Рабочая программа учебной дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Хреновской лесной колледж  им. Г.Ф. Морозова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» профессионального цикла
основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
 (по отраслям)
базовой подготовки
с.Слобода2015 год
РАССМОТРЕНО            УТВЕРЖДАЮ   
цикловой предметной                                                                  Заместитель директора
методической комиссией                                                            по учебной работе
профессиональных дисциплин                                                   ___________  А.В. Меркушева
Председатель  ___________2015г.
___________  С.В. Матузова___________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Методист
____________Н.И. Прошина
____________2015г.
Составитель: Матузова С.В. -  преподаватель ГБПОУ  ВО «ХЛК им  Г.Ф.Морозова»
       Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 832
        Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01   Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной
 дисциплины 
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
7
3. условия реализации учебной дисциплины
14
4. Контроль и оценка результатов освоения 
учебной дисциплины
15
ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Анализ финансово- хозяйственной деятельности»
1.1.Область применения программы        Рабочая программа дисциплины «Анализ финансово- хозяйственной деятельности» составлена на основе  учебного плана  и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО «ХЛК им  Г.Ф.Морозова»  по специальности СПО  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения. Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
        
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Анализ финансово- хозяйственной деятельности»относится к вариативной  составляющей профессионального цикла основной образовательной профессиональной программы. Она служит целям интеграции выпускников в экономику и социум региона.
Программа предполагает предварительное изучение таких дисциплин как: «Экономика организации», «Статистика», «Документационное обеспечение управления», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учета». Знания концептуальных основ анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности являются базовыми для изучения следующих профессиональных модулей: «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами». «Составление и использование бухгалтерской отчетности», и написании выпускной квалификационной работы, а так же в практической деятельности специалиста.
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:         Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» позволяет студентам значительно расширить свои знания по специальности и более предметно уяснить сущность проблем, решаемых через систему производственных результатов, использование производственных, трудовых и материальных ресурсов, затрат на производство продукции и оценку эффективности хозяйственной деятельности.
Целями освоения дисциплины является формирование знаний методики анализа деятельности производственных систем и навыков ее использования для обеспечения устойчивости работы предприятия и повышения эффективности его деятельности, навыков анализа результатов работы предприятия, производственных ресурсов предприятия и оценки эффективности их использования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-рассчитывать и анализировать основные экономические показатели,
характеризующие деятельность организации;
- пользоваться источниками экономической информации: основными документами бухгалтерской финансовой отчетности, методами и приемами анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации;
- разрабатывать мероприятия по повышению эффективности работы организации;
- использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- информационную базу экономического анализа, его виды и особенности;
- состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации;
- основные методы и приемы экономического анализа;
- методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
             Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
      ПК-4.4. – проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
      ПК-4.5.-быть способным собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
      ПК-4.6.-быть способным выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
             В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
      ОК1- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес;
      ОК 2- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
      ОК3- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
     ОК4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
   ОК 5- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий;
   ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
   ОК7- брать на себя ответственность за работу членов команды
( подчиненных), результат выполнения заданий;
    ОК 8- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
    ОК9- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:максимальной учебной нагрузки студента  - 147 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 98 часов;
самостоятельной работы студента 49 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 147
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  98
в том числе:      лабораторные занятия -
     практические занятия 24
     контрольные работы -
     курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 49
в том числе: Работа с учебной литературой, конспектирование и подготовка сообщений 21
 Решение задач по рабочей тетради 28
Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачёта                                       ДЗ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение  Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. 2 Раздел 1. Теория экономического анализа 16 Тема 1.1.Научные основы экономического анализа и информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) Предмет, задачи и значение анализа финансово-хозяйственной деятельности. Роль анализа в повышении эффективности производства.
Виды, организация и информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности. 4 1
Самостоятельная работа.
       Подготовка  сообщений об истории развития анализа. Изучить и составить конспект об  источниках информации для анализа. 2 Тема 1.2. Приемы и методы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности.  Классификация факторов в анализе  и резервов роста. 
Способы обработки экономической информации и измерение влияния факторов. 4 2
Практические занятия. 
  Применение приема сравнения в решении производственных задач.
  Решение задач способом цепных подстановок и арифметических разниц. 2
Самостоятельная работа.
Составление таблицы, сообщения  и презентации по теме «Классификация методов экономического анализа, классификация факторов и резервов роста» 
Решить задачи в рабочей тетради 2
2 Раздел 2. Методика комплексного управленческого анализа 84
Тема 2.1. Анализ технико-организационного уровня производства          Анализ показателей технического уровня производства. Научно-технический прогресс.
