Пособие для педагогов дошкольных учреждений Картотека ТРИЗ загадок
Пособие для педагогов дошкольных учреждений
Составила:
воспитатель МАДОУ МО "Детский сад № 113" г. Краснодар Корниенко М.В.
1. Игра с перебрасыванием мяча
"Мяч бросай животных называй" (фрукты, транспорт, ягоды, деревья, овощи)
2. Видовые понятия- воспитатель)
Обобщающие слова -ребенок)
Огурец, помидор, репа? ---- (овощи)
ласточка, голубь, синица? ---- (птицы)
стул, стол, кровать? -- (мебель)
ложка, вилка, тарелка? -- (столовые приборы)
3. "Животные и их детеныши"
(Человеческие дети знают всех зверят на свете)
у лисы- лисенок, у слона, у волка, у зайца, у кролика, у верблюда, у у белки, у коровы, у лошади, у свиньи, у овцы, у курицы, у собаки?
4. "Кто как разговаривает?"
Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.
Как животное подает голос?
корова?.тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья (мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает)
5. "Подскажи словечко"
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то нет.
Ворона каркает, а сорока? ( стрекочет)
Сова летает, а кролик? (прыгает)
Корова ест сено, а лиса? (мясо)
Крот роет норки, а сорока?
Кукарекает кто? А курица (кудахчет)
Лягушка квакает, а лошадь (ржет)
У коровы теленок, а у овцы ? (ягненок)
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? (белка)
6. "Чей домик? или "Кто где живет? Кто в берлоге, кто в норе?
Кто живет в дупле? (белка)
--------в скворечнике? (скворцы), ----- в гнезде? птицы), --- в будке? (собака), --в улье? (пчелы), ---- в норе? (лиса, крот), ---в логове? (волк), ---в берлоге? (медведь)
7. "Скажи ласково"
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
(голова-головка, картина, стол, ключ, шапка, белка, книга, ложка, вода, жук, дуб, вишня, башня, платье, кресло, перо, стекло, часы, трусы)
8. "Что происходит в природе?"
(Человек легко находит, что в природе происходит)
Тема весна. Солнце, что делает? (светит, греет), ручьи, что делают? (бегут, журчат), снег, что делает (тает, темнеет), птицы, что делают? (прилетают, вьют гнезда, поют песни), капель, что делает? (звенит), медведь, что делает? (просыпается, выходит из берлоги)
9. "Кто может совершить эти движения?"
Кто и что летает, бежит, ходит, плавает, лежит?
Идет - дети, человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит - человек, животное, ручей, время
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма
Плывет - рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, человек, облако
10. "Какие действия совершают животные?"
Собака- стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, ласкается, служит, прыгает
Кошка- мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается
Мышка- шуршит, пищит, грызет, запасает
Утка- летает, плавает, ныряет, крякает
Ворона- летает, ходит, каркает, клюет
Змея- ползает, шипит, извивается, жалит, кусает
11. "Кто чем занимается?"
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. (профессии).
строитель - строит, повар - готовит, носильщик - носит, чертежник - чертит, рабочий - работает, уборщица убирает, художник - рисует, врач лечит, продавец - продает, пожарный - тушит, полицейский - наводит порядок
12. "Горячий -- холодный"
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Река - широкая, а ручеек? - узкий, медведь - большой, а медвежонок? - маленький, дедушка - старый, а юноша - молодой, горячий - холодный, хороший - плохой, умный - глупый, веселый--грустный, острый - тупой, гладкий - шероховатый, легкий - тяжелый, глубокий -мелкий, светлый - темный, добрый - злой, радостный - печальный, быстрый - медленный, пушистый - редкий, мягкий - твердый, ясный - пасмурный, высокий -низкий
После слова с существительным. Что может быть острым?
Острый --нож, ясный -- день, глубокое -- озеро
13. "Из чего сделано?"
