Статья Психологические аспекты ожиданий и опасений родителей детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС и подготовки интегрированной среды.
Психологические аспекты ожиданий и опасений родителей детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС и подготовки интегрированной среды.
Создание в нашей стране школы, которая будет «…отвечать потребностям всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных условий…», подразумевает под собой обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, обещая с помощью инклюзии создать таким детям в ближайшей от дома школе самые благоприятные условия для «полноценного и разнообразного личностного становления» с «органичным вхождением» в социальное окружение и «готовности к выбору профессии».
Родители детей с особенностями являются не только не менее, а может быть и более уязвимой категорией, чем их собственные дети. Это они, чаще с самого рождения ребёнка, несут на себе все тяготы роста, развития и воспитания ребёнка, который никогда не будет таким «как все». Осознание и принятие этой мысли – мучительный процесс. Они встречают неадекватную реакцию на их детей. Чувство, что ты один на один с бедой, становится их реальностью. Инклюзия станет для них самих и для их детей несомненным благом. Осознание себя, как имеющего равные права со всеми, возможность выбора уже снимает психологическую напряженность.
Стоит сказать, что система образования детей с ОВЗ, действующая сегодня еще с советских времен, как 8-видововая система коррекционных учреждений, позволила 58% инвалидов РФ иметь высшее, среднее и начальное профессиональное образование, и почти все получали его путем «включения» в общую среду профессионального обучения.
Но родительское сердце беспокойно, а сердце родителя ребёнка с ОВЗ, наверное, беспокойно вдвойне. И наша задача прислушаться к их опасениям. Сделать всё возможное, чтобы избежать те трудности, которые можно избежать и минимизировать негативное последствие тех, избежать которых невозможно.
Родителям детей, посещающих Лекотеку (структурное подразделение при детском саде для детей с ОВЗ), было предложено ответить на вопросы анкеты по дальнейшему школьному обучению. Результаты получились следующие:
Чего вы больше опасаетесь в школьном обучении:
Проблем в освоении школьного материала - да 13 человек (93%) нет-1 человек (7%)
Проблем в общении с одноклассниками и другими школьниками
да 8 человек (57%) нет-6 человек (43%)
Проблем непринятия и непонимания со стороны родителей одноклассников - да 8 человек (57%) нет- 6 человек (43%)
Предвзятое отношение учителя из-за лишней нагрузки и его неготовности обучать ребёнка с ОВЗ - да 11человек (79%) нет-3 человека (21%)
Чисто бытовые сложности (доставить ребёнка в школу, с кем там оставить, забрать и т.п.) - да -7 человек (50%) нет- 7 человек (50%)
Ничего не боюсь-0%
Свой вариант:
опасения, что ребёнка будут обижать другие дети – 3 человека (21%)
ребёнок будет страдать из-за своей гиперактивности и импульсивности- 1 человек (7%)
проблемы из-за поведения ребёнка - 1 человек (7%)
проблемы связанные со здоровьем (у ребёнка ВСД, часто болят ноги). Скорее всего придётся перейти на домашнее обучение - 1 человек (7%)
В опросе участвовали 14 родителей (100 %)
Определяющиеся в выборе условий образования детей со специфическими образовательными потребностями дошкольного и младшего школьного возраста родители должны учитывать специфику именно их ребёнка и делать выбор в пользу ребёнка. Устранение физических и психологических барьеров в школе, это первый, но важный шаг. Основываясь на моем личном опыте матери троих детей, один из которых с ОВЗ, и на опыте других семей, хочу сказать, что родители таких детей готовы воспользоваться правом ребенка учиться в «обычной школе».