         Анализ уровня управления хозяйственной деятельностью  и социального развития предприятия. 4
2
Тема 2.2 Анализ производства и реализации продукции.           Анализ объема производства продукции по стоимостным показателям. Анализ производства продукции в натуральном выражении (номенклатура, ассортимент, структура). Анализ вывозки леса. Анализ ритмичности производства, качества продукции. Зависимость между производственным снабжением, процессом производства и реализацией готовой продукции.
         Показатели объема реализации продукции; оценка динамики реализации продукции организации; факторы, влияющие на объем реализации; анализ влияния изменения остатков готовой продукции на складе на объем продаж.
         Резервы увеличения объема реализации, повышения конкурентоспособности продукции организации. 8
2
Практические занятия. 
         Оценка динамики показателей объема производства и реализации продукции.
Расчет  влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции. 2
2
Самостоятельная работа.
 Ознакомиться с учетными и отчетными документами. Повторить материал по дисциплине «Экономика организации», тема «Показатели по производству продукции, выполнению работ, услуг». Решить задачи в рабочей тетради. 4 Тема 2.3. Анализ состояния и эффективного использования основных средств.
        Цели, задачи, источники анализа. Анализ движения основных средств. Анализ состава,  структуры и состояния основных  средств.
        Оценка технического состояния основных средств. Показатели эффективности использования основных средств. Анализ эффективности использования основных средств. Оценка влиянияэкстенсивного и интенсивного  использования средств труда на приращение объема производства и реализации продукции. 
       Резервы повышения эффективности использования основных средств. 8
2
Практические занятия. 
Анализ структуры, технического состояния и движения основных фондов.
Анализ эффективности использования основных средств. 2
2 Самостоятельная работа.
Повторить виды и структуру  основных фондов,показателииспользования основных средств.
 Решить задачи в рабочей тетради. 2
4 Тема 2.4. Анализ эффективности использования материальных ресурсов           Анализ объема, ритмичности, комплексности поставок. Изучение причин невыполнения договорных обязательств поставщиками. Анализ использования сырья и материалов в производстве, соблюдения расхода.
          Показатели эффективности использования предметов труда: материалоотдача; материалоемкость, их расчет.
          Основные направления экономии материальных ресурсов. 
Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема выпуска продукции. 6 2
Практические занятия. 
Анализ снабжения предприятия материальными ресурсами.
Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов. 2
2 Самостоятельная работа.
Повторить  состав материальных ресурсов, определение потребности инормы расхода, расчета показателей эффективности материальных ресурсов.
 Решить задачи в рабочей тетради. 2
4 Тема 2.5.Анализ использования трудовых ресурсов         Цели, задачи, источники анализа. 
 Анализ численности, состава, структуры кадров и уровня их квалификации. Анализ движения рабочей силы. Изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы. 
        Анализ производительности труда. Выявление резервов повышения производительности труда и их влияние на увеличение объема производства и реализации продукции. Анализ использования рабочего времени. Оценка влияния производительности труда на прирост объема производства. 8 2
Практические занятия. 
Анализ трудовых факторов, влияющих на объем производства.
Анализ влияния изменения численности и производительности труда на объем производства 2
Самостоятельная работа.
Повторить   состав и структуру кадров, расчет производительности труда и трудоемкости  из дисциплины «Экономика организации».
Решить задачи в рабочей тетради. 2
4 Тема 2.6.Анализ затрат на производство           Факторный анализ себестоимости продукции. Взаимосвязь затрат на производство, объема реализации и прибыли. 
          Методы расчета порога рентабельности (критической точки реализации).    
          Определение и оценка показателей себестоимости продукции. Расчет структуры затрат.
           Анализ себестоимости по отдельным статьям и элементам затрат.
Анализ себестоимости продукции лесозаготовок. Резервы снижения себестоимости продукции. 6 2
Практические занятия. 
Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат.
Анализ влияния факторов на себестоимость продукции. 2 Самостоятельная работа.
Повторить экономические элементы и статьи затрат по дисциплине «Экономика организации».
Решить задачи в рабочей тетради. 2
4 Раздел 3. Финансовый анализ 45 Тема 3.1. Анализ финансовых результатов деятельности организации.
          Формирование и расчет показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли. Экономические факторы, влияющие на  величину прибыли. Факторный анализ прибыли от продаж,прибыли до налогообложения.
