитали здешний воздух поэзией, неким художественным электричеством, что освещает каждый воронежский камень и возбуждает в ещё только осознающим себя сердце жажду прекрасного и робкую веру в свой неземной талант.
В ходе моих историко-литературных исследований мне попалась интересная книга Н.Г.Корниенко «Волшебный фонарь воспоминаний», где я прочитала много интересного и нового о литературной жизни нашего края в XIX веке. Поэтессы: А.П.Бунина и Е.П.Ростопчина – это мои интересные находки, с которыми мне хочется поделиться с вами, уважаемые слушатели.
А.В.Кольцов и И.С.Никитин – два славных имени в литературной истории Воронежа, о которых также пойдёт разговор в моём выступлении.
- 1 -
2.Алексей Васильевич Кольцов и Иван Саввич Никитин – два славных имени в литературной истории Воронежа.
У них много общего. Оба выходцы из мещанской среды. Оба делили свою жизнь между трудовыми буднями (Кольцов торговал скотом, Никитин содержал постоялый двор) и высокими взлётами поэзии. Каждому из них выпало на долю немало испытаний, утрат, несбывшихся надежд.
О Кольцове как о первом «поэте земледельческого труда» говорил Успенский. Именно это имел в виду и Есенин, когда в своём стихотворении 1917 года писал:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь.
По голубой долине,
Меж тёлок и коров,
Идёт в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.
В руках - краюха хлеба,
Уста – вишневый сок.
И вызвездило небо
Пастушеский рожок.
Наследие Алексея Кольцова невелико по объёму, но очень значимо по своей художественной ценности. О личности поэта говорят не в отрыве от его стихов, а именно в связи с ним. «Экая богатая и благородная натура!» (Белинский). Какое «жгучее чувство личности» (Щедрин). «Из самых глубин нации зазвучал такой голос, как голос Кольцова» (Герцен).
- 2 -
«Из самых глубин нации…» Это выражает существо явления Кольцова.
Он был первым высоким голосом ещё безголосого в ту пору крестьянства. Были поэты- самоучки из крестьян. Но явление Кольцова – иного ряда. Об этом много сказано нашими критиками. Он родился, чтобы творить поэзию, и он творил поэзию, соединяющую Пушкина и Лермонтова с Некрасовым.
В поэзии Кольцова говорили душа и сердце. Он любил Родину. Кольцов пел о бескрайних степях, о народе-труженике.
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Чёрному
Понадвинулась…
В гости я к тебе
Не один пришёл,
Я пришёл сам-друг
С косой вострою.
Слыша строки из этого стихотворения «Косарь», я воспринимаю их, как сочинённые самим народом:
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
- 3 -
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
В русской поэзии не много строк, воспевающих радость крестьянского труда. Звонкий, душеспасительный и тяжкий труд косаря сравнивается с явлениями природы – то с пчелиным роем, то с молнией. Самые восклицания восходят к былинному восторгу перед силой и удалью: «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!»
В 1835 году Станкевич собрал по подписке среди друзей деньги на издание сборника стихов Кольцова. Это была маленькая книжечка, в неё вошло знаменитое кольцовское стихотворение «Не шуми ты, рожь», в котором поэт рассказал о трагедии своей первой любви.
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!
Прочил молодец,
Прочил доброе,
Не своей душе –
Душе-девице…
И те ясные
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!
- 4 -
Неизгладимое впечатление на Кольцова произвела его встреча с А.С.Пушкиным, которая произошла в 1836 году в Петербурге в доме на мойке. «Он никому не говорил, о чём он беседовал с Пушкиным, и когда рассказывал о своём свидании с ним, то погружался в какое-то размышление», - писал близкий знакомый Кольцова. Памяти Пушкина Кольцов посвятил стихотворение «Лес»:
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью тёмною
Затуманился?
Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная.
С богатырских плеч
Сняли голову –
Не большой горой,
А соломинкой…
В поэзии Кольцова композиторы всегда находили неиссякаемые родники песенности и романсовости. Глинка и Варламов, Даргомыжский и Гурилёв – вот далеко не полный список композиторов, обращавшихся к кольцовским текстам.
Современный читатель обогатит своё представление о русской поэзии Кольцова. Её привлекательность не на поверхности. Она сокрыта от глаз праздного читателя.
В 1853 году в «Воронежских губернских ведомостях» появилось стихотворение «Русь», автор был никому неизвестен. Но уже вскоре вся Россия с восторгом повторяла:
- 5 -
…Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!..
Казалось, вернулся Кольцов. Но это заговорил новый воронежский поэт- Иван Саввич Никитин.
Когда-то, будучи ещё подростком, Никитин прочитал стихотворение Кольцова «Лес» и вдруг почувствовал страшное желание изложить и свои мысли в рифму. Потом, когда подрос, приобрёл тетрадь с пословицами, которые когда-то собирал Кольцов (она после смерти поэта продавалась на толкучем рынке за пять копеек), и опубликовал уже перед самой своей смертью в альманахе «Воронежская беседа».
Вот так ниточки и связали двух поэтов.
Глубоко проникая в мир задавленного нуждою и бесправием трудового народа, Никитин учится говорить от его лица и его языком. В связи с этим следует отметить, что в ряде стихов поэт не только раздумывает о печальном положении нищего пахаря, но и определяет своё отношение к крепостнической действительности, которая вызывает у него картины беспросветной жизни крестьянина в курной, грязной избе при свете дымной лучины. Таково, например, стихотворение «Ночлег в деревне», в котором скорбные строки исполнены чувством поистине сердечной боли за страдающий народ:
- 6 -
Закоптелые полати,
Черствый хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти…
О, нужда, нужда!
Трудящиеся люди в творчестве Никитина – носители подлинной человечности. Именно у этих людей поэт находит высокие моральные качества и духовную красоту. Вспомним убедительную и предельно сжатую характеристику молодого крестьянского парня в стихотворении «Пряха»:
Человек ли утопает,
Иль изба горит,
Что б ни делал – всё бросает
Помогать бежит.
Художественная индивидуальность Никитина особенно ярко выразилась в поэме «Кулак», в которой многосторонне раскрыта власть нужды, тяжесть семейно-бытовых отношений, трагизм бесправия женщины. Никитин ввёл в поэзию новое лицо из мещанской среды – духовно обеднённого, изуродованного общественным устройством мелкого торгаша-перекупщика Лукича. Н.А.Добролюбов оценил поэму «Кулак», как оригинальное произведение, «полное истинно гуманных идей».
Никитин не смягчает красок в изображении своего основного героя. Показывая его жестоким самодуром, откровенным мошенником, грубым, невежественным и в то же время жалким, несчастным человеком, доведённым жизнью до последней степени мучительного унижения, поэт с тоской и болью в сердце говорит о тех чувствах человеческого достоинства, которые были попраны современными ему губительными жизненными условиями:
- 7 -
Ты сгиб. Но велика ль утрата?
Вас много! Тысячи кругом,
Как ты, погибли под ярмом
Нужды, невежества, разврата!
По-другому даны положительные образы поэмы. С большой правдивостью, с тонким пониманием женской души изображает поэт жену Лукича, Арину, до крайности забитую и запуганную своим мужем.
С горячим сочувствием рисует Никитин образ дочери кулака Саши. По своему характеру она принадлежит к тем людям, которые, испытывая на себе семейный гнёт, не могли быть счастливы. Саша восстаёт против брака по принуждению, но у неё недостаёт силы противостоять произволу своего отца. Подавленная его жёсткой властью и робкой мольбой матери, она покоряется. Сашу ждёт мрачная, холодная жизнь с нелюбимым мужем, богатым, расчётливым и жадным купцом.
Существенным дополнением к нарисованным в поэме картинам природы и быта является изображение городских окраин, где Никитин увидел, прежде всего, тюрьму и рядом с ней колокольни церквей, овраги, грязные пустыри, плетни, заборы, бани и убогие лачуги с ютившейся в них беднотой.
Из тесных и пыльных переулков и улиц поэт ведёт нас в шум городской ярмарки с её пёстрым морем голов, людским говором, перебранкой и спором торгашей и цыган, народными зрелищами, пением слепцов, балаганами, лавками, путаницей крестьянских возов с поднятыми оглоблями телег.
