Занятие с элементами тренинга «Что мы знаем об агрессии и агрессивном поведении»
«Черногорская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Социальный педагог Истомина Татьяна Николаевна,
педагог – психолог Дедаш Людмила Георгиевна
Занятие с элементами тренинга «Что мы знаем об агрессии и агрессивном
поведении»
Цели.
Обучение подростков с нарушением интеллекта навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, деструктивного поведения.
Задачи.
Дать учащимся представление об агрессивном поведении.
Отработать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.
Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.
Обучать подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Продолжить учить подростков расслабляться.
Оборудование: музыкальный центр с аудиокассетой, видеокассета, ватман с правилами работы, психологический словарь, карточка «агрессия», «деструктивная», «конструктивная», камушки, текст «Притчи о змее», памятки со способами «высвобождения» негативных эмоций. Ход занятия.
1. Соц.педагог: каждый раз, когда мы собираемся работать совместно, всегда договариваемся о правилах работы. Посмотрите на правила (правила на доске). Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что – то нужно добавить?
1. Мы начнем занятие с того, что пошлем друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем ребятам свои пожелания (в кругу).
Обсуждение: что вы мысленно пожелали? Что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые мысли и добрые чувства? А сейчас давайте немножко поиграем.
2. Разминка. Игра «Кенгуру».
Цель: сплочение коллектива, отработка навыка взаимодействия с партнером.
Участники делятся на пары. Кенгуру стоит, а кенгуренок садится на корточки, соприкасаясь с Кенгуру. Ведущий дает парам различные задания, например, пройти до двери и обратно, не отрываясь друг от друга.
Обсуждение:
- Что чувствовали, выполняя роль кенгуренка? Мамы кенгуру?
Какая роль больше понравилась? Почему?
Вывод: мы почувствовали единение и заботу друг о друге.
3. Основная часть.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об агрессии и агрессивном поведении.
- Что же такое агрессия? (вывешиваю карточку).
Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям».
Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.
Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других.
По каким признакам мы можем отличить агрессивного человека?
Подумайте, нужна ли агрессия человеку в жизни? (вспоминаем значение эмоций в жизни человека).
Психолог: психологи разработали критерии определения агрессивности (работа с карточками)
Подросток:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что – либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко его раздражают.
А теперь послушайте «Притчу о змее»
«Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из – за ее яда. Никто не общался со змеей. Поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям, Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями»
- Какой вывод можно сделать из этой притчи?
- Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?
- А в какой форме проявляется ваша агрессия?
Вывод. Агрессия нужна для самозащиты. Иногда агрессия помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.
4. Упражнение - активатор (с кратким выводом).
Психолог: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких
ситуациях? – групповая дискуссия.
Предлагаю двум добровольцам выйти в круг.
- Вот сейчас один из вас будет выполнять любые неагрессивные действия (смеяться, улыбаться, подмигивать…). Другой участник должен прокомментировать твои действия с позиции агрессивного человека (например: «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую – нибудь гадость» и т. д.
Группа оценивает, какой тип поведения демонстрирует каждый подросток. Поочередно приглашаю разных подростков в центр группы (обязательно благодарю каждого побывавшего в центре за помощь).
Затем ребята выполняют упражнение в парах с изображением агрессивности, неуверенности и уверенности в себе.
Обсуждение.
- Может ли человек в состоянии агрессии оценивать ситуацию?
- Приводит ли агрессивное поведение к конфликту?
Вывод. Агрессия повышает самооценку человека за счет других людей путем унижения их, оскорбления, применения к ним физической силы. Нужно учиться снимать агрессию, справляться со стрессом.
5. Опыт с шариками.
Задание: надуть и завязать шарик (представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух –чувства раздражеиия и гнева).
Может ли сейчас воздух входить и выходить из шарика?
Что может случиться . когда чувства гнева и раздражения переполнят человека?
Может ли человек. Который переживает раздражение и гнев оставаться спокойным?
Задание: проколоть шарик (Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?)Давайте надуем еще шарик, но завязывать не будем. (Держите крепко, не давайте воздуху выходить наружу. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и сново зажмите его крепко. Шарик уменьшился? Взорвался ли шарик, когда мы выпустили из него воздух?)Вывод. Когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.
Психолог:
«Релаксация помогает справляться со стрессом. Для этого нужно владеть собой и уметь расслабляться. Сядьте удобно. Закройте глаза, опустите плечи. Старайтесь не скрещивать руки и ноги. Руки положите или опустите, пусть они висят свободно. Ноги поставьте прямо на ступни. Не поджимайте ноги под себя.
Представьте себе. Что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра. Какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что он похож. Может он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая - то приятная музыка и вам хочется ее послушать…
Мысленно поместите все добро этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости…
Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить его в сердце. И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас. А теперь вздохните глубоко, выдохните. Открываем глаза – и мы снова в нашей комнате».
Обсуждение. Трудно было представить свои ощущения?
Менялись ли ваши ощущения?
Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев, используя одну руку.
(раздаю подросткам памятки по «высвобождению» негативных эмоций).
Литература.
Безух С.М., Лебедева С.С. Психологическое сопровождение больных детей и детей – инвалидов: Учебное пособие.- СПб: Речь, 2006
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности:
Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
Лютова К.К. , Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: Издательство «Речь», 2005
Кривцова С.В. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1999