Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Звук [О]
Тема: Звук О
Цели:
Образовательные:
Уточнить произношение звука О.
Учить выделять звук О на слух из начала слов.
Закрепить знание звуков А,У, И,Э,П,Т,К,М.
Познакомить со словом – признаком
Развивать грамматический строй речи – учить согласованию существительного с прилагательным в роде и Вин. падеже.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух
Развивать память, внимание
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала, картинки-символы, картинная азбука, картинки на звуки П,Т,К,М, на звук О (окна, облако, ослик, овцы, осень, обруч)
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
Упражнение на внимание «ладонь, кулак, ребро»
2. Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
А теперь давайте покажем, как мы готовим наши ротика, чтобы они все занятие были послушными и звуки выговаривали четко и правильно.
4. Повторение изученного
Назвать звуки, которые можно петь: А,У,И,Э
Узнать и назвать звуки (П,Т,К,М) по картинкам-символам.
А) можно ли петь, громко крикнуть эти звуки?
Б) В картинной азбуке найти картинки, начинающиеся на эт звуки, назвать их.
Игра «Что видишь?»
А) называние предметов или картинок
Б) Называние с определением ( какой, какая, какое)
Правило: предмет отвечает на вопрос ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?, а также на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
5. Физкультминутка
6. Тема
Звук О
Имитационные игры на звук О:
Зуб болит – О-о-о
Ушибли колено – ой!
Устали – Ох
Перепрыгнули – О-па!
Какой звук произносим с сильным выделением голосом? – О
Показ беззвучной артикуляции логопедом
Показ детьми – без голоса, затем с голосом - перед зеркалом
Самостоятельная характеристика звука детьми (что делают губы, зубы, язык)
На какие звуки похож звук О?
Можно ли его громко кричать?
Звук О в начале слова
называние картинок ( звук О под ударением) – окна, облако, ослик, овцы, осень, обруч. Интонировать звук О.
Игра «Что изменилось?» – с картинками со звуком О в начале слова.
Отгадывание загадок.
Голы поля, Летит орлица
Мокнет земля, По синему небу,
Дождь поливает - Крылья распластала,
Когда это бывает? Солнышко застлала.
Осенью Облако
Сер, а не волк, По горам, по долам,
Длинноух, а не заяц, Ходит шуба, да кафтан.
С копытами, а не лошадь.
Ослик Овца
7. Итог
Какой новый звук выучили?
Тема: Звук Л
Цели:
Образовательные:
Вырабатывать четкое и правильное движение и положение органов артикуляционного аппарата при произношение звука Л.
Учить выделять звук Л из начала слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Формирование длительного ротового выдоха.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость.
Оборудование:
Зеркала, картинка-символ «Самолет», игрушка телефон, картинки-символы на звуки П,Т,К,М, светофорчики, игрушки или картинки со звуком Л в начале слова, картинка «ЛУК».
Ход.
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
Упражнение на внимание
2.Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
3.Артикуляционная гимнастика
А теперь давайте покажем, как мы готовим наши ротика, чтобы они все занятие были послушными и звуки выговаривали четко и правильно.
4. Дыхательные и голосовые упражнения
На выдохе произнести звуки А,О,У,И,Э,О
5.Повторение
«Повторяй-ка»
«Угадай, какой звук» – по показу картинок-символов на звуки П,Т,К,М
Поймай звук О из ряда гласных
? Как произносим звуки А,О,У,И,Э?
Какие звуки нельзя петь, громко крикнуть?
Рассматривание картинок «Одежда»
Работа с картинкой «Пальто»
? Что это? Чего нет? (спрятать картинку)
к чему пришиты пуговицы? Во что одеты дети? О чем мы сейчас говорили?
Дети, слово «пальто» нельзя изменять, его надо запомнить.
Работа над рассказом Незнайки (со словом «пальто») – дети исправляют ошибки
6. Физкультминут-ка
7. Тема
Звук Л
Имитационные игры: Самолет – ЛЛЛ
Ответим по телефону – алло
Характеристика артикуляции звука Л перед зеркалом, акустическая характеристика (звонкий)
Подарки Луше
Дети находят картинки со звуком Л в начале слова и дарят кукле Луше.
4) загадка Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает – тот слезы проливает.
Лук.
