Программа и планирование по внеурочной деятельности кружка Корригирующая гимнастика
Муниципальное образование Гулькевичский район, пос. Красносельский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №1
от года
Председатель педсовета
___________ Е.Н.Рогоза
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Корригирующая гимнастика»
3-4 класс
»
_________2016-2017г,(3-4 кл.)________________
(срок реализации программы)
___________10-11 лет________________________
( возраст обучающихся)
Андриадис М.В..
(Ф.И.О. Учителя, составителя)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по корригирующей гимнастике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357) (далее – стандарт); программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов). (Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. М.:Просвещение, 2011.)
Общая характеристика программы курса:
Курс внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Корригирующая гимнастика» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста (3-4 класс). К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам.
Режим занятий: 306 часов в год, 9 часов (9 занятий) в неделю. Срок реализации программы – 1 год (2016-2017гг). Итого 306 часов.
Актуальность и перспективность выбора курса:
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Немаловажную роль в этом играют и физические упражнения корригирующей направленности.
Практическая значимость:
Практическая значимость курса состоит в том, что он позволяет создать условия для профилактики нарушения осанки и плоскостопия у учащихся начальной школы. К концу обучения, дети демонстрируют гимнастические комплексы оздоровительной направленности.
Цели и задачи реализации программы:
Целью данной программы является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
Освоение школьниками основных социальных норм.
Формирование необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Воспитание у школьников гуманного отношения к людям и ко всему живому.
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости и дисциплинированности.
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Формы и методы работы:
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
В курсе обучения ритмике применяются традиционные методы обучения:
обучения:
Метод слова: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений и т.д.
Метод наглядного восприятия: показ упражнений, рисунков, видеозаписей,
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся: выполнение упражнений
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п Название раздела Содержание
I Введение (3ч) Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря. По 1 часу в начале каждого учебного года.
II Теоретические сведения (основы знаний) (18ч) Здоровье физическое, психическое и душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
III Общая физическая подготовка (63ч) Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения а беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом, спиной вперед; с различными движениями рук, с подскоками с изменением темпа. Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях, в движении, с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами), с партнером. Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях, у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Упражнения для туловища. На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку), у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных исходных положениях, с чередованием исходных положений, у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов общеразвивающих упражнений (под музыкальное сопровождение).
IV Специальная физическая подготовка (162ч) Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж.:Упражнения в различных исходных положениях, у стены. Упражнения у зеркала, с закрытыми глазами, с самоконтролем и взаимным контролем, с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка, походка и имидж. Укрепление мышечного корсета: Упражнения на месте в различных исходных положениях ( стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку), у опоры, в движении, с предметами (палками, резиновыми бинтами), с предметами художественной гимнастики (скалками, мячами, обручами) , с партнером. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: Упражнения у опоры, в движении, с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами). Упражнения на равновесие: Упражнения на месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных), на носках, с поворотами, в движении, с предметами (палками, скакалками мячами, обручами), с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического. Упражнения на гибкость: Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте, в различных исходных положениях (стоя, сия, лежа), у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения. Акробатические упражнения: Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы усвоения упражнениц: отношение к чувству страха как к союзнику.
V Дыхательные упражнения (12ч) Упражнения стоя, сидя, в передвижении, упражнения на согласование движений и дыхания, упражнения с задержкой и усилением дыхания, упражнения на развитие носового дыхания, упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание), комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт соединения с природой.
VI Упражнениря на расслабление (9ч) Упражнения в различных исходных положениях (лежа, стоя, сидя), в передвижении, активные и пассивные упражнения, локальные и общие, упражнения с партнером.
VII Самоконтроль и психорегуляция (12ч) Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, частоте сердечных сокращений, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
VIII Самомассаж и взаимомассаж (9ч) Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности), показания и противопоказания к применению, гигиенические требования к проведению массажа, приемы массажа, приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя), массаж различных мышечных групп, активные и пассивные приемы массажа.
IX Контрольные испытания и показательные выступления (18ч) Физкльтурный праздник: мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (спредметами и без).
Праздник здоровья:: мероприятие для начальной школы. Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности ( на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Итого: 306 часов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей, воспитание сознательного отношения к занятиям и повышения учебной мотивации, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
Показатели результатов внеурочной деятельности школьников:
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям, об ответственности за свои поступки, слова, мысли, за свое физическое и душевное здоровье, о неразрывности связи внутреннего мира человека и его окружения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к спорту, физкультуре, к природе.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствованияЮ опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ п/п Название раздела Основные виды учебной деятельности
I Введение (3ч) Приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, осваивают основные этикетные нормы, учатся правильно выражать свои мысли и чувства. Учатся соблюдать правила техники безопасности.
