Один день — вся жизнь (по роману И.А.Гончарова Обломов)
урок литературы в 10 классе
Тема: « Один день – вся жизнь» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
Цель:
сформировать представления о причинах деградации главного героя .
Задачи:
образовательные:
рассмотреть внутренние и внешние причины, которые влияют на изменения, происходящие в судьбе героя.
развивающие:
развитие умений и навыков анализа литературного текста;
развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ;
воспитательные :
воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока:
Учитель: «Обломов» - это роман одного героя, написанный Гончаровым, носящий обличительный характер. В нем автор впервые попытался понять типичную русскую душу, может, даже оправдать национальные пороки, ведь это роман о герое, который предстает перед нами как личность глубокая, как характер незаурядный, до конца верный своей идее и поэтому устраняющийся в жизни.
О чем повествуется в романе? В первой его части?
Ученик: Об одном дне героя.
Учитель: Почему автор выбрал именно этот день, что происходит за это время?
Ученик: Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок.
Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.
Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автораНезадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов.
Учитель: Образ Обломова дан в развитии, автор раскрывает нам его судьбу и окружающую его жизнь, быт на протяжении 37 лет: с 7 лет до смерти. В образе Обломова Гончаров дал художественную оценку всей распадающейся жизни крепостной России. Эта оценка приобрела в романе символическое значение как «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни» - обломовщина. Обломовщина, слившаяся с крепостным правом, явилась ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
Группа №1 комментирует изображение на экране.
-В нескольких комических эпизодах изображается «возлежание» Обломова. Показывается, как барин лежит на диване, как он пытается вставать, как нога не попадает в туфлю; вяло ищет письмо, пришедшее из деревни, но уже несколько дней затерявшееся в складах одеяла. Диван, туфли, халат – символы образа жизни Обломова.
- Паутина на стенах; зеркала в пыли, пятна на коврах, забытое полотенце на диване – все говорит о запущенности, безразличности героя к своему быту. Многие могут сказать о человеке, о его умственных интересах, занятиях, книги, которые он читает. А что читает Обломов? «Лежали 2-3 развернутые книги, валялась газета, но страницы покрылись пылью, пожелтели». Обломов привык к такому убранству своей комнаты. Иногда зовет Захара, чтобы тот убрал, но тот перепирается с ним. И все это лишь подчеркивает полное бездействие барина.
-Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит, полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.
-Обстановка комнаты героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной» Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нем был халат» Халат. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.
Обобщение..
Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальные ассоциации, наблюдения автора «Все запылилось». Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за денег. «Пошлость пошлого человека» Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова «Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!» Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За «внешним» человеком обнаруживается «внутренний».
Учитель: Откуда же истоки такой жизни? Где она берет начало? Что за волшебная сказка показывает нам идеальную жизнь? Что за мир, взрастивший Илью Ильича?
Ученик: Это благословенный уголок земли, маленькое, укромное пространство, заботливо оберегаемое ласковыми объятиями неба «от всяких невзгод». («Сон Обломова» глава 9).
Группа №2. Ученик читает «Сон Обломова».
Анализ текста.
- Именно в Обломовке в далекие детские годы сложилась важная и во многом определяющая черта характера Ильи – поэтическая мечтательность.
Гончаров подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И поныне русский человек» (стр. 56).
Эти традиции сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратившись отчасти в черты обломовщины. Но они же сохранят в Обломове естественность и свободное состояние души.
- «Сон Обломова» является смысловым ключом к пониманию всего произведения «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Круг имеет отношение к фамилии Ильи Ильича и к названию деревни, где прошло его детство. Слово обло – круг, окружность (отсюда облако) Но автор, видимо, имел значение другое. Это значение обломка. В самом деле, ведь обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни. Обломовка – это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема
-Вынесенное из глубины детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей действительности. Именно поэтому служба, лишённая человеческого взаимоотношения, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные любить, отталкиваются Ильей, как чуждые его отторгаются нравственными идеалами.
Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа человеку».
Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, не все увидели в романе. Виной тому не сам Обломов, а обломовщина, как уютный халат обволакивающий его.
Учитель: Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека. Он так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Со страниц романа звучит вопрос:
«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.
Дискуссия.
- Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.
- Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.
- Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас.
- Если к таланту и мечтам присоединить упорный труд, человек сможет достичь многого. Для достижения цели нужно выработать привычку к систематическому труду.
- Халат, туфли, диван – символы обломовской лени.
Обломов: «Отчего я такой?»
Штольц: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»
Подведение итогов.
-Что такое обломовщина?
-Докажите, что именно обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.
Домашнее задание:
Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»
Самоанализ урока
«Создание киносценария «Один день из жизни Обломова»
(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Это завершающий этап изучения романа И.А.Гончарова «Обломов», который нацелен был на подведение к понятию: что такое обломовщина?
На начальном этапе я разделила класс на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам с целью защитить свои творческие проекты, которые лягут в основу классного проекта–сценария. Инновационность такого занятия заключается в том, что предложенная активная форма урока обеспечивает процесс усвоения новых знаний в рефлексивном взаимодействии ученика и учителя. Критерием эффективности занятия стал технологический процесс, построенный на системе обратной связи. Целевая установка перед уроком была направлена на творческую самостоятельную работу учащихся с текстом романа: записать основные положения, осмыслить полученную информацию согласно установке; анализ материала в группах.
Такая форма подачи учебной информации активизировала творческую мысль учащихся, которая проявлялась в оригинальности, в умении решать нестандартно.
На уроке я выделила 4 этапа:
1-й этап – подготовка и проведение урока;
2-й этап – активная проработка инновационного материала через деятельностную рефлексию;
3-й этап – организация коммуникативной рефлексии (диалог с собой);
4-й этап – введение через урок нового материала на основе размышлений.
Этот урок позволил организовать работу в трёх видах деятельности (предметной, общении и творчестве).
Использование учителем разных форм организации учебной деятельности: фронтальной, индивидуальной и групповой – способствует успешной включённости каждого учащегося в учебный процесс, ведению дискуссии как на уровне группы, так и на уровне класса; умению учащихся аргументированно говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов, осуществлять рефлексивный анализ своей деятельности.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности через работу с текстом в данном типе урока реализовано полностью.