Игра «Живые Звуки» со словом ЛУК
8. Итог
Какой новый звук выучили?
Тема: Звук Ль
Цели:
Образовательные:
вырабатывать четкое и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука Ль.
Учить выделять звуки Л, Ль из начала слова.
Учить звуковому анализу на примере слова «кот»
Активизировать словарь прилагательных.
Закрепить понятие о слове-признаке.
Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: зеркала, картинки-символы, картинки «кот, лиса, яблоко, груша, слива, арбуз», картинки со звуком Ль в начале слова.
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
2. Мелкая моторика
3. Артикуляционные упражения
4. Повторение
1.Угадай, какой звук я показываю?
Беззвучная артикуляция гласных звуков
по картинкам-символам звуков П,Т,К,Л,М
Хлопни, когда услышишь слово со звуком Л в начале слова (картинки – подсказки) - лук, сани, лыжи, утка, лопата, зима, жук, лак, ложка, мишка, ландыш, пушка, кот, лошадь
Игра «Живые звуки» со словом «кот».
Показать картинку, прочитать стихи: Тише мыши, тише мыши,
Кот залез на нашу крышу
Выделить слово «кот», определить 1,2,3 звуки.
5. Физ пауза
«Платочки»
6. Тема
Звук Ль
А) выделить звук Ль из слова-отгадки:
Птичница повадится – жди беды,
Рыжим хвостом заметает следы. Лиса.
Б) интонирование звук Ль
В) Характеристика звука Ль – мягкий, звуокий
Г) выбери подарок Лене – из предложенного ряда картинок выбрать со звуком Ль в начале слова.
Д) знаешь ли ты эти стихи?
Мы не ели, мы не пили
Бабу снежную лепили
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая лисица
Я не бегаю к врачу,
Я сама еголечу
7. Игра
«Кто больше скажет слова про»
арбуз, грушу, сливу, яблоко.
Арбуз.. какой?
Отгадывание загадок:
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Арбуз.
Висят шары – посинели от жары. Сливы.
Я румяную матрешку от подруг не оторву,
Подожду, когда матрешка, упадет сама в траву. Яблоко.
Лампочки сладки – ешьте, ребятки. Груши.
8. Итог
Тема: Звуки и буквы А,У,И,О.
Задачи:
Коррекционно-развивающие (речевые):
Закрепить знание данных звуков и букв, закрепить правильное произношение звуков А,У,О,И.
Формировать умение выделять первый и последний гласный в слове
Коррекционно-развивающие (неречевые):
Развивать слуховое внимание.
Развивать фонематическое восприятие.
Развитие зрительной памяти
Развивать смекалку.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость.
Оборудование: картинки на звуки в начале слова, картинки со звуков в середине слова, набор игрушек, изображающих диких животных.
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
Упражнение на переключаемость движений «Кулак, ребро, ладонь»
2.Артикуляционная гимнастика
3. Игра
Развитие слухового внимания «Какой предмет звучал?»
4. Повторение
Узнай звук по беззвучной артикуляции (показ логопеда, ребенка)
Хлопни, если услышишь звук О,У
Назови первый звук в словах: утюг, этаж, Аня, иголка, аист, утка, овцы, астра, индюк
Повторение особенностей артикуляции, характеристика звуков
Придумать слова, начинающиеся со звуков А,У,И,О
6. Игра «Узнай букву»
5. Физпауза
Дыхательные упражнения с выдохом на гласные звуки
6. Тема
Узнавание звуков А, И, О в конце слова:
Лиса окно
Мама ведро
Дома очки
Колесо
Игра
«Что изменилось?»
Дети запоминают игрушки, стоящие в определенном порядке, затем порядок меняется, добавляются новые игрушки.
Работа в тетради «Вычеркни букву А, букву О обведи кружком.
7. Итог
Тема: Звук Х
Цели:
Образовательные:
Уточнить произношение звука Х.
Учить выделять звук Х из начала и конца слова.
Учить выделять звук Х из отгадок.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать зрительную память.
Развивать мышление.
Развивать пальцевую моторику, учить согласовывать движения с текстом.
Воспитательные:
Воспитывать сознательность в работе.
Оборудование: зеркала, картинки-символы, карточки-схемы, картинки со звуком К,П,Х, фланелеграф.