II Теоретические сведения (основы знаний) (18ч) Объясняют влияние режима и рациона питания, питьевого режима, двигательной активности, эмоционального состояния, гигиенических норм на здоровье человека.
III Общая физическая подготовка (63ч) Осваивают системы упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса, укрепление и развитие мышц брюшного пресса, укрепление и развитие мышц спины. Развивают навыки растяжения и расслабления. Осваивают системы упражнений, направленных на развитие подвижности суставных сочленений: Называют изученные движения. Описывают технику выполнения движений.
IV Специальная физическая подготовка (162ч) Называют и объясняют изученные термины. Объясняют значение осанки, красивой походки и предварительного разогрева мышц. Осваивают различные виды движений (на формирование правильной осанки, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, на равновесие, на гибкость, акробатические упражнения, на месте и в движении, у опоры, в различных исходных положениях, с предметами, с партнерами. Учатся контролировать работу различных групп мышц, расслабление и напряжение. Учатся выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений. Учатся взаимодействовать с партнером.
V Дыхательные упражнения (12ч) Учатся контролировать свое дыхание. Учатся соотносить дыхание и движение. Формирование ценностного отношения дыханию: дыхание – акт единения с природой.
VI Упражнениря на расслабление (9ч) Учатся контролировать напряжение и расслабление. Учатся взаимодействовать с партнером.
VII Самоконтроль и психорегуляция (12ч) Учатся осуществлять самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, частоте сердечных сокращений, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения .Учатся измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями. Учатся измерять показатели развития физических качеств.
VIII Самомассаж и взаимомассаж (9ч) Объясняют назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности). Учатся взаимодействовать с партнером. Учатся относиться ответственно к своему здоровью и к здоровью других людей.
IX Контрольные испытания и показательные выступления (18ч) Приобретают опыт показательных выступлений (сольных и в группе), учатся организовывать коллективные мероприятия: ставить цели, планировать, распределять роли. Учатся принимать на себя ответственность за проведение данных мероприятий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-4 КЛАСС
№ п/п Тема занятия Количество часов аудиторных внеаудиторных Дата по плану Дата по факту Планируемые результаты
УУД Личностные
Вводное занятие (3ч) 1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. 1 1 Р: Принимать и сохранять учебную задачу; П: организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
К.: умение задавать вопросы Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, управление своими эмоциями.
2 Правила техники безопасности. 1 1 3 Правила подбора и хранения инвентаря. 1 1 Раздел II. Теоретические сведения (основы знаний) (18ч)
4
Здоровье человека и влияние на него образа жизни. 1 1
Р.: составление плана и последовательности действий; П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: выявление, идентификация проблемы Установка на здоровый образ жизни
5 Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. 1 1
6
Здоровье физическое, психическое и душевное.
1 1 7 Здоровый образ жизни человека. 1 1
8 Здоровый образ жизни и мысли (экология души). 1 1
9 Потребность в движении тела как выражение потребности души. 1 1 10
Влияние питания на здоровье.
1 1 11 Режим и рацион питания для растущего организма. 1 1 12 Рацион питания для растущего организма. 1 1 13 Питьевой режим школьника. 1 1 14 Психогигиена питания. 1 1 15 Формирование ценностного отношения к еде и
воде как к связующей нити человека и природы. 1 1 16
Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; 1 1 17
Уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). 1 1 18 Этические нормы. Нормы поведения на занятиях. 1 1 19
Этические нормы до и после занятий, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами. 1 1 20
Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). 1 1 21 Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях). 1 1 Раздел III. Общая физическая подготовка (63ч)
22 Упражнения в ходьбе и беге. 1 1 Р.: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; П.: обнаружение ошибок при выполнении упражнений, отбор способов их исправления; К. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта Дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении целей, сознательное отношение к занятиям. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброж-ности.
23 Строевые упражнения. 1 1 24
Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки. 1 1 25 Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки на носках, пятках. 1 1 26
Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки на наружном и внутреннем крае стопы. 1 1 27 Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки с перекатом с пятки на носок.
1 1 28 Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки с высоким подниманием бедра. 1 1 29 Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной
осанки в полуприседе. 1 1 30 Сочетание ходьбы с дыханием. 1 1 31
Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра. 1 1 32
Упражнения в беге с захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом, спиной вперед. 1 1 33
Упражнения в беге с различными движениями рук, с подскоками с изменением темпа. 1 1 34 Упражнения для плечевого пояса и рук на месте. 1 1 35 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук на месте. 1 1 36 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук на месте в паре. 1 1 37 Упражнения для плечевого пояса и рук в движении. 1 1 38 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук в движении. 1 1 39 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук в движении в группе. 1 1 40 Упражнения для плечевого пояса и рук с предметами. 1 1 41 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук на месте с предметами. 1 1 42 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук в движении с предметами. 1 1 43 Упражнения для плечевого пояса и рук с партнером. 1 1 44 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук на месте с партнером. 1 1 45 Отработка упражнений для плечевого пояса и рук в движении с партнером. 1 1 46 Упражнения для ног на месте.