Сапоги из (кожи) - кожаные, рукавицы (меха) - меховые, таз (медь) - медный, медведь игрушка (плюш) - плюшевый, рукавички (шерсть) - шерстяные, стакан (стекло) - стеклянный, ваза (хрусталь) - хрустальная
14. "Лови да бросай - цвета называй"
(подбор существительных к прилагательным, обозначающему цвет)
красный -- мак, огонь, флаг, оранжевый -- апельсин, морковь, заря, желтый -- цыпленок, солнце, репа, зеленый -- огурец, трава, лес, голубой -- небо, лед, незабудки, синий -- колокольчик, море, черника, фиолетовый - сирень, сумерки, платье
15. "Четвертый или третий лишний"
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
- голубой, спелый, красный
- кабачок, огурец, лимон
- пасмурно, ненастно, ясно
- осень, лето, суббота, зима
- понедельник, вторник, лето, воскресенье
- день, ночь. весна, утро, ясно
16. "Чья голова?" (зверя)
-у вороны голова (воронья), у рыси (рысья), у рыбы (рыбья), у кошки (кошачья), у сороки (сорочья), у зайца (заячья), у кролика (кроличья), у верблюда (верблюжья), у лошади (лошадиная), у утки (утиная), у лебедя (лебединая), у оленя (оленья), у лисы (лисья), у собаки (собачья), у птицы (птичья), у овцы (овечья), у белки (беличья), у медведя (медвежья), у тигра (тигриная), у курицы (куриная), у голубя (голубиная), у орла (орлиная). Далее составляются предложения с этими прилагательными.
17. "Что бывает круглым?" (мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко)
-- длинным, высоким, зеленым, холодным, гладким, сладким, шерстяным, колючим, острым, легким, глубоким
Длинным - дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур
Высоким - гора, дерево, человек, дом, шкаф
Зеленым - трава, деревья, кусты, кузнечик, платье
Холодным - вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь
Гладким - стекло, зеркало, камень, яблоко
Сладким - сахар, конфета, торт, пирожки
Шерстяным - платье, свитер, варежки, шапка
Колючим - еж, роза, кактус, иголки, ель, проволока
Острым - нож, шило, стекло, ножницы, кинжал
Легким - пух, перо, вата, снежинка
Глубоким - канава, ров, овраг, колодец, река, ручей
18. "Один - много"
Мы волшебники немного, был один, а станет много.
гора - горы, нора - норы, мост, дом, глаз, луг, город, провод, холод, пень, сон, лоб, ухо, стул, кол, лист, перо, крыло, кусок, кружок, дружок, прыжок, утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, слоненок
19. "Где мячик?"
Мячик, мячик, где лежит, ты от нас не убежишь.
- поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой, или где лежит мяч? (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом)
20. "Вчера сегодня, завтра"
То, что было, то что будет, каждый помнит - не забудет.
(ориент. во времени, развит. внимания, ловкости, воображения, фразовой речи)
- Ты ответь мне, будь добра, что ты делала вчера?
- Все ли сделал, что хотел, за сегодня что успел?
- А еще узнать хотела, что ты завтра будешь делать?
21. "Утро, день, вечер, ночь"
Навсегда уходит прочь, провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.
- Что ты делал утром, днем? Что будешь делать вечером, ночью?
- Назови "соседей" утра. Сначала вечер, а потом...? Мы завтракаем утром, а гуляем....?
22. "Лови, бросай, дни недели называй."
В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели -- назвали по порядку.
- Я начну, ты продолжай, дни недели называй -- среда,..... (далее) и т.д.
23. "Месяцы и их последовательность"
Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.
весна -....., осень....., лето....., зима.....
24. "Что за чем у нас идет каждый год и каждый год?"
- Сколько месяцев в году?
- Назови летние месяца, весенние, зимние, осенние.
- Назови последний месяц зимы? (весны, лета, осени, лета.... и т.д.)
25. "Кто ты мне и кто вам я, если вы моя семья?"
- Кем ты доводишься маме и папе?
-Кто ты для бабушки и дедушки?
-У тебя сестра или брат?
-Назови двоюродных братьев и сестер.
-Кто для тебя сестра мамы, папы?
-Кто для тебя брат папы, мамы?