Пояснительная записка к рабочай учебной программе по физики предназначена для 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по физики предназначена для 7 класса Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования».
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике.HYPERLINK "http://my-shop.ru/shop/books/1622234.html" \o "Физика. 7-9 классы Рабочие программы по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. ФГОС"Физика. 7-9 классы. Рабочие программы по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник ФГОС, 2016 г.- 400с. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Используемый учебно-методический комплект: Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2015. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
2 СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)
3 Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253, «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 год»
4 Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05.2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.
5 Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», Приказ №288 от 01.09.2016г.
6 Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», 2016-2017 учебный год, Приказ №288 от 01.09.2016г.
Цели изучения курса:
Общеучебные: воспитание гражданственности и патриотизма; сознательного отношения к предмету
как к науке о наиболее общих законах природы; ролью физической науки в жизни современного общества, ее влияние на темпы развития научно-технического прогресса; физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию
жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся:
- поисково-информационные (пользование справочной литературой, работа с каталогом, оглавлением):
- психологические умения (слушать, внимательно читать, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию, умение запоминать, осознавать и самостимулировать учебную деятельность);
- учебно-интеллектуальные (диалектически анализировать, умение сравнивать, классифицировать, типологизировать, систематизировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исследовательские умения);- учебно–познавательные умения (использование для познания окружающего мира различных естественно –научных методов; наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
- организационно–познавательные учебные умения (планировать текущую и перспективную работу, умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, проводить рефлексию, умение сотрудничать при решении учебных задач).
Предметно-ориентированные: формирование умений различать факты, гипотезы, причины,
следствия, доказательства, теории, законы;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения курса:
- овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических
законов в технике и повседневной жизни;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического характера физических явлений и законов;
- развитие мышления, творческих способностей учащихся, осознанных мотивов обучения, самостоятельности в приобретении и применении знаний;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, умение использовать приобретенные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности собственной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование у школьников общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций в учебной деятельности, отраженных в образовательном стандарте.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию КТП:
- проблемные методы как пути и способы решения педагогических задач;
- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность;
- интерактивное обучение.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, термин, вещество, взаимодействие, электрическое поле;- смысл физических величин: скорость , ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики: Галилея, Ньютона, Ломоносова, Ома;
Должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
-отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний;
-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно - популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
-оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования;
Критерии оценки знаний и умений, учащихся по физике:
- о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явления;
связь данного явления с другими;
объяснения явлений на основе научной теории;
примеры учета и использования его на практике;
- о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществляется опыт;
ход и результаты опыта;
- о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
- о законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости;
- физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практическое применения;
границы применимости;
- о приборах, механизмах, машинах:
назначение; принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования прибором.
Физические измерения.
Определения цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.
Оценки подлежат умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники;
оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровья человека и других организмов;
самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
планировать проведение опыта;
собирать установку по схеме;
пользоваться измерительными приборами;
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
оценивать погрешность измерений;
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Оценка письменных контрольных работ.
Контрольные работы, рассчитанные на 40 минут содержат 7 заданий. Первые пять заданий соответствуют базовому уровню образовательного стандарта (часть «А») и оцениваются по 1 баллу, шестое задание – (часть «В») – правильное выполнение этого задания оценивается в 2 балла, седьмое – (часть «С») – соответствует творческому уровню его выполнение оценивается в 3 балла. Работа оценивается по следующей сетки:Количество баллов Оценка
9 – 10 5
8 - 7 4
6 - 5 3
Менее 5 баллов 2
Для оценки шестого и седьмого задания контрольной работы следует использовать критерии, указанные в таблице:
Критерии Шестая Седьмая
Правильное решение задачи: получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием
его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначения; 2 балла 3 балла
Правильное решение задачи: отсутствует численный ответ арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; 1 балл 2 балл
Записаны все необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями). 1 балл 1 балл
Структура курса: 7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ Раздел (глава, модуль) Примерное кол-во часов
1 Физика и физические методы изучения природы 4
2 Первоначальные сведения о строении вещества 9
3 Взаимодействие тел 16
4 Давление твердых тел, жидкостей и газов 25
5 Работа. Мощность. Энергия 11
6 Повторение, обобщение пройденного материала 5
ИТОГО: 70
Содержание учебного материала
Физика и физические методы изучения природы (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления – природа (то, что нас окружает), физические явления (изменение в природе), причина явлений. Наблюдение и опыты. Физические измерения.
