Конспект урока по русскому языку Знакомство с согласной буквой М,м звуками [м], [v]. 
Учитель  начальных  классов
МОБУСОШ  № 33 станицы Упорной  МО  Лабинский  район
Гордиенко  Ольга  Анатольевна
Технологическая карта урока ОНЗ
Тема. Знакомство с согласной буквой М м, звуками  [м], [м,].  Письмо заглавной и строчной букв М м.  
 «Начальная  школаXXI  век»  1 класс
Оборудование: Журова  Л. Е.  Букварь  1кл; Пропись №1  тетрадь для  учащихся  1  класса, картинки- иллюстрации, фишки,  цветные  карандаши,  компьютер,  документ-камера,  интерактивная  доска.
Тема Знакомство с согласной буквой М м, звуками  [м], [м,].  Письмо заглавной и строчной букв М м. 
Цель урока Познакомить учащихся   с согласными  звуками [м]  [м], буквой  М, м;  научить  писать  заглавную  и  строчную  букву  М, м; научить выполнять звуковой анализ слов «Маша», «Миша», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Основные понятия темы Строчная буква, заглавная буква, согласный звук
Планируемый 
результат Предметные умения УУД
Умение писать правильно согласную  букву М м, умение писать буквы слитно, умение распознавать гласные и согласные буквы
Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. 
Познавательные:осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами. 
Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов
Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания). 
1 этап     Мотивация к деятельности.  Постановка темы.
Цель этапа— мотивировать учащихся на изучение темы 
-В нашем классе все друзья:
 Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?
- Чему уже научились?
Фонетическая зарядка. Цветные карандаши.
- Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы   показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука.
Лимон,  слива, абрикос, виноград, гранат, айва.
Как назвать одним словом
Заранее  подготовленные  дети  инсценируют  стихотворение.
Запутались.
-Смотрите – буква!.. Вот  те  на!                         Я  лучше  знаю,  что  к  чему!
Не  в  книжке  -  на  дорожке!                                А  пёс   воскликнул:
Как  называется   она,Полно  вам,
Похожая   на  рожки?-Не  спорьте,  это  буква  «ам»!
Учёный  пёс,  бык  и  козаНет, «му»!
Таращат  на  неё  глаза…                                        Нет, «ме»!
Коза  прикинула  в  уме,Нет, «ам»! Ам!  Ам!-
Сказала:Такой  поднялся  тарарам,
-Это  буква  «ме»!-Такой  ужасный  шум  и  крик!
Бык  возразил:  Запутались  совсем
-Не  «ме»,  а  «му»,Учёный  пес,  коза  и  бык
Увидев  букву   … (М)             А.  Шибаев
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Каковы наши цели?
2 этап   Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения Обучающие и развивающие задания и упражнения Диагностические задания
Знакомство  со звуком [м  м,], буквой М мЦель —  познакомить со звуком [м  м,], буквой Мм, соотносить звук и букву Звуковой анализ, характеристика звуков.
 - Как кричит корова?
- Назовите первый звук. Определите, гласным или согласным является звук [м]? Докажите свой выбор.
      
Упражнения в выделении звуков [м  м,]    
- отгадайте загадку:
В подполье живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? …..     (мышка)
- Назовите первый звук. Какой он – гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?
- А вот еще одна загадка:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу мощную сосал, а проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной ……    (медведь)
- Назовите первый звук. Какой он – гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?
Игра «Узнайте звук»
- Если услышите в словах звук [м] – хлопните в ладоши один раз, а если услышите звук [м,] – хлопните два раза: 
мишка, мартышка,  маска,  мел,  море, метла, мальчик, музыка, магазин, медведь.
-  Можем ли мы увидеть звуки [м   м,]? 
- Звуки [м   м,] мы обозначим буквой Мм.
Знакомство с буквой.
 - Сколько букв на плакате? Почему две буквы Мм?
- На что похожа буква М?
- Послушайте как про эту букву написал поэт:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
 И понятно сразу всем: получилась буква М.
Упражнения в чтении слогов и слов
Цель – научить читать слоги и слова с изученными буквами  Работа по учебнику  с  моделями  и  словами.
(Использование  документ-камеры)
Рассмотрите  портреты  детей.  Угадайте,  как  их  зовут. Что  вам  помогло  узнать  имена  ребят?  Запишите  имена.  (Маша,  Миша,  Мила,  Митя)
Что  общего  во  всех  словах?  (Имена  начинаются  с  буквы  М.  Имена  пишутся  с  большой  буквы.)
Это  имена  полные  или  краткие?  Назовите  полные  имена  ребят.
Составление  моделей  слов  при  помощи  фишек.
Чтение слогов и слов.  (Одновременный показ на  интерактивной доске  изучаемой  страницы  учебника.) 
Все слоги хором
Слоги с мягким звуком 
Слоги с твердым звуком
Чтение слов
Чтение по строчкам
Чтение по столбикам
Игра «Кто больше»
- Придумайте и назовите слова в которых есть звук [м], [м,].
Чтение  текста  «Кто  кого»  В.  Орлов.
Беседа по содержанию.
Физминутка  ( с ритмическим сопровождением) Упражнения в написании букв
Цель-  научить писать строчную и заглавную букву Мм  и их соединение  Анализ заглавной буквы М
- Рассмотрите образец заглавной  буквы М. Опишите  направление  движения  руки  при  написании  буквы  М. 
- С какого элемента начнем писать заглавную букву М?
Прописывание в воздухе
            Показ на доске учителем
Самостоятельное письмо  элементов и  буквы    на  1-5-й  строчках
Самоанализ написанного
Электронная  зарядка для  глаз.
Работа со звуковыми схемами 
- Что нарисовано на каждом рисунке?  
- Найдите каждому слову звуковую схему.
Письмо слогов и слов      
- Прочитайте слог. Где эти буквы соединяются?
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо слогов
Самоанализ написанного
- Красным карандашом отметьте гласные. Зеленым карандашом мягкий звук, а синим цветом – твердый звук.
Анализ строчной буквы м   
- Рассмотрите строчную букву м. Из каких элементов она состоит?
- С какого элемента начнем писать строчную букву м?
Письмо элементов строчной буквы м.     
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо  элементов буквы на  1-3-й  строчках
Самоанализ написанного
Письмо слогов и слов      
- Прочитайте слоги. Какое слово составили из них? В  каком  слове  подчеркнули  два  одинаковых  слога?
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо соединений
Самоанализ написанного Упражнения на развитие речи
Цель – проверить умение сопоставлять рисунок  со  словами.   Работа в  парах.
Сопоставьте  слово  с  рисунком.
Проверка  работ  на  доске. Подведение итога. Рефлексия. Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности  -  Какие новые знания приобрели сегодня?
- Какие трудности возникли?
- Какое задание было наиболее интересным?
- Все ли цели достигли?
- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
left0left0left0