1 1 47 Упражнения для ног на месте, у опоры. 1 1 48 Упражнения для ног на месте, у опоры с партнером. 1 1 49 Упражнения для ног в движении. 1 1 50 Упражнения для ног в движении под музыку. 1 1 51 Упражнения для ног в групповой игре. 1 1 52 Упражнения для ног с предметами. 1 1 53 Упражнения для ног с предметами под музыку. 1 1 54 Упражнения для ног с предметами в групповой игре. 1 1 55 Упражнения для ног с партнерами. 1 1 56 Отработка упражнений для ног с партнерами. 1 1 57 Отработка упражнений для ног в групповой игре. 1 1 58 Упражнения для туловища на месте. 1 1 59 Отработка упражнений для туловища на месте. 1 1 60 Отработка упражнений для туловища под музыку. 1 1 61 Упражнения для туловища у опоры. 1 1 62 Отработка упражнений для туловища у опоры. 1 1 63 Отработка упражнений для туловища под музыку у опоры. 1 1 64 Упражнения для туловища в движении. 1 1 65 Отработка упражнений для туловища в движении. 1 1 66 Отработка упражнений для туловища под музыку в движении. 1 1 67 Упражнения для туловища с предметами. 1 1 68 Отработка упражнений для туловища с предметами. 1 1 69 Отработка упражнений для туловища под музыку в движении с предметами. 1 1 70 Упражнения для туловища с партнером.
1 1 71 Отработка упражнений для туловища с партнерами. 1 1 72 Отработка упражнений для туловища под музыку в движении с партнерами. 1 1 73 Комплексы общеразвивающих упражнений на месте. 1 1 74 Комплексы общеразвивающих упражнений у опоры. 1 1 75 Комплексы общеразвивающих упражнений на месте, у опоры. 1 1 76 Комплексы общеразвивающих упражнений в движении. 1 1 77 Комплексы общеразвивающих упражнений в движении под музыку. 1 1 78 Отработка комплекса общеразвивающих упражнений в движении под музыку. 1 1 79 Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами. 1 1 80 Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами в движении. 1 1 81 Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами под музыку. 1 1 82 Комплексы общеразвивающих упражнений с партнером. 1 1 83 Отработка комплекса общеразвивающих упражнений с партнером. 1 1 84 Отработка комплекса общеразвивающих упражнений с партнером под музыку.
1 1 IV. Специальная физическая подготовка (162ч) IV. 1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. (42ч)
85 Формирование навыка правильной осанки. 1 1 Р.: планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
П.: анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; К.: умение правильно выражать свои мысли, вести диалог
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества, уважительное отношение к иному мнению, самооценка работы.
86 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения в различных исходных положениях. 1 1 87 Упражнения в различных исходных положениях. 1 1 88 Упражнения в различных исходных положениях с партнером. 1 1 89 Отработка упражнений в различных исходных положениях. 1 1 90 Формирование навыка правильной осанки. 1 1 91 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения у зеркала. 1 1 92 Упражнения у зеркала с партнером. 1 1 93 Отработка упражнений у зеркала с партнером. 1 1 94 Упражнения у зеркала. Закрепление. 1 1 95 Формирование навыка правильной осанки у стены. 1 1 96
Формирование навыка правильной осанки. Упражнения у стены. 1 1 97 Упражнения у стены с партнером. 1 1 98 Отработка упражнений у стены. 1 1 99 Отработка упражнений у стены с партнером. 1 1 100 Закрепление упражнений данного вида. 1 1 101 Формирование навыка правильной осанки с закрытыми глазами. 1 1 102
Упражнения с закрытыми глазами. 1 1 103 Отработка упражнений с закрытыми глазами. 1 1 104 Отработка упражнений с закрытыми глазами с партнером. 1 1 105 Отработка упражнений с закрытыми глазами под музыку. 1 1 106 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения с самоконтролем. 1 1 107
Упражнения с самоконтролем. 1 1 108 Упражнения с взаимным контролем. 1 1 109 Упражнения с самоконтролем и взаимным контролем. 1 1 110 Отработка упражнений. Закрепление. 1 1 111 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения с предметами. 1 1 112 Упражнения с предметами. 1 1 113 Отработка упражнений с предметами. 1 1 114 Отработка упражнений с предметами с партнером. 1 1 115 Отработка упражнений с предметами под музыку. 1 1 116 Навык красивой походки и потребность в ней. 1 1 117 Отработка навыка красивой походки. 1 1 118 Отработка навыка красивой походки. 1 1 119 Групповые игры. 1 1 120 Групповые игры. 1 1 121 Осанка. 1 1 122 Закрепление навыка правильной осанки. 1 1 123 Походка и имидж. 1 1 124 Закрепление навыка правильной походки. 1 1 125 Отработка упражнений. Закрепление. 1 1 126 Осанка, походка и имидж. 1 1 IV. 2. Укрепление мышечного корсета (36ч) 127 Укрепление мышечного корсета. 1 1 Р.: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; П.: обнаружение ошибок при выполнении упражнений, отбор способов их исправления; К. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества, уважительное отношение к иному мнению, самооценка работы.
