Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Казахстана.
Казахский национальный колорит в жизни детского сада.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков, казахский народный фольклор, литературу.
Средствами поликультурного воспитания детей дошкольного возраста являются игрушки, художественная литература, народное творчество, национальные праздники, предметы быта. Так, играя с куклами, дети узнают национальные имена (Айгерим, Арай, , Алма и другие).
Уже в средней группе мы проводили беседы по картинкам: «Наша семья», «Я помогаю аже», «Мойата». Знакомили детей с предметами быта казахов (сандык, бесик, кесе), давали понятие о верхней национальной одежде (тюбетейка, камзол, чапан, такия, тумак).
Также детей знакомили с произведениями художественной литературы,национальным фольклором (Е. Утетлеуова «Топ-топ», Ж. Жабаева «Колыбельная»).
В средней группе словарный запас детей пополнялся через беседы, рассматривание иллюстраций. Дети учились составлять небольшие рассказы по картинкам: «Национальная посуда», «Кукла Айсулу». Через сюжетно-ролевые игры детей мы знакомили с традициями и обычаями: «Разрезание пут», «Укладывание в колыбель».
Приобщение к художественной литературе осуществляется через творчество М. Алимбаева («Ковер-алаша»), С. Сеитова («Алматы - столица моя») и др.
Встаршей и подготовительной группе я проводила с детьми беседы по картинам с изображением достопримечательностей городов Казахстана, применяя дидактические игры: «Встреча гостей», «Путешествие по городу», с помощью которых обогащается словарный запас. Дети узнают, что такое юрта, из чего она сделана, каковы ее размеры. Расширяются знания о национальной посуде, национальных блюдах: из чего, где и как их готовят.
Углубляются знания детей о национальном искусстве по картинам( дети составляют рассказы ) «Национальная посуда», «Закипел чай в разукрашенном самоваре», «Ковры», А. Кастеева «Убранство юрты», А. Галимбаева «Вкусный чай», «Аяк кап», «Дастархан», М. Кендебаева «Изготовление кошмы».
Также я знакомила детей с произведениями художественной литературы: И. Алтынсарина «Отец и сын», Ш. Бейшеналиева «Азиз и папа чабан», Б. Данабекова «Отзывчивый мальчик».
Используя мнемотаблицы мы учили стихи казахских поэтов : А.Дуйсенбиева «Дети земли», н.Жанабаева «Шабат», М. Алимбаева «Все работы хороши», «Игрушки», Ж.Бодешева «Яблоко», К.Баянбаева «Юрта».
На всех возрастных этапах развития детей важно уметь правильно приобщать к художественной литературе, вызывать интерес к чтению рассказов, сказок, стихотворений с национальным колоритом.
Драматизация, организация сюжетно-ролевых игр развивает в детях творческие способности, речь, пробуждает интерес к народным традициям, особенностям национальной культуры. Использование устного народного творчества, художественной литературы и других средств, взятых из наследия казахского народа, способствует решению задач национального воспитания детей дошкольного возраста
При подготовке к национальным праздникам мы с детьми разучиваем много пословиц, поговорок, загадок на казахском языке, национальных игр.
Таким образом, значимость использования казахских литературных произведений в учебно-воспитательном процессе несомненна. Они являются основой содержания нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на основе идей народной педагогики. В старшей и подготовительной группе я знакомила тетей с казахскими сказками.
Разделы казахских сказок:
1.Сказки о животных
2.Бытовые сказки
3.Волшебные сказки
При работе с казахскими сказками я преследовала следующие цели:
1.Какой нравственный урок можно извлечь из сказки?
Цель: дать чуть-чуть непривычное пояснение в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душу, воспитание у детей нравственно- духовных качеств –любви , сострадания, участия, заботы о близких.
2.Воспитание добрых чувств
Цель: учить детей сравнивать ,сопоставлять; формировать привычку доказывать что это так, а не иначе, ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, давая ребенку возможность выбора собственной позиции, формировать чувство доброты, самоотверженности, сопереживания.
3.Речевая зарядка
Цель: сделать речь ребенка образной, красивой, учить конструировать слова, словосочетания, предложения, рифмовать слова, расширять словарный запас детей, знакомить с казахскими пословицами, поговорками, учить называть героев сказки на казахском языке, помогая тем самым применять казахские слова к месту, знакомить с мудростью казахов с традициями и обычаями казахского народа.
Вот с этими сказками я знакомила детей в подготовительной группе : Казахская народная сказка « Лиса , скворец и ворона». «Добрый и злой».«Дед Канбак».
В современном обществе в век компьютеров и интернета когда, детям мало читают сказки, а национальные казахские сказки и вовсе забыты, сказкотерапия является очень эффективным методом возрождения интереса к народному казахскому творчеству. Хочется отметить, что дети научились воспринимать сказочный материал нетрадиционно, повысились знания о культуре и быте казахского народа, у детей появилось осознанное отношение к казахскому языку, дети узнали больше о традициях и обрядах казахского народа, выучили много казахских пословиц ,научились оценивать положительные и отрицательные поступки героев , стали с уважением относиться к старшим, умеют сочувствовать, сопереживать.
Таким образом, значимость использования назахских национальных произведений в учебно-воспитательном процессе несомненна. Они являются основой содержания нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на основе идей народной педагогики. Сохранение истории определяет будущее казахстанского народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться.