Методические рекомендации по дисциплине Менеджмент и управление персоналом
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-БарановскогоДокучаевский техникум
Цикловая комиссия технологических дисциплин
и организации обслуживания
Менджмент и управление персоналом
Методические рекомендациипо проведению семинарских занятий по дисциплине
«Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания»
для студентов специальности43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
2015
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
Докучаевский техникум
Цикловая комиссия технологических дисциплин
и организации обслуживания
Менджмент и управление персоналом В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Методические рекомендациипо проведению семинарских занятий по дисциплине
«Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания»
для студентов специальности43.02.01 Организация обслуживания в общественном питанииРассмотрено и утверждено
на заседании цикловой комиссии технологических дисциплин
и организации обслуживания
Председатель комиссии ___Н. В. МошковскаяПротокол № ____ от ________
Утверждено
на заседании методсовета Председатель _________Т.И. Маслова
Протокол №_____от ________
2015
Автор: преподаватель Кищенко Н.М..
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания». - Докучаевск: техникум Дон НУЕТ 2010.
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий разработаны для студентов специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании в соответствии с программой курса «Менеджмент и управление персоналом персоналом в организациях общественного питания».
Рецензент Н.В. Удалова, преподаватель
Введение
Программой курса «Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания» предусмотрено проведение семинарских занятий по важным темам курса.
На семинарских занятиях проводится обсуждение вопросов по теме с обязательным участием всех студентов, заслушивание заранее подготовленных студентами докладов, рефератов и дальнейшее их обсуждение.
Задача по подготовке к семинарского занятия студенты должны получить от преподавателя накануне занятия.
Целью семинара является закрепление теоретических знаний студентов по темам, систематизация лекционного материала, отработка умения применять полученные теоретические знания на практике.
Каждый семинар начинается со вступительного слова преподавателя, который акцентирует внимание на значении изучаемой, ее месте в курсе, порядка проведения семинара.
На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает выступления студентов по подготовленными рефератами, их активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию и тому подобное.
Итоговые оценки за каждое семинарское занятие вносятся в учебный журнал.
Целью изучения курса является овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров позволит будущим специалистам принимать своевременно управленческие решения в кадровых вопросах.
Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Организация обслуживания в организациях общественного питания», «Психология и этика профессиональной деятельности».
Тематика семинарских занятий по курсу «Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания »»
1. Цели и функции менеджмента.
2. Формальное руководство и неформальное лидерство
3. Кадровая политика.
4. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.
5. Личность как объект управленческого воздействия.
6. Управление конфликтами.
7. Предупреждение и разрешение конфликтов.
8. Мотивация работы с персоналом.
9. Мотивация как функция управления.
10. Методы обучения персонала.
Требования к студентам по подготовке и выступления на семинарских занятиях
1. Все студенты должны быть подготовлены с вопросом семинарских занятий.
2. За две недели до проведения семинара написать и сдать реферат на проверку преподавателю.
3. Выбрать главное и наиболее выдающееся для выступления.
4. Составить краткий план выступления и четко его придерживаться.
5. Выдержать регламент выступления (2-10 мин.).
6. Подготовить дополнительную информацию по вопросам семинарских занятий.
7. В оценочный балл выступления входят: содержание, глубина, научная и практическая ценность, проявления самостоятельности, творчества и профессионализма.
Семинарское занятие №1
по теме «Цели и функции менеджмента»
План
1. Менеджмент и его типы.
2. Цели и задачи управления персоналом.
3. Система управления персоналом.
Ключевые термины и понятия: деловая карьера в организации
Вопросы для самоконтроля знаний:
1.Менеджмент и его типы.
2. Цели и задачи управления персоналом.
3. Концепция управления персоналом в организации.
4. Система управления персоналом.
5. Власть и основные формы ее реализации.
Темы рефератов и сообщений:
1. Управление деловой карьерой в организации.
2. Специфика управления персоналом в различных моделях менеджмента.
Формы текущего контроля знаний:опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001.
2. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000.
3. Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999. - №3
4. Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999.
5. Философия власти – М.: Изд-во МГУ, 2002.
6. Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999. - №8.
Семинарское занятие №2
по теме «Формальное руководство и неформальное лидерство»
план
1. Типы групп в управлении.
2. Формальная и неформальная структура групп.
3. Основные причины вступления людей в неформальные организации.
