Статья «Приобщение учащихся младших классов к истокам культуры своего народа».

Н.Н. Козлова (МОУ «Гимназия №19», г. Саранск)
«Приобщение учащихся младших классов к истокам культуры своего народа».
«Общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не бывает. Поскольку все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого свое особое видение мира. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, а значит, требует создания своей национальной философии образования».
Все высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации это стремления к развитию, самоусовершенствованию. Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.
Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.
В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей.
В моём классе 24 человека. Есть татары, мордва, армяне, русские, украинцы.
Отсюда задачи сегодняшнего времени брать на вооружение традиции народов и широко использовать их в работе. В соответствии с этим я строю свою работу таким образом, что на уроках и внеурочных занятиях детей знакомлю с тем, что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. Знакомство с историей, бытом, с национальной одеждой, кухней, играми, музыкой и песнями, народным фольклором вот направления работы по этнокультуре для детей. Весь материал стараюсь подавать в непринужденной работе, а также в игровой форме. На уроках включаю разные виды работ: дети могут смотреть видеоматериал, слушать музыку, выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать и вырезать разнообразные орнаменты, тряпичную куклу, матрешку, читать стихи и т.д. На уроках по ознакомлению с окружающим миром детей знакомлю с загадками разных народов. Уроки литературного чтения обязательно дополняю материалом произведений различных народов. В учебной, театрализованной деятельности стремлюсь обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления, этнопедагогического обучения. С целью упорядочения, закрепления элементов этнопедагогики планирую классные часы, на которых провожу беседы, часы национального этикета. Во внеклассные мероприятия включаю народные игры: русские («Вершки-корешки», «Съедобное - несъедобное»), мордовские («Котёл.- Котелсо налксема», «Круговой. – Мячень кунсема»), татарские («Серый волк.- Сары буре»), армянские («Козлик козлик. Эц-эц», «Чижик. Ктик-ктик»), украинские «Высокий дуб Високий дуб», «Хлебец Хлибчик»). Конечно, ни одно мероприятие не обходится без народных песен. Вот одна из них:  
Баю-баю баиньки.
Купим сыну валенки
Пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить.
Новы валенки носить!
Аналогичная песня есть у армянского народа, мордовского, татарского.
К примеру, песенка армянского народа:
Мутн энкл э
Уш э арден
Ачикнерн эн ко паквум,
Книр ануш ду им балик
Мишт миасин энк ес ев ду.
Приобщаясь к культуре своего народа, ходим на экскурсии в музеи: краеведческий, музей Эрьзи, посещаем выставки прикладного искусства. Организовываю встречи с мордовскими поэтами. Приглашали на праздник «Золотая осень» Задальскую Наталью Владимировну. Поэтесса читала стихи на мордовском и на русском языках, загадывала загадки.
Знакомство с традициями и обычаями рядом живущих народов одно из направлений работы по этнопедагогике традиционное гостеприимство – угощение соседей, Народ считает гостеприимство одним из признаков гуманности, а в самом приходе гостя видит доброе предзнаменование, поэтому в народе говорят «Гость старше отца».
Интересно прошёл семейный праздник «Вся семья в сборе – мы не знаем горя». С энтузиазмом готовились не только дети, но и родители. Домашним заданием было подготовить представление своей семьи по русскому обычаю, мордовскому, татарскому, армянскому, русскому, украинскому, приготовить национальное блюдо. В ходе всего мероприятия исполняли народные песни, танцевали. Равнодушных не было, танцевали все: и гости, и педагоги, и участники. Дети и родители с удовольствием обучали друг друга движениям национальных танцев, народным играм. На своём родном языке читали стихи. Различные конкурсы проходили на высоком эмоциональном подъёме. Закончился праздник чаепитием, где все делились секретами рецептов своих национальных блюд.
Знакомлю детей с такими замечательными народными праздниками как армянский «Вардавар», татарский «Сабантуй», украинский «Благослови, мати, Весну закликати!», русский «Масленица», которые отражают традиции народов.
У детей необычно возрос интерес к истории русского, мордовского, татарского, украинского, армянского народа. Я считаю, что главное в работе не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры, архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.
Элементы этнокультуры на уроках, специально организованные внеклассные мероприятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, уважения к себе, родственникам, родителям, воспитывают патриотизм, способствуют накоплению духовных ценностей, без которых невозможно воспитать всесторонне развитую личность, взрастить Человека с большой буквы!
Литература:
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
2. Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
3. Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир», М «Просвещение», 1991 г, с. 158.
4.Селевко Г.К. «Технология саморазвития личности школьника», Журнал «Евразия» 2003 г, № 5, с 27-40.
5.Сейтешев А. «Национальный характер образования и особенности его становления», Журнал «Мысль», 2001 г, № 5, с 66-69.
6.Мокшин Н. Мы – мордва! – Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарёва, 2007. – 48с.: ил.
7.Ушинский К.Д. М, «Педагогика» 1988 г, Собр. соч. Т. 2, с 161
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915