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
2. Повторение
Имитационные игры на звук К
Вспомнить характеристику звука К
На картинки посмотри, со звуком К в начале назови
Придумать имена детей, начинающиеся со звук К
3.Тема
Выделить звук в слове-отгадке
Белый шкаф купили мы,
В нем немножечко зимы,
За белой дверцей – стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. Холодильник.
Имитационные игры:
Погреем ручки – х –х-х
Посмеемся – ха-ха-ха
Поресенок – хрю
характеристика звука
сравнить произношение звуков К и Х
называние картинок на фланелеграфе (холодильник, халат, хлеб, хлопушка, хомяк, петух, орех, пастух, горох, подсолнух)
а) найдите и назовите картинки со звуком Х в начале слова
б) а теперь – в конце слова
4. Физпауза
Замок
назови 1,2,3,4,5 картинку.
Ряд картинок на доске: орех, мухомор, хоккеист, петух, халат. Менять местами картинки при повторении игрового упражнения.
Отгадывание загадок
На жарком солнышке подсох и рвется из стрючков горох
Я бел, как снег, в чести у всех, в рот попал – там пропал. Сахар
Он в мундире красном, шпоры для красы, днем он – забияка, поутру – часы. Петух
В нашей кухне, круглый год, Дед Мороз в шкафу живет. Холодильник
Золотое решето, черных домиков полно. Подсолнух
5. Итог
Тема: Звуки Х, Хь
Цели:
Образовательные:
Закрепить произношение звуков Х, Хь
Закреплять умение выделять звуки из начала и конца слова
Формировать грамматический строй речи – употребление притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховую память
Развивать фонематическое восприятие
Развивать память, логическое мышление
Воспитательные
Воспитывать сознательность и усидчивость
Оборудование: зеркала, светофорчики, картинки: петух-петухи, орех-орехи, подсолнух-подсолнухи. Игра «Чей хвост, чья голова»
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
2. Повторение
загадка: Хвост крючком, нос – пятачком. Свинья.
Как кричит? Хрю
Имитационные игры на звук Х.
характеристика звука Х
если услышишь слово со звуком Х – просигналь светофорчиком: хобот, петух, лопата, мех, мел, лопух, хвост, пушка, пастух, хлеб, солнце, лист, орех
3. тема
Звуки Х, Хь:
Сравни картинки и произношение слов: петух – петухи, орех – орехи.
Звук Х бывает твердым и мягким (артикуляция перед зеркалом. Сравнение)
2. называние слов со звуком Хь. Хитрый, хилый, мухи, подсолнухи, пастухи, стихи, хек, лопухи.
4. Физпауза
3.Игра «Кто внимательный?»
а) повторить без ошибки:
хихи-ха хаха-хи
ха-ху хо-хи хе-хо хи-ха ха-хи
б) скажи, что получится, если добавить –хи:
пету- пасту- сти-
оре- му- лопу-
Д/игра «Чей хвост, чья голова?»
Дети рассматривают, называют головы животных, птиц, рыбы, затем подбирают соответствующие картинки, на которых изображены хвосты.
Заучивание скороговорки: Уха нет у мухи,
У мухи нет уха.
5. Итог
Произносить: девочки – Х, мальчики – Хь, и наоборот.
Тема: Звуки К и Х. Дифференциация.
Цели:
Образовательные:
Учить детей различать звуки К и Х на слух, правильно употреблять их в словах.
Уточнение глагольного состава, знакомство с понятием «слово-действие»
Формировать грамматический строй речи, упражнять в подборе определений к существительному и в словообразовании существительных в теме «Зима».
Коррекционно-развивающие:
Развивать силу голоса.
Развивать речевое дыхание
Развивать фонематическое восприятие
Развивать мышление
Воспитательные.
Воспитывать произвольность действия.
Оборудование: зеркала, картинки с гласными звуками в начале, картинки со звуками К, Кь, Х, Хь – в конце слов, игрушки – кукла, кровать, посуда; фишки.
Ход:
Этапы
Содержание
1. Огрмомент
2.Мелкая моторика
3. Артикуляционная гимнастика
4. Повторение
1. Повторение гласных звуков:
Игра «Эхо» – одна группа детей произносит громко «АУ, УА, ИА, ИО, ИЭ, ЭУ», - вторая – повторяет тихо, затем меняются.