Поэма показательна и со стороны живого, общенародного языка, полностью соответствующего её идейному содержанию. Никитин широко вводит разговорную интонацию, что придаёт стихам поэмы простоту, образность и выразительность.
- 8 -
В Никитине – истинном патриоте своей родине – жила настоящая, глубокая любовь к русской земле. Родная земля нашла свое особенно яркое изображение в пейзажной лирике поэта. Нарисованные им милые и близкие его сердцу картины природы принадлежат к лучшим образцам русской классической поэзии. Как хороша, например, степь в незаконченной поэме «Поездка на хутор». Её не спутаешь ни с какой другой: это степь знакома нам с детства края, со своими неповторимыми красками, звонкими, весёлыми голосами:
Высоко, высоко в небе точка дрожит,
Колокольчик весёлый над степью звенит.
В ковыле гудовень – и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат…
Никитин заставляет нас зрительно представить себе всю беспредельную ширь степей, которые как-то по особенному радостны, прозрачны и светлы:
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень…
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор!
Столь же великолепны описания летнего вечера, вызывающие в нашей памяти дорогие нам места на земле, где мы родились и выросли.
При заре румяный колос
Сквозь дремоту улыбался;
Лес синел. Кукушки голос
В сонной чаще раздавался.
При этом особенно важно подчеркнуть, что природа у Никитина во многих случаях тесно связана с человеком, его трудом и отдыхом.
- 9 -
У дымящихся костров поют косари. На речном берегу слышится говор рыбаков. Вспомним стихотворение «Утро», где краски, образы рассвета сливаются с торжествующим пробуждением жизни:
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися…
Едет пахарь с сохой, едет – песню поёт…
Поэзия Никитина и сегодня с нами, с нашим временем, что является неопровержимым свидетельством необыкновенной жизненности этого замечательного русского художника слова.
Мои находки:
Анна Петровна Бунина, Евдокия Петровна Ростопчина.
Рядом с именами А.В. Кольцовым и И.С. Никитиным стояло и имя поэтессы Анны Петровны Буниной и Евдокии Петровны Ростопчиной.
Творчество Буниной современники ценили очень высоко. Н.М. Карамзин говорил: «Ни одна женщина не писала у нас так сильно».
А.П. Бунина была тесно связана с Чернозёмным краем. В Тамбовской губернии прошло её детство, здесь же она провела и последние годы своей жизни.
- 10 -
Бунину в литературных кругах называли «десятой музой». Она жила в деревне, впитывала в себя красоту окружающего мира, училась у природы. Лучшим примером для подражания она считала трудолюбивую и никогда не унывающую пчелу:
От пчёлок я и в поздни лета
Навыкла песнью труд свой услаждать.
При песнях работать,
За песнью горе забывать.
Годы шли. Бунина взрослела, хорошела. «Она была небольшого роста, немного продолговатое лицо, чёрные волосы, но лицо белое с прекрасным румянцем, очень живые блестящие глаза, движения грациозны.
Бунина сразу выделилась среди других поэтесс своей искренностью, более лёгким слогом и большой работоспособностью. За очень короткий срок, с 1806 по 1815 год, она написала все основные произведения. Здесь и стихи, книга очерков «Сельские вечера», сборник стихов «Неопытная муза» в трёх томах. Поэтесса во втором томе доказывает, что ни богатство, ни знатность не приносят людям счастье и покой, а только свобода. И последний бедняк будет счастлив, если обретёт свободу и почувствует себя хозяином на земле.
К тебе приникнувши беспечно,
Убогий, окончив труды,
Со днём прошедшим скоротечно
Забыв и нужды и беды,
Спит крепко, сладко на соломе,
Он не смущается мечтой,
Что вдруг прервут его покой:
Нет стражи на дворе и в доме,
Но нет равно в них властей:
Сам власть он в хижине своей.
- 11 -
Бунина открыто защищала свободу во всех её проявлениях, и это приводило её к мысли, что социальный строй современности не отвечает этим требованиям. Отстаивая личную свободу, Бунина выступала и против крепостного права, которое являлось символом полного порабощения личности. В одном из стихотворений она писала: «Народа счастие есть лучший гимн царям». А счастие народа заключено в его свободе. Так замыкался круг.