128 Упражнения на месте в различных исходных положениях. 1 1 129 Упражнения на месте в исходном положении стоя. 1 1 130 Упражнения на месте в исходном положении сидя. 1 1 131 Отработка упражнений в разных исходных положениях. Закрепление. 1 1 132 Отработка упражнений в разных исходных положениях. Закрепление. 1 1 133 Упражнения на месте в различных исходных положениях. 1 1 134 Упражнения на месте в исходном положении лёжа на спине. 1 1 135 Упражнения на месте в исходном положении на животе. 1 1 136 Упражнения на месте в исходном положении на боку. 1 1 137 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях: лёжа на спине, на животе, на боку. 1 1 138 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях: лёжа на спине, на животе, на боку. 1 1 139 Упражнения на месте в различных исходных положения у опоры. 1 1 140 Упражнения на месте в различных исходных положения у опоры. 1 1 141 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях: у опоры. 1 1 142 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях: у опоры. 1 1 143 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях. Закрепление. 1 1 144 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях. Закрепление. 1 1 145 Упражнения на месте в различных исходных положениях: в движении. 1 1 146 Упражнения на месте в различных исходных положениях: в движении. 1 1 147 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях: в движении. 1 1 148 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях. Закрепление. 1 1 149 Отработка упражнений на месте в различных исходных положениях. Закрепление. 1 1 150 Отработка упражнений. Закрепление. 1 1 151 Упражнения на месте в различных исходных положениях: с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами). 1 1 152 Упражнения на месте с предметами художественной гимнастики. Скакалка. 1 1 153 Упражнения на месте с предметами художественной гимнастики. Скакалка. 1 1 154 Упражнения на месте с предметами художественной гимнастики. Мяч. 1 1 155 Упражнения на месте с предметами художественной гимнастики. Обруч. 1 1 156 Упражнения на месте в различных исходных положениях: с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами). Закрепление. 1 1 157 Упражнения на месте в различных исходных положениях: с партнером. 1 1 158 Упражнения на месте с партнером. 1 1 159 Упражнения на месте с партнером. Закрепление. 1 1 160 Игры с гимнастическими предметами. 1 1 161 Игры с гимнастическими предметами. 1 1 162 Игры с гимнастическими предметами. 1 1 IV. 2.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (30ч.)
163 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры. 1 1 Р.: самоконтроль при выполнении упражнений, П.: обнаружение ошибок при выполнении упражнений, отбор способов их исправления; К.: умение вести диалог Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества, уважительное отношение к иному мнению, самооценка работы.
164 Упражнения у опоры. Отработка. 1 1 165 Упражнения у опоры. Отработка. 1 1 166 Упражнения у опоры. Закрепление. 1 1 167
Упражнения у опоры. Закрепление. 1 1 168 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры. Закрепление. 1 1 169 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения в движении. 1 1 170 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения в движении с партнером. 1 1 171 Отработка умений. 1 1 172 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения в движении с партнером. 1 1 173 Упражнения в движении с партнером. Закрепление. 1 1 144 Отработка умений. 1 1 175 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения со скакалками. 1 1 176 Упражнения со скакалками. 1 1 177 Упражнения со скакалками. 1 1 178 Упражнения со скакалками. Закрепление. 1 1 179 Упражнения со скакалками. Закрепление. 1 1 180 Упражнения со скакалками под музыку. 1 1 181 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения с мячами. 1 1 182 Упражнения с мячами. 1 1 183 Упражнения с мячами. 1 1 184 Упражнения с мячами. Закрепление. 1 1 185 Упражнения с мячами. Закрепление. 1 1 186 Упражнения с мячами под музыку. 1 1 187 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения с обручами. 1 1 188 Упражнения с обручами. 1 1 189 Упражнения с обручами. 1 1 190 Упражнения с обручами. Закрепление. 1 1 191 Упражнения с обручами. Закрепление. 1 1 192 Упражнения с обручами под музыку. 1 1 IV. 3.Упражнения на равновесие (18 ч).