? Почему эти звуки можно петь, протяжно произносить? Почему они так называются?
назвать картинки, которые начинаются со звуков А,У,И,Э,О ( арбуз, утка, индюк, экскаватор, ослик)
Повторение звуков К и Х.
Звуки К и Кь, Х и Хь.
Произношение К – краткое, Х – длительное
Если услышишь К – подними белый кружок, если Х – зеленый ( из ряда согласных звуков)
5. Физпауза
6.
Звуки К, Кь, Х, Хь в словах
«Добавь слово» – картинки –подсказки:
А - Рано утром запел петух
Рано утром запели петухи
Б - Во дворе вырос подсолнух
Во дворе выросли подсолнухи
В - На двери висит замок
На двери висят замки
В саду вырос мак
В саду выросли маки
7.
Слово-действие. Предметы отвечают на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? ,
но и ЧТО ДЕЛАЕТ?
Игра «Что делает?» с куклой: кукла сотит, сидит, идет, лежит, ест, пьет
Игра «На картинку посмотри и скажи Кто Что делает» (у детей по одной картинке на фразу)
8.
1.Словарь прилагательных.
- Кто больше скажет о зиме. Какая зима? – холодная, морозная, снежная, белая
2. Словарь существительных: словообразование (уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Зима - зимушка, зимонька
Снег – снежок, снежочек
Снежинка – снежиночка, снежинонька
9. Итог
Закличка «Здравствуй, гостья-зима»
План-конспект занятия по формированию звуковой культуры речи
Тема: Дифференциация звуков И – Ы
Цели:
Образовательные:
Учить различать звуки И, Ы в слогах. Учить произносить слова со звуками И, Ы, интонировать звуки в окончаниях существительных множественного числа
Закрепить знание лексики в теме «Продукты»
Формировать умение употреблять существительные мужского, среднего и женского рода в родительном падеже
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое внимание, восприятие
Развивать силу голоса
Развивать память
Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Воспитательные
Воспитывать желание заниматься на занятии
Оборудование: картинки-символы на звуки И, Ы, зеркала, дидактическая игра «Маленькая хозяйка»
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
2.Мелкая моторика
Артикуляционная моторика
Повторение
Сравнение и правильное произношение звуков И, Ы
А) сравнение артикуляции
Б) произношение звуков шепотом, вполголоса, отметить изменения положения языка и губ
В) произношение слогов
Пи-пы ти-ты
Ми-мы ли-лы
Ки-кы хи-хы
Игра «Эхо»
Логопед говорит тихо, а дети повторяют слова со звуками И, Ы громко:
Тыква, липа, дубы, лапы, мир, бараны, люки, столы, утки
Игровое упражнение «Один – много»
(выделяя окончания в словах)
лапа - ель - клен - . олень -
охотник - веник - лимон - лента -
петух - халат - лопата - собака -
Физпауза
Игра
Д/ игра «Маленькая хозяйка»
дети рассматривают и называют продукты, изображенные на картинках
подбирают картинки с продуктами по заданному меню:
завтрак: макароны с сыром, салат из моркови
обед: борщ, каша, компот, хлеб
ужин: яичница, молоко, батон, рыба
Закрепление обобщающего понятия «продукты»
Ответы на вопросы: Из чего готовили обед, ужин, завтрак?
Итог
Тема: Звук С
Цели:
Образовательные:
Закрепить четкое и правильное произношение звука С изолированно и в словах
Учить выделять звук С из начала слов
Закрепление знаний о зимних явлениях природе
Подбор эпитетов к словам снег, снежинка (мужской и женский род прилагательных), образование однокоренных слов
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия
развитие зрительного внимания
развитие памяти, мышления
Воспитательные
Воспитывать усидчивость и произвольность действия
Оборудование: зеркала, картинки-символы, картинки на звук С, игрушки со звуком С в названии
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
2. Мелкая моторика
3. артикуляционная моторика
4. Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения с выдохом на гласные звуки
5. Повторение
Повторение гласных звуков
Узнай звук (по картинке символу)
Немое кино (по беззвучной артикуляции)
Поймай звук ( из ряда гласных)
Правило: гласные можно петь, громко кричать, тянуть, не встречает преград
Придумать слова со звуком А,У,И в начале слова
6. Тема
Звук С
Звукоподражетельные игшры
Характеристика звука ( артикуляция, свистящий, глухой, сравнение с И)
Выделение первого звука в отгадке:
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой,
Над моею головой,
Сам рисует, сам поет, кто же это? Самолет
игра «Разведчики» – найти и назвать картинки со звуком С
назвать и выбрать игрушки со звуком С
7. Физпауза
8.
