Открытый урок по литературному чтению на тему творчество А.С.Пушкина


Тема:      А.С. Пушкин  «У  лукоморья  дуб  зеленый…»                                
Урок литературного чтения в 3 классе
УМК «Начальная школа XXI века», под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой
Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);
 Учебные задачи :
- формировать навык  выразительного  чтения  стихов;
- познакомить с понятиями «поэма», «строфа»;
-  формировать  навык  исследовательской деятельности  со словами ;-  воспитывать интерес к русской поэзии и  народному творчеству ;
-  формировать коммуникативные навыки работы в группах;
-  развивать позитивную самооценку учащихся.
Задачи:
Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
формировать коммуникативные навыки работы в группах;
развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование к уроку:
учебник "Литературное чтение. 3 класс" Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова,;тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс",
портрет А.С.Пушкина;
выставка книг поэта;
компьютерная презентация
выставка проектов учащихся
компьютер, проектор, экран;
словари Д.Ожегова;
карточки с иллюстрациями из произведений;
клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
разноцветные лепестки для цветка "Настроение"
Современные технологии:
игровые технологии;
технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
технологии уровневой дифференциации;
информационно-компьютерные технологии
Ход урока
Орг. Момент
а)Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра
Ведь урок начинать нам пора!
б) Поработаем над дикцией ( работа со скороговоркой). ( слайд 1)
Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.
- прочитать - тихо→ громко. - медленно-быстро-быстрее
II. Актуализация знаний, формулировка темы урока
(слайд 2, 3,4)
Прочитайте высказывания известных писателей и поэтов.
Как вы думаете почему они так возвышено говорят об А.С.Пушкине?
- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Что было задано на дом?
-подготовить сведения об А.С.Пушкине
- подготовить наизусть стихотворения А.С.Пушкина
- жанры произведения А.С.Пушкина
Поработаем в группах
Вспомним правила групповой  работы. (Вывешивается памятка «3 НЕ : НЕ перебивай! НЕ критикуй! НЕ спеши!»). 1 группа презентация (биография) (слайды 5, 6, 7,8)
Величайший русский поэт А.С.Пушкин родился 6 июня 1799года, в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.
На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
Дополните.
Оцените презентацию 1 группы
Спасибо.
2 группа презентация (стихи наизусть)
Мы послушаем и оценим ваше чтение. Вспомним правила оценки поэтического произведения:
1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).
(девочка в костюме Осени. Проходит и  одаривает  всех осенними подарками) (слайд9)
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
(слайд 10)
Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливый караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.
Оценка стихов, согласно памятки.
-Спасибо, ребята за прекрасное чтение.
3 группа (презентация) (слайд 11)
Жанры произведений А.С.Пушкина это стихи, сказки, поэмы. Всего у А.С.Пушкина 5 сказок. Мы подготовили игру, которая называется « Угадай и назови»
1."Удивился старик, испугался:Он рыбачил тридцать лет и три годаИ не слыхивал, чтоб рыба говорила"."Сказка о рыбаке и рыбке"(слайд 12)
2. В синем небе звёзды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идёт, ("Сказка о Царе Салтане") (слайд 13)
Вдруг шатёрРаспахнулся... и девица,Шамаханская царица,Вся сияя как заря,Тихо встретила царя.
«Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:»"Сказка ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок""Сказка о золотом петушке"(слайд 14)
Буду служить тебе славно,Усердно и очень исправно,В год за три щелка тебе по лбу, "Сказка о попе и о работнике его Балде" (слайд15)
Я ль, скажи мне всех милее,Всех румяней и белее?"Что же зеркальце в ответ?"
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"(слайд 16)
Оценка работы
- Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.
3.Физ. минутка
4.Новая тема
А сейчас обратимся к нашей выставке книг. Среди них находится новая для нас книга
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком. «У лукоморья дуб зелёный»
- Кто из вас уже читал?
5. Постановка проблемы. Работа с толковым словарём.
-Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
-Это вступление к поэме «Руслан и Людмила»
- Прозвучало новое  слово,  являющееся  литературным  термином – «поэма» ». Кто  из  вас  знает  значение  этого  слова? (ответы  учащихся)
- Для  того,  чтобы разобраться,  что обозначает это слово, обратимся  к  толковому   словарю С.И. Ожегова.
Учащиеся  находят  определения  в  словаре:
      Поэма – большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или  возвышенную  лирическую  тему.
Поднимите руку кто из вас уже слышал или читал эту поэму. О чём она?
(В этой поэме говорится о том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.Поэму «Руслан  и Людмила» А.С. Пушкин написал в 1820 году в возрасте 21 года. Как
(слайд17)
А.С.Пушкин создал много прекрасных поэм «Медный всадник», «Полтава», «Цыганы», но
мы сегодня начнём читать самую волшебную поэму, в которой происходят чудеса – «Руслан и Людмила»
- Поможет нам попасть в сказочный мир поэмы «Руслан и Людмила» Учёный кот.(слайд17) 17)
Он принёс вам устаревшие слова, к которым нужно подобрать современные синонимы. Начинаем работать:
Брег
Чреда
Пленять
Злато
Поведать
Дол (пространство без деревьев, долина)
- Это истинно русское произведение, старославянские слова придают тексту нежность мелодичность служат средством создания оттенков иронии, выражают настроение автора
-У лукоморья дуб зелёный. А что такое ЛУКОМОРЬЕ?
-Представьте себе лук и стрелу, когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря – ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив .Значит ЛУКОМОРЬЕ – это морской залив.
(слайд 19)
-Давайте мы отправимся в лукоморье. Садитесь удобнее, внимательно вслушивайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, как изображает поэт лукоморье?
Работа над произведением
Первичное восприятие текста.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
- Понравилось ВАМ произведение?
- Что ВАС удивило?
- Каким изобразил поэт лукоморье? (сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
Прежде чем мы начнём читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз
Закройте глаза, откройте глаза
Движение глазным яблоком:
Вправо, влево, вниз, вверх.
Определите для себя темп чтения, эмоциональную окраску. Подумайте, как вы передадите свое отношение к каждой картине. Выделите каждую из них при чтении паузой.
-  С какой интонацией нужно читать отрывок?
/Читать нужно негромко, голосом передать интонацию загадочности, таинственности./
-Какой выбрали темп? (спокойный, напевный)
Работа по учебнику
Чтение выразительное, подготовленными учащимися
Учитель:
- Объясните пожалуйста, что это за неведомые дорожки? (те, которые никто не знает, не ведает) - Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре - на заре. - Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет - берет в плен. Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится .
(Дети называют слова)
8. Физкультминутка
Руки вверх поднять пора,Дружно ловим комара.Вдох глубокий, выдох полный.Разгулялись в море волны. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут.Туча по небу идёт,Бочка по морю плывёт.
9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста
-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
(Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.)В поэзии они называются «СТРОФА»
Прочитайте значение этого слова на слайде (слайд20)
Каждая строфа имеет логическое ударение, после нее делается голосовая пауза.
Хоровое чтение 1 части
-Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
(Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.)
- Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.)
Чтение 2 части сам-но-Что вы можете сказать о второй части?
(Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.)Исследовательская деятельность учащихся
Перед вами карточки с изображением чудес.
- Как летописцы этого чудесного местечка «Лукоморье» запишите чудеса, которые описал поэт, соответствующими строками.
развивают коммуникативные навыки.
Затем выходят к доске и читают отрывки, прикрепляют карточки  к модели дуба.
Прочитай. Передай голосом свое отношение к картине, выдели логическое ударение и соблюдай паузу.
Молодцы, ребята.
А сейчас давайте обратимся к иллюстрациям данного произведения.
- Почему художник так необычно изобразил «дуб зеленый»? (работа с иллюстрацией в учебнике)
- Сумел  ли  художник-оформитель  передать  сказочный  мир  пушкинского  лукоморья?
Какая строка говорит о восхищении поэтом лукоморьем?»  Чтобы это сделать правильно, прочитай внутренним голосом  отрывок еще раз. (Жужжащее чтение учащихся).
- Почему поэт сказал фразу «Там русский дух! Там Русью пахнет?». Потому что всех мифологических персонажей русского фольклора (Бабу Ягу, Лешего, Кощея, Избушку на курьих ножках,  Богатырей, Русалку и др.) мы встречаем здесь на волшебном дубе. Запиши эти строки в тетрадь.
 - Закройте ваши тетради.
Посмотрите еще раз на модель дуба на доске. Это дерево считалось символом мудрости и долговечности на Руси.
Всякое дерево питает корни. Корни – это наша история, наша народная культура, фольклор. Чем больше человек дорожит  этой памятью, тем глубже он чувствует  свою ответственность за будущее.
Оцените свою работу на уроке. Что нового вы сегодня узнали? Что расскажете дома родителям?
Александра Сергеевича Пушкина называют гением.
Но гений — это не только творчество и талант, но и огромный труд.
Стремитесь к творчеству,  познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас!
На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное) Д/З Выучить отрывок наизусть
Благодарю всех за хорошую плодотворную работу.   Урок окончен

.