Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Дронова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Боброводворская СОШ»
с. Бобровы Дворы Губкинского района
E-mail: elena_dronova_71@mail.ruDEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS THROUGH THE USE OF LOCAL MATERIAL
Elena Dronova,
teacher of Russian language and literature, " GESHER "Bobrovitskaya school" C. Bobrovy Yards Gubkinsky district
АННОТАЦИЯ
Цель. Краеведческий музей – источник дидактического материала. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы, во внеурочное время. Вывод.
ABSTRACT
Purpose. Museum is a source of teaching materials. Development of creative abilities of pupils at lessons of Russian language, literature, outside of school time. Conclusion.Ключевые слова: краеведческий материал; творческие способности.
Keywords: local history material; creative abilities.
Ещё А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» [1, c. 3]. Памятуя его слова сегодня, мы видим, как они важны в современных условиях, когда вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становятся приоритетами российского общества и государства.
Важнейшей целью воспитания является формирование у детей патриотических качеств: уважения к истории своей Родины, любви к своему народу, привязанности к месту своего рождения, бережного отношения к традициям своего народа.
В нашей школе большую роль в организации патриотического воспитания учащихся играет школьный краеведческий музей, в котором собран ценный и богатый материал об истории и этнографии села Бобровы Дворы. Он является уникальным дидактическим источником в работе учителей-предметников.
Мне как учителю - словеснику при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям материалы музея являются необходимыми. Так, урок-практикум по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными» был построен на основе местного материала о Великой Отечественной войне «По страницам Книги Памяти». В начале урока учащиеся анализировали текст, составленный по воспоминаниям ветеранов и вдов о начале войны в нашем селе, находили сложноподчиненные предложения, определяли их вид. На этапе закрепления изученного материала под рубрикой «Строки, опалённые войной» дети работали в группах: «исследователи» по фронтовым письмам односельчан конструировали сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными; «журналисты», те дети, у которых лучше получаются тексты в прозе, по материалам газетных статей о земляках составляли небольшие тексты по теме урока; «поэты» - дети, которые сами пишут стихи, восстанавливали строки в стихотворении с фронта нашего односельчанина Пустоселова Е.А., сочиняли свои четверостишья о войне. Итогом урока стали воспоминания учащихся о своих родственниках, воевавших на фронте. Дети формулировали их в виде сложноподчиненных предложений. Дидактический материал урока помог ребятам при написании домашнего сочинения «Эхо войны в моей родословной».
На уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества обязательно привлекаю старинные обрядовые песни, записанные у старожилов села. При подготовке к урокам на военную тематику использую стихотворения о войне поэта-земляка А.С.Головкова. Урок внеклассного чтения в 9 классе «Поэзия мужества» проходил в форме конференции. Ученики были распределены на три творческие группы: «литераторы» знакомили с творчеством К. Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, читали наизусть их стихотворения; «краеведы» готовили сообщение о поэте - земляке А.С.Головкове, представляли его произведения о войне, распределяли на тематические группы; «поэты», девочки, которые пишут стихи, знакомили со своим творчеством военной тематики. Итогом такого урока стала исследовательская работа Селезневой Маргариты «Тема войны в творчестве поэта - земляка А.А. Головкова».
Краеведческий материал в качестве развития творческих способностей учащихся применяю в определенной системе. Так, в сентябре использую дидактический материал, связанный с историей школы, в октябре - ноябре – о тружениках села, февраль и май посвящены теме защитников Родины.
Ежегодно в школе в рамках месячника военно-патриотического воспитания проходят конкурсы чтецов и поэтов. Лучшие работы включаются в программу праздника, в литературно-музыкальную композицию, которая готовиться к традиционному дню встречи с ветеранами войны.
Учащиеся нашей школы ведут активную поисковую работу: посещают ветеранов войны и вдов, беседуют с ними, собирают воспоминания о войне. Как итог поисковой работы провожу конкурс юных журналистов. Ученики выступают с очерками и интервью, принимают участие в районных, областных и всероссийских творческих конкурсах.
Работу по развитию творческих способностей учащихся осуществляю не только на уроках, но во внеурочное время. В течение нескольких лет являюсь руководителем кружка «Художественное слово». Кружок объединяет детей, «пробующих перо», авторов пусть ещё робких, неумелых, но уже произведений. Бывает, что посещать такой кружок начинают ребята, которые не написали ни одного стихотворения или рассказа, но у них на основе интереса к литературе постепенно, уже в кружке, развивается творческая потребность, а потом и притаившиеся до времени творческие способности. На занятиях кружка в процессе анализа самостоятельного творчества знакомлю учащихся с теоретико-литературными понятиями, причем они усваиваются легче и прочнее, поскольку юные авторы их проверяют на собственной творческой практике.
Чрезвычайно полезными для развития образного видения мира считаю экскурсии в природу, по достопримечательным местам села, посещение музея, встречи с ветеранами войны и вдовами, встречи с местными поэтами. Вот такие строки написала ученица 7 класса Селезнева Маргарита после экскурсии по родному селу:
Люблю свою деревню,
Люблю свой край родной.
Березовые рощи,
Ракиты над рекой.
Люблю весною ранней
Журчание ручья.
В саду, цветущем в мае
Распевы соловья.
Люблю я солнца лучик,
Что светит мне в окно.
Люблю свою деревню,
Люблю свое село.
В этом заключается суть моей работы по развитию творческих способностей учащихся. Пусть дети вырастут не поэтами и прозаиками, а инженерами, врачами, строителями. Важно, чтобы ценили словесные богатства языка и традиции своего народа.
Список литературы:
Эдельман Н. Пушкин: история и современность в художественном сознании поэта. М.: Советский писатель, 1984.- 368 с.
Сборник творческих работ учащихся образовательных учреждений Белгородской области. Белгород, 2009. – 51 с.