Зима, зимние явления.
загадка: Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит девица –
Белокоса, белолица.
Как ахнула рукавом
Все покрылось серебром. Зима
Что бывает зимой? Снег, иней, мороз, ветер, вьюга
Придумать снежные слова: снег -
Ритм слов: снег, сне-жок, сне-жин-ка
Какой снег? – белый, пушистый, искристый, легкий, холодный, мягкий
Какая снежинка? – белая, сквозная, вырезная, легкая, пушистая, холодная
9. Итог
Повторить закличку «Здравствуй, гостья-зима»
Тема: Звук С
Цели:
Образовательные:
Закрепление правильного произношения звука С в словах
Формирование грамматического строя речи – учить образовывать прилагательные от существительных
Закрепление лексики по теме «Фрукты»
Продолжать учить звуковому анализу слов (сок)
Коррекционно-развивающие:
Развитие речевого слуха
Развивать память, мышление
Развивать пальцевую моторику
Развивать слуховое внимание
Воспитательные
Воспитывать произвольность поведения
Оборудование: зеркала, экран, игрушки ( самолет, сова, часы, совок, сумка, собачка, лиса, носорог), картинка (фрукты, овощи). Звучащие игрушки (бубен, погремушка, неваляшка, резиновый поросенок, бегемотик, коробка со спичками, пузырек с крупой)
Ход:
1. Оргмомент
2. Мелкая моторика
3. Артикуляционная моторика
4. Дыхательные упражнения
5. Повторение
«Поймай звук» – хлопнуть в ладоши, если услышишь звук С (вначале дистантные звуки, затем близкие – З,Ц,Ш,Щ,Ж,Ч)
характеристика звука (артикуляция, глухой, свистящий)
«Подарки Соне» – подарить только те игрушки, в названии которых есть звук С
6. Звук в тексте
- Какой звук часто встречается? В каких словах?
У Сони сани едут с горки сами.
У лисы красивый пушистый хвост.
«Назови после меня»
Соня едет на санях.
Соня надела сапоги
Соня носит бусы.
На снегу следы.
На столе скатерть.
- Чтение рассказа «Сливы» Ефименковой. Ответы на вопросы.
7. Игра
«Закончи слово» - добавить «-сок»
ку-сок голо-сок но-сок воло-сок вы-сок коло-сок ле-сок поя-сок пе-сок
8. Физпауза
9. Игра
Д/игра «Приготовим сок»
из овощей (свекла, морковь, капуста, помидор)
из фруктов (яблоки, груша, слива, вишня, апельсины, абрикосы)
(интонировать окончание –ый)
Д/игра «Живые звуки»: выделение 1,2,3 звуков в слове «сок»
Повторить правило: звуки в слове идут по порядку, как солдаты в строю (переставлять звуки в словах нельзя, так как слово становится непонятным)
10. Итог
Повторить загадку о самолете из предыдущего занятия
Тема: Звук С
Цели:
Образовательные:
Закреплять правильное произношение звука С в словах, фразах.
Продолжать учить выделять звук С в словах-отгадках, определять место звука
Закреплять лексику по теме «Домашние животные»
Учить составлять предложения простой конструкции: существительное+ глагол+дополнение (Собака сторожит дом); учить исправлять деформированное предложение
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия
Развитие мышления, памяти
Развивать мелкую, артикуляционную моторику
Развивать правильное речевое дыхание
Воспитательные:
Воспитывать желание довести дело до конца
Оборудование: зеркала, картинки-символы звуков А,У, Ы, Э, Ы; картинки со звуком С (начало, середина, конец слова), картинки с изображением домашних животных, птиц, «Чудесный мешочек», заяц Степашка, самолет
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
Сядут те дети, чьи имена начинаются с гласных звуков.
Какие еще гласные звуки можете назвать?
2. Мелкая моторика
3. Артикуляционная моторика
4. Дыхательные упражнения
5. Повторение
Имитационные игры: Насос, Мяч лопнул
Самостоятельная характеристика звука и объяснение произношения
Игра «Научи Степашку правильно произносить звук С» Назови картинки
6. Звук с в фразе
В гости к звуку С пришел другой звук (картинки-символы) А, О, У, Э, Ы
Проговаривание слогов СА, СУ, СО, СЫ в чистоговорках:
Са-са-са – вот идет лиса
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы
Су-су-су – поймали лису
Со-со-со – лиска катит колесо
Письмо от Незнайки – помогите разобрать, что пишет Незнайка:
Соня носит бусы – Бусы носят Соню
Соня едет на санях – Сани едет на Соне
Соня надела сапоги – Сапоги надели Соню
На столе стоит стакан – На стакане стоит стол
7. Физпауза
8. Игра
1.«Чудесный мешочек» – дети вытягивают из мешочка картинки, называют, рассказывают о приносимой ими пользе (корова, лошадь, свинья, собака, овца, коза, кошка, утка, курица, индюк, гусь)
Послушай, отгадай, назови первый звук в отгадке:
Бивни, клыки – толсты, велики, хобот силен. Кто это? Слон
И в лесу заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих, мыши прячутся, дрожа. Совы
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. Санки
Растет она вниз головою, но не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет. Сосулька
9. Итог
Выучить: У Сони сани едут с горки сами
Тема: Звуки С, Сь
Цели:
Образовательные:
Закрепить правильное произношение звуков в разных позициях, учить дифференцировать на слух, в словах.
Расширение активного словаря по тема «Продукты».
Учить составлять простое описание
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных
Воспитательные:
Воспитывать внимание, усердие. Развивать навыки учебной работы
Оборудование: картинки-символы на звуки С, Сь, экран, сигнальные карточки, предметные картинки на звуки С, Сь, набор круп в стеклянных баночках, «Чудесная коробочка», 2 куклы
Ход:
1. Оргмомент
2. Мелкая моторика
3. Артикуляци-он-ная моторика
4. Дыхательные упражнения
5. Повторение
Звуки С, Сь – изолированно
Игровое упражнение «Угадай, что свистит?»:
насос – сердито – С-С-С,
тоненькая струйка воды из-под крана – ласково – сь-сь-сь
Произношение звуков С, Сь по картинкам символам (поочередно)
«На картинку посмотри – точно звук произнеси»
«Кто внимательный?» – дети сигналят на звука С, Сь сигнальными карточками (без экрана и с экраном)
характеристика звука Сь (мягкий, глухой, свистящий)
6. Звуки в словах
«Чудесная коробочка» – называние картинок со звуками С, Сь
Подарки Соне и Симе – разделить картинки со звуком С – Соне, со звуком Сь – Симе
7. Физпауза
8. Игра
«Сварим кашу»
Рассматривание и называние круп ( рис, гречка, манка, пшено, перловка)
Составление простого описания (рис – белый, продолговатый, твердый, сыпучий)
каша из риса – рисовая
манки – манная
пшена – пшенная
перловки – перловая
обобщение – продукты питания
9. Итог
Тема: Звук З
Цели:
Образовательные:
Уточнить произношение звуков С, Сь. Учить четко и правильно произносить звука З изолированно и в словах
Учить выделять звук З из начала слова
Закрепить знание лексики по теме «Игрушки»
Учить составлять простое описание
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие
Развивать внимание, память
Развивать моторику
Развивать речевое дыхание
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям, способность к произвольному усилию
Оборудование: зеркала, экран, картинки-отгадки, картинки со звуком З, игрушки
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
Игра «Где сосед»
2. Мелкая моторика
3. Артикуляционная моторика
4. Дыхание
5. Повторение
Поймай звук С, Сь (из ряда согласных звуков)
Придумай слово со звуком С
«Живые звуки» – звуковой анализ слова «суп»
отгадайте загадки:
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. Гусь
У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают – достать не могут. Месяц