193 Упражнения на равновесие на месте в различных исходных положениях туловища. 1 1 Р.: планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
П.: анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; К.: умение правильно выражать свои мысли, вести диалог
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества, уважительное отношение к иному мнению, самооценка работы.
194 Упражнения на равновесие на месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных). 1 1 195 Упражнения на равновесие на месте в различных исходных положениях туловища (наклонных). 1 1 196 Упражнения на равновесие на месте в различных исходных положениях туловища. Закрепление. 1 1 197 Упражнения на равновесие на носках. 1 1 198 Упражнения на равновесие на носках. 1 1 199 Отработка упражнений на равновесие на носках. 1 1 200 Отработка упражнений на равновесие на носках. 1 1 201 Отработка упражнений на равновесие на носках. Закрепление. 1 1 202 Упражнения на равновесие с поворотами в движении. 1 1 203 Упражнения на равновесие с поворотами в движении. 1 1 204 Отработка упражнений на равновесие с поворотами в движении. 1 1 205 Отработка упражнений на равновесие с поворотами в движении. Закрепление. 1 1 206 Упражнения на равновесие с предметами. 1 1 207 Отработка упражнений на равновесие с предметами. 1 1 208 Упражнения на равновесие с предметами.
Закрепление. 1 1 209 Упражнения на равновесие с партнером. 1 1 210 Упражнения на равновесие с партнером. Закрепление. 1 1 IV. 5. Упражнения на гибкость (21ч) 211 Воспитание гибкости позвоночника. 1 1 Р.: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; П.: обнаружение ошибок при выполнении упражнений, отбор способов их исправления; К. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества, уважительное отношение к иному мнению, самооценка работы.
212 Упражнение на гибкость позвоночника. 1 1 213 Упражнение на гибкость позвоночника. 1
1 214 Отработка упражнений на гибкость позвоночника. 1
1 215 Отработка упражнений на гибкость позвоночника. Закрепление. 1 1 216 Воспитание гибкости тазобедренных суставов. 1 1 217 Упражнение на гибкость тазобедренных суставов. 1 1 218 Упражнение на гибкость тазобедренных суставов. 1 1 219 Отработка упражнений на гибкость тазобедренных суставов. 1
1 220 Отработка упражнений на гибкость тазобедренных суставов. Закрепление. 1
1 221 Воспитание гибкости голеностопных суставов. 1 1 222 Упражнения на гибкость голеностопных суставов. 1
1 223 Отработка упражнений на гибкость голеностопных суставов. 1 1 224 Отработка упражнений на гибкость голеностопных суставов. 1 1 225 Отработка упражнений на гибкость голеностопных суставов. Закрепление. 1 1 226 Воспитание выворотности в плечевых суставах. 1 1 227 Отработка упражнений. 1 1 228 Отработка упражнений с партнером. 1 1 229 Отработка упражнений под музыку. 1 1 230 Отработка упражнений под музыку. Закрепление. 1
1 231 Упражнения на гибкость. Закрепление. 1 1 IV. 6. Акробатические упражнения (15ч)
232 Стойка на лопатках. 1 1 Р.: самоконтроль при выполнении упражнений, П.: обнаружение ошибок при выполнении упражнений, отбор способов их исправления; К.: умение вести диалог Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества, уважительное отношение к иному мнению, самооценка работы.
233 Отработка стойки на лопатках.
1 1 234 Отработка стойки на лопатках. Закрепление. 1
1 235 Мост, перекаты. 1
1 236 Отработка техники выполнения моста. 1 1 237 Отработка техники выполнения перекатов. 1 1 238 Кувырки. 1 1 239 Отработка техники выполнения кувырков. 1 1 240 Отработка техники выполнения кувырков. 1
1 241 Стойка на руках у стены. 1
1 242 Отработка техники выполнения стойки на руках у стены. 1 1 243 Отработка техники выполнения стойки на руках у стены. 1 1 244 Соединение элементов. 1 1 245 Соединение элементов. Закрепление. 1 1 246 Соединение элементов. Закрепление. 1 1 V. Дыхательные упражнения (12ч)
247 Дыхательные упражнения. 1 1 Р.: планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
П.: анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; К.: умение правильно выражать свои мысли, вести диалог
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества, уважительное отношение к иному мнению, самооценка работы.
248 Упражнения на согласование движений и дыхания. 1 1 249 Упражнения на согласование движений и дыхания. Закрепление. 1 1 250 Упражнения с задержкой и усилением дыхания. 1 1 251 Отработка упражнений на дыхание. 1 1 252 Упражнения с задержкой и усилением дыхания.
Закрепление. 1 1 253 Упражнения на развитие носового дыхания. 1 1 254 Отработка упражнений носового дыхания. 1 1 255 Отработка упражнений носового дыхания. Закрепление. 1 1 256 Упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание) 1 1 257 Отработка упражнений. Закрепление. 1 1 258 Отработка упражнений. Закрепление. 1 1 V1. Упражнения на расслабление (9ч)
259 Упражнения на расслабление. 1 1 Р.: составление плана и последовательности действий; П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: выявление, идентификация проблемы 260 Упражнения на расслабление в различных исходных положениях. 1 1 261 Упражнения на расслабление в различных исходных положениях. Закрепление. 1 1 262 Упражнения на расслабление активные и пассивные. 1 1 263
Упражнения на расслабление активные.
1 1 264 Упражнения на расслабление пассивные. 1 1 265 Упражнения на расслабление с партнером. 1 1 266 Отработка упражнений на расслабление с партнером. 1 1 267 Отработка упражнений на расслабление с партнером. Закрепление. 1 1 VII. Самоконтроль и психорегуляция (12ч) 268 Самоконтроль и психорегуляция. 1 1 Р.: планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
П.: анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; К.: умение правильно выражать свои мысли, вести диалог
269 Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию. 1 1 270 Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию. 1 1 271 Самоконтроль по ЧСС, частоте и глубине дыхания. 1 1 272 Самоконтроль по ЧСС, частоте и глубине дыхания. Отработка навыков. 1 1 273 Самоконтроль по ЧСС, частоте и глубине дыхания. Закрепление. 1 1 274 Самоконтроль по голосу и речи, по особенностям поведения. 1 1 275 Самоконтроль по голосу и речи. 1 1 276 Самоконтроль по особенностям поведения. 1 1 277 Психорегуляция. 1 1 278 Способы психорегуляции. 1 1 279 Способы психорегуляции. Закрепление. 1 1 VIII. Самомассаж и взаимомассаж (9ч) 280 Назначение массажа. 1 1 Р.: планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
П.: анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; К.: умение правильно выражать свои мысли, вести диалог 281 Гигиенические требования к проведению массажа. 1 1 282 Гигиенические требования к проведению массажа. 1 1 283 Приемы массажа. 1 1 284 Приемы массажа. 1 1 285 Активные приемы массажа. 1 1 286 Пассивные приемы массажа. 1 1 287 Массаж различных мышечных групп. 1 1 288 Массаж различных мышечных групп. Закрепление. 1 1 IX. Контрольны испытания и показательные выступления (18ч) IX.1. Физкультурный праздник (9ч) 289 Соревнования по физической подготовке: тесты на гибкость позвоночника.
1 1 Р.: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; П.: обнаружение ошибок при выполнении упражнений, отбор способов их исправления; К. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта 290 Соревнования по физической подготовке: тесты на гибкость позвоночника. 1 1 291 Тесты на гибкость позвоночника. 1 1 292 Соревнования по физической подготовке: тесты на силовую выносливость. 1 1 293 Тесты на силовую выносливость. Закрепление. 1 1 294 Тесты на силовую выносливость. Закрепление. 1 1 295 Соревнования по физической подготовке: тесты на координацию. 1 1 296 Соревнования по физической подготовке: тесты на равновесие. 1 1 297 Соревнования по физической подготовке: тесты на координацию и равновесие. 1 1 IX.2. Праздник здоровья (9ч) 298 Показательные сольные выступления. 1 1 Р.: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; П.: обнаружение ошибок при выполнении упражнений, отбор способов их исправления; К. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта 299 Показательные сольные выступления. 1 1 300 Показательные сольные выступления. 1 1 301 Показательные групповые выступления. 1 1 302 Показательные групповые выступления. 1 1 303 Показательные групповые выступления. 1 1 304 Показательные сольные выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности. 1 1 305 Показательные групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности. 1 1 306 Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности. 1 1 Всего 306 39 267 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ:
Три раза в год (1, 3, 4 четверти) проводится контрольное тестирование физических качеств
Показательные выступления на спортивных мероприятиях
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Коли- чество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
2
3
4 - Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздо- ровительной физической культурой, спортом и туризмом.
- Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие.
- Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. 1
1
1
1
2. Печатные пособия
1
2 - Программы и нормативные документы.
- Инструкция по охране труда при занятиях гимнастикой. 1
1
3. Технические средства обучения
1
2
3
4 гимнастических обручей;
гимнастических палок;
скакалок;
15 шт.
15 шт.
15 шт.
15 шт.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Методические рекомендации
«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий корригирующей гимнастикой для младших школьников»
Особенности проведения занятий
и распределения содержания программы
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует стремиться к разнообразию решаемых оздоровительных задач. Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом занятии прорабатывать каждый из разделов. Иначе, при однобокой направленности, существует опасность одностороннего развития того или иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может нанести вред здоровью школьника.