Занимаясь постоянно самообразованием и самосовершенствованием, Бунина обрушивалась на нравственные пороки общества: алчность, честолюбие, жестокость, демагогию:
Везде излишество есть камень преткновенья!
Богатства ль ищет кто? Всё мало, что ни дай
За славой гонится ль? Всяк тесен к звукам край.
Желает ли честей? Всё мнит: от многих близко!
Уж падают пред ним: нет, кажется не низко!
Чтоб быть умеренну, всего для нас трудней.
Недаром, обращаясь к своему десятилетнему племяннику Мише, она пишет:
Будь честен, справедлив, чти братьями людей:
Не злату, но добру умей возвысить цену.
И славой ослепясь блистательных умов,
В самонадеянье не ввергнись дураков.
Фактически это обращение к молодому поколения. Бунина ещё не раз то в басне, то в рассказе будет поднимать очень актуальные нравственные проблемы своего времени. А нам, молодому поколению, есть чему поучиться у Анны Петровны Буниной.
А вот ещё одна знаменитая поэтесса, аристократка Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858) была в самом центре поэтической жизни России. Ею восхищались В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский .
- 12 -
«Милой воронежской ласточкой» называли поэтессу друзья, посылая ей письма в Анну, читая её стихи в журналах, одобряя и надеясь, что там, в степных просторах, расцветёт её муза. Можно смело сказать, что село Анна стало для Ростопчиной тем же, чем Михайловское для Пушкина. Здесь появились лучшие её стихотворения – о природе, любви, материнском счастье. Процесс творчества её интересовал. Бродя по аннинским просторам, смотря, как колышется перед ней степное море, как перелетают бабочки с цветка на цветок, вслушиваясь в пение жаворонка, поэтесса невольно сравнивала себя с ними, пытаясь проникнуть в тайну природы, она постигла себя, свою душу.
Поэзия – она благоуханье
И Фимиам восторженной души.
Но должно ей гореть и цвесть в тиши…
Она открыла читателям душу русской женщины с её надеждами, радостями и печалями.
Я знаю быль: « Давно в степи далёкой
Была весна…цветущая весна…
И праздник свой справляла там она,
И жизнь текла разгульно и широко
По жилам всей природы молодой,
Кипело всё и жизнью и весною.
Много стихов Ростопчина посвятила живописным местам Воронежского края. Когда-то, уехав из Анны, Е.П. Ростопчина с теплом вспоминала годы, проведённые там, и писала:
И много счастливых, восторженных минут,
Сердечной радостью волшебно озарённых,
Прожито там, в степях… О, пусть они живут
Навеки в памяти и мыслях сокровенных!
- 13 -
Заключение
Вы прослушали моё выступление, и я благодарна вам за внимание. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв всю нашу страну справедливо назвал своего рода музеем литературы. Он писал: «Ведь понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной им почве и могут быть понятны только в связи со всей страной».
Только знание памятных литературных мест своего родного края должно помочь нам осознать корни, характер, своеобразие тех крупных литературных явлений, которыми по праву гордятся наши земляки.
Да можно ли понять ту «душу живу», что трепещет в стихах Кольцова или Никитина, Буниной или Ростопчиной, ежели остаться безучастными к тем заветным уголкам, где ступала нога их творцов?
Надеюсь, что моё выступление напомнило вам о том, что наш воронежский край замечательный, что люди в нём талантливые. Нужно только всем нам продолжать заниматься изучением своего родного края.
Дерзайте, и пусть успех и радость свершения всегда будут вместе с вами!
-14-
Список литературы
Н.Г. Корниенко «Волшебный фонарь воспоминаний» (Чернозёмный край в судьбах замечательных людей 19 века).
Олег Ласунский «Литературная прогулка по Воронежу.
С.Н. Никулин «Есть город в России…».
Н.С. Никитин. Избранные произведения.
А.В. Кольцов. Стихотворения.
Ю.А. Савинков, Я.Е. Львович, Л.Ф. Попова, А.В. Смирнов, Б.Я. Табачников. Люби и знай родной край.
- 15 -