( проинтонировать звук Сь в отгадках, показ картинок-отгадок)
6.Тема
Звук З
«Узнай по действиям, о ком я рассказываю»
Прыгает, бегает, дрожит от страха – заяц
Ползает, извивается, шипит, кусает – змея
Выделить первый звук из загадок, показ картино-отгадок
Произнесение звука З
Характеристика звука – свистящий, твердый, звонкий
Слоговые ряды: «Подружим звук З со звуками А,О,У,Ы,Э
«Тихо, громко» - называние картинок, выделение звука З из начала слова: забор, замок, заяц, зонт
«Добавь -ЗА»:
ко-за ро-за гро-за
ва-за бере-за гла-за
кукуру-за стрекоза. –за
(Прохлопать ритм слов)
7. Физ пауза
«Скачет зайка косой»
8. Игра
«Определи место игрушки»
назвать игрушки, определить цвет
описание игрушки
определить и назвать между какими игрушками стоит заданная игрушка (при повторении игры менять игрушки местами)
( Утка, самолет, заяц, молоток, еж, собака, медвежонок, флажок)
9. Итог
Тема: Звуки З, Зь
Цели:
Образовательные:
Закрепить правильное произношение
Учить различать звуки З и Зь на слух, и четко произносить звуки в словах
Учить составлять описательные рассказы по картинкам
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных
Учить распространять предложения однородными членами
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух
Развивать память, внимание, мышление
Развивать моторику, дыхание
Воспитательные
Воспитывать способность к произвольному усилию
Оборудование: картинки-символы на звук З, сигнальные карточки, дид/картинки со звуками З, ЗЬ, картинка «Лес», зимние картинки, зеркала
Ход:
Этапы
Содержание
1.оргмомент
2. Мелкая моторика
3. Артикуляционная моторика
4. Дыхание
5. Повторение
Звуки З, Зь (изолированно)
имитационная игра «Комар» – З-З-З
«маленький комарик» – зь-зь-зь
характеристика звуков З и Зь
«Кто внимательный?» – просигналить, когда услышишь, З, когда Зь.
Звуки З, Зь в слогах:
Повторите за мной – сердито-ласково:
За – зя зы – зи зу – зю зэ – зе зо – зё
4. Звуки З, Зь в словах
Игра «Разведчики». Найти картинки, назвать, определить место звука (начало, середина) : коза, зонт, заяц, газета, звезда, змея, роза, ваза, зебра
5. Физпауза
«Зайцы»
6.
«Зимние картинки» – составление коротких рассказов по картинкам
7.
Подбор определений к слову ЛЕС
Зимой лес какой? – сонный, снежный, безлюдный, холодный
Образование относительных прилагательных от существительных
В лесу растут сосны. Лес какой? – сосновый
В лесу растут ели. Лес какой? – еловый
березы – березовый
осины – осиновый
Распространение предложений:
В лесу растут сосны.
В лесу растут сосны и ели.
В лесу растут сосны, ели, березы.
В лесу растут сосны, ели, березы, осины.
- Лес бывает сосновый, еловый, березовый, осиновый.
8. Итог
Выучить загадку то лесе:
Весной одевается,
Осенью раздевается.
Тема: Звук Б
Цели:
Образовательные:
Закрепить правильное произношение звука Б в слогах, словах
Учить выделять звук из ряда звуков, из слогов, из слов
Развивать грамматический строй речи
Закрепить знание лексики по теме «Продукты питания»
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух
Развивать память, внимание, мышление
Развивать моторику, дыхание
Закреплять знание цвета
Воспитательные
Воспитывать навыки культуры общения
Оборудование: картинка-символ «Чайник кипит», зеркала, светофорчики, картинки на звук Б, картинки к загадкам, атрибуты к игре «Магазин» – баночки с крупой, молочные продукты, кондитерские изделия
Ход
Этапы
Содержание
1.Оргмомент
2. Мелкая моторика
3. Артикуляционная моторика
4. Дыхание
5. Повторение
«Назови свою картинку» – согласование прилагательного с существительным
6. Тема
Постановка цели, знакомство со звуком
Картинка-символ «Чайник кипит»
Произношение хоровое, индивидуальное
Характеристика звука
Просигнать, если услышишь звук Б
В ряду согласных звуков
В слове: халат, Боря, доска, бананы, цветы, собака, стол, сабля
Хлопните в ладоши, если узнаете беззвучную артикуляцию звука
Телеграфисты: слоги БА, БУ, БЫ, БО, БЭ
7. Физпауза
8.