4.Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций
Ключевые термины и понятия: формальные и неформальные группы и организации
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Групповые методы работы с персоналом.
2. Типы групп в управлении.
3. Формальная и неформальная структура групп.
4. Основные причины вступления людей в неформальные организации.
5. Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций.
Темы рефератов и сообщений:
1. Психологическая совместимость в малых группах.
2. Психологические аспекты эффективной коммуникации.
3. Психологические аспекты эффективных инноваций.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика. – М., 2001.
2. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000.
3. Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.
4. Гриман Л.П. Общение с собой. – М., 2001.
Семинарское занятие №3
по теме « Кадровая политика»
План
Сущность кадровой политики
Кадровая служба: функции, организация, ответственность
Коммуникативные возможности персонала
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Сущность кадровой политики.
2. Структура кадров системы управления.
3. Развитие коммуникативных возможностей персонала.
4. Ротация и продвижения кадров.
5. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Темы рефератов и сообщений:
1. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Формы текущего контроля знаний:опрос, решение задач.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:тестирование.
Литература
1. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., 1998. -С. 217 - 35.
2. Хостинг А. Курс предпринимательства. - М., 2001. - С. 228 -230.
3. Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000.
4. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000.
Семинарское занятие №4
по теме «Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента»
План
1.Управленческая психология как наука.
2.Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла
3.Адаптации и ее отрицательные результаты.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Управленческая психология как наука.
2. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
3. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
4. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
Темы рефератов и сообщений:
1. Адаптация как проблема мотивации.
2. Психологические законы функционирования рыночной экономики.
Форма текущего контроля знаний:опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:тестирование, доклады.
Литература
1. Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4.
– С 207 -212.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001.
3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000. - С.187.
4. Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999. - С 10 -11.
5. Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. - 2001. -№3.
Семинарское занятие №5
по теме «Личность как объект управленческого воздействия»
План
Личность как субъект
Индивидуального подхода к личности в управлении.
Методов управленческого воздействия
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
2. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
3. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
4. Психодиагностика как область психологического знания.
Темы рефератов и сообщений:
Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999.
2. Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002.
6. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999.
7. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000.
8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999.
Семинарское занятие №6
по теме «Управление конфликтами»
План
1.Виды конфликта
2.Стратегии и техника управления конфликтами.
3. Способы разрешения конфликтов.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Природа и виды конфликта.
2. Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
3. Стратегии и техника управления конфликтами.
4. Анализ и способы разрешения конфликтов.
Темы рефератов и сообщений:
1. Методы разрешения конфликтов.
2. Практика использования конфликтов в управлении.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999г.
2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.
3. Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.
4. Гриман Л.П. Общение с собой – М. 2001.
Семинарское занятие №7
по теме «Предупреждение и разрешение конфликтов»
План
1.Характеристика конфликтов
2.Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов
3. Средства разрешения конфликтов
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Типология и характеристика конфликтов делового общения.
2. Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом общении.
3. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
4. Условия и возможности саморегуляции в общении.
Темы рефератов и сообщений:
Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999.
2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.
3. Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.
Семинарское занятие №8
по теме «Мотивация работы с персоналом»
План
1. Мотивация
2. Роль мотивации
3.Эволюция идей в мотивации
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Мотивация как функция управленческого цикла.
2. Роль мотивации в достижении цели управлении.
3. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
4. Психологические аспекты мотивации.
Темы рефератов и сообщений:
Особенности мотивации и стимулирование персонала.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Ковалев В.И. Мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999.
2. Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000.
Семинарское занятие №9
по теме «Мотивация как функция управления»
План
1. Классические теории мотивации
2. Система стимулирования труда.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
2. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
3. Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
4. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
5. Оценка собственных мотивационных тенденций.
Темы рефератов и сообщений:
Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика. Т.2. – М., 2000. – С. 156 – 175.
2. Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. – М., 1999.
Семинар-конференция №10
по теме «Методы обучения персонала»
План
1.Методы обучения персонала
2.Мероприятий по обучению персонала.
3. Подготовка кадров и повышение их квалификации.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Цели и способы оценки управленческого персонала.
2. Проведение мероприятий по обучению персонала.
4. Обработка и способы использования результатов.
Темы рефератов и сообщений:
1. Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение социального партнерства.
2. Зарубежные модели социального партнерства.
3. Подготовка кадров и повышение их квалификации.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература
1. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2002.
2. Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001.