рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р.п. Чунский
«РАССМОТРЕНО» на заседании «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
методического объединения Зам.директора по УВР Директор
учителей математики и информатики МОБУ СОШ № 29, р.п. Чунский МОБУ СОШ№29, р.п. Чунский
МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский «___»________________ «___»___________________
Председатель ШМО
математики и информатики _____________________________ ___________________________
Новикова О.М._____________ Лацигина О.Н. Котвицкая Н.П.
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 11 класса
Составитель :
учитель информатики
высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ № 29 р.п.Чунский Чунского района
Иркутской области
Н.В. Беспалова
р.п. Чунский 2014
Структура документа
Рабочая программа по Информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
пояснительную записку;
1. Статус документа
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Количество учебных часов
4. Цели и задачи обучения
5. Учебно-методический комплект
6.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
требования к уровню подготовки учащихся;
содержание учебного материала;
календарно-тематическое планирование;
формы и средства контроля.
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования .
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Количество учебных часов
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает в 11 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часов в год. При использовании сокращённого варианта или курса базового уровня некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
Цели обучения
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
сформировать представления о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформировать представления о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизировать знания, относящиеся к математическим объектам информатики; уметь строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформировать базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформировать представления об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформировать представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владеть опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформировать представления о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладеть понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владеть стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владеть универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владеть умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владеть навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Задачи обучения
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Учебно-методический комплект
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Поляков К.Ю., Еремин Е.А.«Информатика и ИКТ. 11 класс. Углубленный уровень», учебник в 2-х частях. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 10 классах 15-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по информатике и ИКТ, выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
Информатики и ИКТ 10 класса.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Учащиеся 10 класса должны:
Учащиеся должны:
знать/понимать
Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности, оказания первой медицинской помощи.
Иметь представление об информации и знаниях.
Знать виды информационных объектов, иметь представление о роли информационных объектах в жизни людей. Знать свойства информации.
Знать понятие алгоритма, свойства алгоритма. Уметь определять свойства конкретных алгоритмов.
Знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
Уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования.
Приводить примеры моделирования и формализации;
Приводить примеры систем и их моделей;
Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере.
Уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
Уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
Уметь создавать типовые документы на компьютере;
Уметь использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
Описывать назначение и возможности электронных таблиц;
Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;
Уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.
Описывать назначение и возможности баз данных;
Уметь создавать табличные базы данных (типа базы данных «Записная книжка»);
Уметь осуществлять сортировку и поиск записей;
Уметь задавать сложные запросы при поиске информации.
Иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;
Иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;
Описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
Объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);
Уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.
Знать основы языка разметки гипертекста (HTML HyperТext Markup Language);
Уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.
Иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;
Иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
Иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;
Уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.
Содержание учебного материала
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
Раздел
Тема
Количество часов
В том числе, контр. раб.
1
Информация и информационные процессы.
5
1
2
Моделирование.
4
1
3
Базы данных
7
1
4
Алгоритмизация и программирование.
11
1
5
Создание web-сайтов
6
1
Итого
34
5
Содержание тем учебного курса.
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Элементы теории алгоритмов
Объектно-ориентированное программирование
Информационно-коммуникационные технологии
Моделирование
Базы данных
Создание веб-сайтов
Графика и анимация
3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема/Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Основные понятия
Компьютерный практикум
Виды контроля
Дата
Корректировка
Причины корректировки
Информация и информационные процессы (5 часов).
1
Техника безопасности. Формула Хартли.
1
Изучение нового материала
Количество информации равновероятный и не равновероятный подход к измерению количества информации
03.09.14
2
Информация и вероятность. Формула Шеннона. Передача информации.
1
комбинир.
Скорость передачи данных
Фронтальный опрос
10.09.14
3
Помехоустойчивые коды.
1
комбинир.
Помехоустойчивый код, расстояние Хэмминга
Фронтальный опрос
17.09.14
4
Сжатие данных без потерь.
1
комбинир
Коэффициент сжатия, алгоритм RLE, префиксные коды
Фронтальный опорос
24.09.14
5
Информация и управление. Системный подход.
1
комбинир.
Кибернетика, система, системный подход
Тестирование
01.10.14
Моделирование (4 часа).
6
Модели и моделирование. Использование графов.
1
комбинир.
Модель, моделирование
Фронтальный опорос
08.09.14
7
Этапы моделирования. Моделирование движения. Дискретизация.