Отгадай, о чем загадка (отработка предложного падежа единственного и множественного числа)
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветком летает. О бабочке
В пути не смолкает, вдаль увлекает, сам не шагает, шагать помогает. О барабане
У нашей Катюшки прямо на макушке не жуки, не птички, держат две косички. О бантиках
Всегда шагаем мы вдвоем,
похожие как братья,
Мы за обедом – под столом,
а ночью – под кроватью. О ботинках
8.
Д/игра «Магазин» - закрепление лексики в теме «Продукты». Развитие фразовой речи.
Тема: Звуки Б, Бь
Цели:
Образовательные:
Закрепить произношение звуков Б, Бь в слогах, словах
Учить различать звуки по твердости
Уточнить лексику по теме «Продукты», «Одежда»
Учить звуковому анализу слов (бык)
Обучение связной речи
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать фонематическое восприятие
2) Развивать память, внимание, мышление
3)Развивать логическое мышление
Закреплять знание цветов спектра
Воспитательные:
Воспитывать целеустремленность
Оборудование: картинки – продукты питания, картинка-символ Чайник», картинки на звуки Б, Бь в начале слова, разрезные картинки к игре «Ателье мод»
Ход:
Этапы
Содержание
1. Оргмомент
Сядет тот, кто правильно назовет свою картинку
2. Мелкая моторика
3. Артикуляционная моторика
4. Дыхание
5. Тема
На картинку посмотри, верно звук произнеси (чайник)
Повторяй, как я:
БА-БА-БА - БЯ-БЯ-БЯ
БЫ-БЫ-БЫ – БИ-БИ-БИ
Был – бил, были – били
Чем отличаются эти слова по произношению? Твердый и мягкий звук Б
Картинки для Бобика – выбрать картинка из двух у каждого ребенка со звуком Б или Бь: Буратино, ботинки, барабан, баранки, белка, бусы, бараны, бидон, березка, батон, бананы, бочка, бинокль, банка, бобр, бычок, бабочки
«Кто внимательный?» – назовите, чего не стало ( из предметных картинок множественного числа из предыдущего задания)
6. Физ пауза
7.
- «Живые звуки»: Звуковой анализ слова БЫК
8. Игра
Дид. игра «Ателье мод» – дети складывают из разрезных картинок одежду, называют ее, определяют цвет
9. Итог
Тема: Звук Д
Задачи:
Развивающие:
уточнить правильное произношение звука Д изолированно, в звукокомплексах, в словах, предложениях
выделение звука Д из состава слов
упражнять в звуковом анализе слов (Дом)
Уточнение словаря в темах «Зимующие птицы», «Игрушки».
Развивать связную речь – составление коротких рассказов по образцу, употребляя однородные члены
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие
Развивать речевое дыхание
Развивать мышление, память, внимание
Воспитательные:
Воспитывать желание доводить дело до конца
Оборудование: зеркала, картинки птиц, картинка «дом», картинки со звуком Д в начале слова, картинки-символы, игрушка Катя, мешок с подарками-игрушками
Ход:
Этапы
Содержание
Оргмомент
Сядет тот, кто правильно назовет птицу (зимующие птицы)
Подготовительный этап
Упражнения для общей моторики
Упражнения для мелкой моторики
Массаж лица
Артикуляционная разминка
Тема
Выделение звука Д из отгадки
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
и бормочет, и поет, и убаюкивает? Дождь
Артикуляция звука
Развитие фонематического слуха ( изолированно, в слогах, в словах, в предложении)
Игра «Раз, два, три» – переворачивают, смотрят и называют картинку, выделяют первый звук из названия картинки
Дом, дым, дождь, доска, дыня, дрова, дупло, дорога, дудочка, душ, дверь
- Звуковой анализ слова ДОМ. Игра «Живые звуки»
Физпауза
Игра
Д/игра «Катины подарки» - она раздает игрушки-подарки и предлагает составить рассказ. Образец: Это зайчик. У него длинные ушки, короткие передние лапки.
Он сидит и держит морковку.
Итог
Заучить: «Дудочка»
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Подуди пастух в дуду. Я коровушку веду.
Заголовок 115Основной текстUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser-C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия звук к речи зан.asdUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docUser$C:\Мои документы\звук к речи зан.docI
·…Й
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Л