         Система показателей рентабельности, их характеристика и факторный анализ рентабельности. Резервы увеличения прибыли, повышения рентабельности. 8 2
Практические занятия. 
Анализ влияния факторов на прибыль от продаж. Анализ влияния факторов на прибыль до налогообложения.
Анализ влияния факторов на уровень рентабельности. 2
Самостоятельная работа.
Повторение состава балансовой прибыли, расчета рентабельности.
Решение задач в рабочей тетради. 2
4 Тема 3.2. Оценка финансового состояния и деловой активности организации      Система показателей, характеризующих финансовое состояние. Экспресс-анализ финансового состояния. Этапы экспресс-анализа. Детализированный анализ финансового состояния, его цель, основные этапы. Выявление «больных» статей отчетности. Анализ имущественного положения. Оценка структуры, состава и динамики собственных оборотных средств.
       Расчет, анализ и оценка показателей финансовой устойчивости организации. Характеристика типов финансовой устойчивости.
       Понятие ликвидности организации, ликвидность активов, платежеспособности организации. 
       Анализ финансовых коэффициентов и их группировка по экономическому смыслу.
       Показатели деловой активности. Общая оценка финансового положения и меры по его улучшению.
        Методы прогнозирования возможного банкротства (несостоятельности) организации. 10 2
Практические занятия. 
Анализ наличия и движения оборотных средств.
Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности.
Анализ структуры бухгалтерского баланса и платежеспособности организации.   
Оценка относительных показателей финансовой устойчивости. 2
2
Самостоятельная работа.
Повторить статьи бухгалтерского баланса из дисциплины «Основы бухгалтерского учета».
Решить задачи в рабочей тетради. 2
4 Тема 3.3. Анализ лесохозяйственной деятельности       Задачи и особенности анализа лесохозяйственной деятельности.   Анализ качества работ и эффективности мероприятий по воспроизводству лесов, лесоразведению, охране и защите. Анализ затрат на лесное хозяйство: операционные расходы, общепроизводственные расходы и расходы на содержание аппарата управления. Анализ затрат на единицу работ и мероприятий. 6
2
Самостоятельная работа.
Повторить конспекты и подготовиться к дифференцированному зачету 3 Дифференцированный зачет Максимальная нагрузка,
в том числе: 
  обязательная нагрузка
147
98 самостоятельная работа 
49 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
                                                     обеспечению
Реализация программы дисциплины предусматривает  наличие учебного кабинета  анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Оборудование учебного кабинета: 
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплект таблиц, плакатов по разделам программы;
Технические средства обучения: 
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Чечевицина Л.Н., Чечевицин К.В.  Анализ финансово-хозяйственной деятельности:   учебник.–Изд. 6-е, доп и перераб. – Ростов н/Д : Феникс,2013. – 368 с. – (среднее профессиональное образование)
Чуева Л.Н.,Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. -7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2008. –352с.
Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб.для студ. сред. Проф. учеб. заведений -5-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 336 с.
Дополнительные источники:
Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник -6-е изд., прераб. – М: КНОРУС, 2012
Губин В.Е., Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник.– М.:  ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2008. – 336 с. 
Практикум по анализу финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А.    Пожидаева Т.А., Н.Ф. Щербакова, Л.С. Коробейникова. – М.: КНОРУС, 2011.- 240 с.
Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. – 13-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2007ю – 679 с.
Интернет ресурс:
1.Сайт Эл. Словарь: Wikipedia.http://ru.wikipedia.org/wiki/  2. Офицальный сайт компании «КонсультантПлюс».  http://www.consultant.ru
3.Сайт http://www.1fd.ru/              4.Сайт http://afdanalyse.ru/5.Сайт http://www.audit-it.ru/finanaliz/start/ 
4.Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Умения рассчитывать и анализировать основные экономические показатели,
характеризующие деятельность организации Практические занятия, самостоятельная работа, аудиторная проверка работы
обобщать результаты аналитической работы и подготавливать
соответствующие рекомендации Практические занятия, самостоятельная работа, аудиторная проверка работы
использовать информационные технологии для сбора, обработки,
накопления и анализа информации. Практические занятия, самостоятельная работа, аудиторная проверка работы, опрос
Знания  состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности
организации Устный опрос, сообщение, тестовый контроль, дифференцированный зачет
основные методы и приемы экономического анализа Устный опрос, тестовый контроль, дифференцированный зачет
методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности
организации Устный опрос, тестовый контроль, дифференцированный зачет
Преподаватель ГБПОУ ВО С.В. Матузова«ХЛК им. Г.Ф. Морозова»