Например, если на занятии выполнялись в большом объеме упражнения для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то в разделе СФП (специальная физическая подготовка) целесообразно исключить упражнения с предметами и акробатические упражнения с относительно высокой травмоопасностью.
Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция, самомассаж и взаимомассаж, то их педагог применяет, исходя из ситуации. Упражнения данных разделов нежелательно выполнять в большом объеме. Также нежелательно выполнять и несколько упражнений из данных разделов подряд. Целесообразно разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни, а на другом – другие.
То же самое касается и теоретических сведений: их сообщение целесообразно осуществлять, распределяя информацию по нескольким занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на прием пищи или воды.
К разделу 2.3. «Гигиенические и этические нормы»
Помимо традиционных сведений о правилах чистоты школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов, как основе благородных поступков (гигиена тела и души).
Важно:
- демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная поступь, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);
- проводить тренинги на закрепление норм;
- моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения;
К разделам 3.1.- 3.5. «Общая физическая подготовка».
ОФП ставит целью не только повышение уровня физической подготовленности, но решает и более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т.д.).
Важно:
- не допускать монотонности;
- не допускать утомления;
- к упражнениям следует относиться не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания.
К разделу 3.5. «Комплексы общеразвивающих упражнений».
Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.
При самостоятельном составлении комплексов занимающийся должен следовать определенной логике:
- элементы должны плавно переходить одно в другое,
- сложные элементы должны чередоваться с простыми,
- набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями),
- музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы,
- во всем должно быть чувство меры.
Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения, но и к презентабельности: выступление должно легко и с удовольствием восприниматься зрителем.
Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у занимающегося формируется хороший эстетический вкус.
К разделу 4.1. «Формирование навыка правильной осанки».
Нарушения осанки и плоскостопие связаны не только с неблагоприятными изменениями в организме. Человек, не отличающийся стройностью, сутулый, с заплетающимися ногами выглядит не только некрасивым, но и неуспешным. Такого человека будут стараться избегать, никто не захочет с ним подружиться. Как правило, такие люди выглядят неуверенными, замкнутыми. А привычка втягивать голову в плечи вообще связана с желанием спрятаться, отгородиться от всего неизвестного (как страус прячет голову под крыло от страха). Необходимо дать понять школьникам, что нужно смело идти навстречу новому, неизвестному, расправить плечи, взглянуть уверенно и сказать миру «Да!». Ведь не зря сказано: «Дорогу осилит идущий».
Важно:
- подкреплять примерами правильной осанки известных спортсменов, артистов и других популярных личностей;
-использовать образные сравнения при разучивании упражнений.
К разделу 4.4. «Упражнения на равновесие».
Способность поддержания тела в положении равновесия характеризует не только уровень развития вестибулярного аппарата, но и напрямую связана с психическими качествами человека, с саморегуляцией – умением уравновесить психическое состояние, успокоиться, отвлечься от сбивающих факторов. В этой связи перед педагогом открывается широкое поле для творчества. Можно предлагать выполнение упражнений под воздействием различных сбивающих факторов: от визуальных или шумовых помех до моделирования негативных проявлений окружающих, попыток вывести из психического равновесия (создание психологических помех). Последнее является также тренировкой бесконфликтного поведения, способом ухода от навязываемого конфликта.
Важно:
- не допускать монотонности;
- поддерживать положительный эмоциональный фон, дозировано применять игровой метод.
К разделу 4.5. «Упражнения на гибкость».
Поскольку гибкость связана не только со способностью структур опорно-двигательного аппарата к растягиванию, но и с психическим состоянием занимающегося, данный подраздел работы дает хорошую возможность для использования психотренинга, упражнений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Упражнения на растягивание не должны сопровождаться болевыми ощущениями. Напротив, необходимо состояние комфорта и приятного вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна.
Упражнения с партнером (в исходных положениях растягиваемого сидя, лежа, стоя у стены и т.д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен, растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности между партнерами, тем комфортнее будет психологическая атмосфера, и, соответственно, выше результат. Поэтому действия растягивающего (ассистента) должны создавать у растягиваемого состояние доверия. Ведь, при неосторожных действиях имеется опасность причинить боль и даже травму. Тем самым можно вызвать страх (страх упражнений на растягивание, страх перед человеком). Поэтому к данным упражнениям партнеры должны подходить с максимальной ответственностью. Таким образом, возникают предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к товарищам.
Важно:
- контролировать состояние занимающихся, не допуская болевых ощущений;
- сочетать с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.
К разделу 4.6. «Акробатические упражнения».
Во время выполнения данных упражнений, а также перед ними возможно возникновение такого психического состояния, как страх. К сожалению, традиционный подход к чувству страха характеризуется однобокостью и направлен на преодоление данного чувства, вытеснение (подавление) его путем формирования противоположного состояния – состояния уверенности, бесстрашия. В этом случае страх как бы «загоняется внутрь», а во главу угла ставится эффективность технических действий, т.е. результат обучения. Однако в свете задач воспитания личности и самореализации ребенка такой подход, отвергающий всякую рефлексию, неуместен. В данном случае страх должен выступать как союзник, индикатор уровня допускаемой опасности. В этой связи акробатические упражнения подбираются индивидуально, с учетом психической реакции учащегося на них: ученику предлагаются максимально простые и безопасные задания и создаются максимально комфортные условия их выполнения, при которых уровень боязни будет минимальным. Легкое чувство страха пробуждает ответственность за свое благополучие и способствует мобилизации сил. Как следствие, уровень тревожности снижается, улучшается психологическая атмосфера в группе, повышается мотивация к акробатическим упражнениям и занятиям в целом, создаются условия формирования доверительного отношения между педагогом и обучаемым. Все это является важным условием эффективности личностного роста.
Важно:
- контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения;
- использовать акробатические упражнения не только для развития вестибулярной устойчивости, но и для гибкости позвоночника;
- учитывать психологические факторы освоения акробатических упражнений: формировать отношение к чувству страха как к союзнику.
К разделу 5. «Дыхательные упражнения».
В процессе воспитания важно формировать в ребенке отношение к дыханию не просто как к одной из жизненно важных функций, но и как к процессу, значимость которого можно охарактеризовать лишь духовно-мировоззренческими категориями. Дыхание – это таинство. Мы вдыхаем то, что находится вне нашего тела. Доверяя себя природе, мы впускаем в себя нечто извне, и оно становится нашим телом, строит его, дает нам жизненные силы. И, напротив, то, что было нашим телом, в момент выдоха покидает нас, становясь частью природы: облачком выдыхаемого пара, затем туманом на опушке леса, затем белыми облаками, а может быть даже далекими звездами. Чем мы дышим? Воздухом, смесью химических элементов? Мы дышим всей Вселенной, самой Жизнью, всеми непостижимыми тайнами, которые так легко становятся разгаданными в момент полного слияния с Природой! Дыхание – это акт соединения себя с окружающим миром, слияния со всем мирозданием. Такое отношение, прививаемое педагогом ученику, заставит его задуматься не только о том, открыта ли на ночь форточка, но и том, стоит ли впускать в себя табачный дым, чтобы отдавать его обратно природе и, следуя своей прихоти, губить ее. Благодарный человек никогда так не поступит.
Важно:
- контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения;
- выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении.
- учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо воздействия на физиологические процессы), основанный на тесной связи процесса дыхания с психическими состояниями.
- формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание – акт единения с природой (а не просто одна из жизненно важных функций).
К разделу 6. «Упражнения на расслабление».
Важно:
- своевременно выполнять упражнения на расслабление (после упражнений со значительным напряжением);
- следить за дозировкой упражнений и состоянием занимающихся, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;
- выполнять в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с удлиненным выдохом способствует релаксации);
- использовать для снятия как мышечного, так и эмоционального напряжения;
- использовать образные сравнения при разучивании и выполнении упражнений.
К разделу 7. «Самоконтроль и психорегуляция».
Важно:
- обеспечивать индивидуальный подход к подбору приемов для разучивания;
- способствовать поддержанию интереса занимающихся к освоению данного раздела;
- следить за дозировкой упражнений психорегуляции и состоянием занимающихся;
- поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении;
- выполнять психорегулирующие упражнения в сочетании с дыхательными.
К разделу 8. «Самомассаж и взаимомассаж»
Требования аналогичны требованиям к пункту 4.5. «Упражнения на гибкость»: принцип «массируемый пассивен, массирующий активен», взаимопонимание и доверительность между партнерами, ответственность за здоровье товарища.
Важно:
- своевременно выполнять упражнения (в соответствии с предшествующей и предстоящей работой);
- строгое соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных приемов;
- контролировать состояние массируемого, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью другого человека, формировать чувство ответственности за выполняемые действия;
- способствовать формированию здорового образа жизни.
К разделам 9.1. «Физкультурный праздник» и 9.2. «Праздник здоровья»
Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого – по способностям» и поощрять любые проявления ребенка, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже самых минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания к самому себе, что может быть выражено в виде рисунков, рассказов, фотографий.
Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом, а не в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), каждый участвующий поощряется благодарностью, грамотой, вывешиванием фото на доске почета. Такой подход призван повышать мотивацию школьников к занятиям, к следованию ЗОЖ, к поддержанию и сохранению здоровья.
На всех мероприятиях желательно присутствие родителей в качестве зрителей. Возможны также отдельные семейные выступления или семейные соревнования.