1
комбинир.
Этапы моделирования, дискретизация
Фронтальный опорос
15.10.14
8
Практическая работа: моделирование работы банка.
1
Фронтальный опорос, практическая работа
22.10.14
9
Контрольная работа по теме «Моделирование».
1
комбинир.
Контрольная работа
29.10.14
Базы данных (7 часов).
10
Информационные системы. Таблицы. Основные понятия.
1
Изучение новых знаний
Создание структуры БД.
Понятие и характеристики таблицы. Назначение таблицы в СУБД.
Фронтальный опорос, практическая работа
12.11.14
11
Реляционные базы данных.
1
комбинир.
Реляционные базы данных
Практическая работа: операции с таблицей.
Фронтальный опорос, практическая работа
19.11.14
12
Запросы.
1
комбинир
Запросы на выборку, сложные запросы
Создание структуры базы данных и заполнение ее данными
Фронтальный опорос, практическая работа
26.11.14
13
Формы. Отчеты.
1
комбинир
Форма, отчет
Создание формы базы данных
Фронтальный опорос, практическая работа
03.12.14
14
Многотабличные базы данных. Формы с подчиненной формой.
1
комбинир.
Многотабличная база данных, связывание таблиц
Фронтальный опорос, практическая работа
10.12.14
15
Запросы к многотабличным базам данных. Отчеты с группировкой.
1
комбинир.
Фронтальный опорос, практическая работа
17.12.14
16
Контрольная работа по теме «Базы данных»
1
комбинир.
Контрольная практическая работа
24.12.14
Алгоритмизация и программирование (11 часов).
17
Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители.
1
Урок изучения новых знаний
Теория алгоритмов, универсальный алгоритм, алгоритм, машина Тьюринга, машина Поста
14.01.15
18
Сложность вычислений.
1
комбинир.
Вычислимая функция, алгоритмически неразрешимая задача, проблема останова, проблема эквивалентности
Фронтальный опорос
21.01.15
19
Доказательство правильности программ.
1
комбинир.
Тестирование, отладка программ, инвариант цикла, спецификация, корректная программа
Фронтальный опорос
28.01.15
20
Целочисленные алгоритмы.
1
комбинир.
Решето Эратосфена, «длинные» числа
Фронтальный опорос
04.02.15
21
Структуры (записи).
1
комбинир.
Структура, сортировка, указатель
Фронтальный опорос
11.02.15
22
Динамические массивы.
1
комбинир
Динамический, статический массивы, списки
Фронтальный опорос
18.02.15
23
Стек, очередь, дек.
1
комбинир
Стек, очередь, дек
Фронтальный опорос
25.02.15
24
Деревья
1
комбинир.
Дерево, двоичное дерево, дерево поиска
Фронтальный опорос
04.03.15
25
Графы
1
комбинир.
Граф, «жадный» алгоритм
Фронтальный опорос
11.04.15
26
Динамическое программирование
1
комбинир
Динамическое программирование
Фронтальный опорос
18.03.15
27
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование»
1
контроль знаний
Контрольная работа
01.04.15
Создание web – сайтов (6 часов).
28
Веб-сайты и веб-страницы.
1
комбинир.
Теги разметки web-страниц
Фронтальный опрос, практическая работа
08.04.15
29
Текстовые страницы. Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы.
1
комбинир.
Теги форматирования текста на web-страницах
Форматирование текста на Web-страницах
Фронтальный опрос, практическая работа
15.04.15
30
Списки. Гиперссылки.
1
комбинир.
Теги создания списков, гиперссылок
Создание списков на Web-страницах Создание гиперссылок на Web-страницах
Фронтальный опрос, практическая работа
22.04.15
31
Содержание и оформление. Стили.
1
комбинир.
Теги оформления стилей на web-страницах
Фронтальный опрос, практическая работа
29.04.15
32
Рисунки на веб-страницах. Таблицы.
1
комбинир.
Теги вставки изображений и создания таблиц
Создание таблиц и вставка изображений на Web-страницах
Фронтальный опрос, практическая работа
06.05.15
33
Практическая работа «Создание собственного web- сайта»
1
комбинир.
Создание собственного Web -сайта
Фронтальный опрос, практическая работа
13.05.15
34
Защита собственных web - сайтов
1
комбинир.
20.05.15
Формы и средства контроля
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике и ИКТ.
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
ђЗаголовок 1“ђЗаголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515