Конспект интегрированного занятия по слушанию музыки в подготовительной группе на тему Весна в музыке


КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА:
«ВЕСНА В МУЗЫКЕ»
Музыкальный руководитель: Сегодня беседу я начну с загадки:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Вы совершенно правы правы, это весна. И сегодня мы узнаем, как знаменитые
композиторы рассказывали об этом удивительном времени года в своих произведе-
ниях.
Чтобы узнать, о чем расскажет нам первая пьеса, отгадаем еще одну загадку.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
Да, это жаворонок (иллюстрация).
На этой картине жаворонок поет среди цветущих трав, но прилетает он ранней вес-
ной, когда в полях еще лежит снег. Взлетая высоко в небо, жаворонки поют о близкой
весне, о тепле и цветах.
Послушаем пьесу П.И.Чайковского «Жаворонок». Будьте внимательны, характер
музыки в середине пьесы изменитсяюЗвучит музыка.
Как поет жаворонок?
Дети: Весело, нежно, звонко, радостно.
Муз.рук.: Да, музыка светлая, беззаботная, приветливая, игривая, нежная.
Но в середине пьесы музыка изменилась. Какой она стала?
Дети: Мелодия стала грустной, встревоженной.
Муз.рук.: Верно. Быть может, жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе,
туча закрыла солнце, стало темно, страшновато, и жаворонок запел
встревоженно, робко, трепетно, пугливо.
Но вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную,
звонкую, игривую песенку.
Давайте узнаем, о чем будет следующая пьеса:
Глядит из-под снега
Зеленый росток.
Он – первый, весенний
Студеный цветок.
Совершенно верно. Прилетели жаворонки, солнце стало согревать землю, снег
почти растаял, и на первых проталинах расцвели подснежники. Послушаем пьесу
П.И.Чайковского «Подснежник» (иллюстрация)
Как рассказывает музыка о природе, какая она по характеру?
Дети: Нежная, иногда взволнованная.
Муз.рук.: Да,эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет
слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном
подснежнике. На какой танец похожа эта мелодия?
Дети: На вальс.
Муз.рук.: Вслед за подснежниками расцвели другие весенние цветы, зазеленели
деревья, запели птицы. Представьте себе такую весеннюю картинку: солнечнаяполянка, журчит ручей, в небе поет жаворонок, на поляне дети собирают цветы и
тоже поют, радуясь весне (иллюстрация)
Послушаем пьесу Роберта Шумана, которая так и называется «Весенняя песня»
Что можно сказать о характере этой мелодии?
Дети: Мелодия, чистая, светлая, радостная.
Муз.рук.: Да, музыка льется свободно, легко, радостно.
Что можно сказать о темпе мелодии?
Дети:Темп то медленный, то быстрый
Муз.рук.: Да, музыка звучит медленно, плавно. А потом темп становится более
быстрым, мелодия звучит звонко, легко, подражая журчанию ручья.
А теперь главный вопрос нашей беседы: Мы прослушали разные пьесы о весне:
«Жаворонок», «Подснежник», «Весенняя песня».
Есть ли что-то общее в характерах этих пьес?
Дети: Эти пьесы светлые, радостные, нежные.
Муз.рук.: Совершенно верно. Эти пьесы похожи по характеру. Но почему?
А что мы можем сказать о весне, как времени года?
Дети: Весна добрая, веселая, нежная, радостная.
Муз.рук.: Эти качества и отразили композиторы в своих пьесах. Вот почему разные
пьесы о весне похожи по характеру.
Задание на дом – нарисовать весеннюю картинку.