Демонстрации: опыты, иллюстрирующие разнообразие физических явлений; приборы для измерения физических величин. Видеофильмы: что изучает физика;
Фронтальные лабораторные работы
Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.
Первоначальные сведения о строении вещества (9 ч.)
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Притяжение и отталкивания молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества. Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Демонстрации
Разложение химического соединения на химические элементы.
Модели кристаллических решеток.
Диффузия в газах и жидкостях.
Броуновское движение. Измерение температуры.
Смачивание и капиллярность.
Фронтальные лабораторные работы
Определение размеров малых тел
Взаимодействие тел (16 ч)
Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Материальная точка. Равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение. Средняя скорость.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Плотность. Сила. Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения.
Демонстрации
1.Относительность движения и покоя.
2.Сравнение масс двух тел по их взаимодействию.
3.Взвешивание тел.
4. Сравнение масс тел имеющих одинаковый объем.
5.Сравнение объемов тел имеющих одинаковую массу.
6.Измерение сил динамометрами.
7.Свободное падение тел.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение силы с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч)
Давление и сила давления. Давление твердых тел. Давление газа. Применение сжатого воздуха. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Закон сообщающихся сосудов. Атмосфера Земли. Атмосферное давление и его измерение. Барометры и манометры. Водопровод. Насос. Гидравлический пресс. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. воздухоплавание. Экологические проблемы водного транспорта.
Демонстрации
1.Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
2.Передача давления жидкостью и газам.
3.Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах.
4. Подъем воды в трубке за поршнем.
5.Измерение атмосферного давления.
6.Модели барометров, манометров, гидропрессов.
7. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело.
Фронтальные лабораторные работы
Определение выталкивающей (архимедовой силы).
Работа. Мощность. Энергия (11 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условие равновесия тел. правило моментов. «Золотое правило» механики. Превращение одного вида энергии в другой. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации
1.Проверка правила моментов.
2.Модели простых механизмов.
3.Проверка «Золотого правила» механики.
Фронтальные лабораторные работы
1.Выявление условий равновесия рычага.
2.Определение КПД наклонной плоскости.
Повторение, обобщение пройденного материала (5 ч)
Повторение, обобщение пройденного материала Защита проектов: «Роль измерений в физике и технике», «Современные измерительные приборы»
Ключевые компетенции, которые приобретут учащиеся за учебный период:
Соблюдать правила:
- техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и физическими приборами;
- личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;
- оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с физическими приборами.
Проводить:
- опыты, измерение, наблюдение, запись результатов измерений, обработку результатов измерений.
- изготовление моделей физических приборов;
- вычисления: 1) скорости движения тела; 2) пути; 3) времени движения тела; 4) цены деления приборов;
5) средней скорости; 6) силы;
7) веса тела; 8) механической работы; 9) мощности; 10) момента силы; 12) Энергии; 13) КПД; 14) давление; 15) выталкивающую силу.
Называть:
- физические явления;
- физическое тело, физическое вещество;
- физические свойства тел и веществ;
- факторы, влияющие на скорость протекания физических явлений (процессов);
Определять:
- цену деления приборов;
- путь, пройденный телом за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движенияот времени; погрешности измерения, систему «СИ».
- плотность вещества; равнодействующую двух сил по рисунку и заданным значениям сил.
- работу силы; мощность.
Составлять:
- таблицы, схемы; диаграммы распределения.
- опорные конспекты; презентации по темам.
- логически правильный план ответа на уроках – конференциях, уроках - семинарах;
Характеризовать:
- качественный и количественный состав вещества;
- физические величины, входящие в формулу;
- процессы протекания физических явлений.
Объяснять:
- явления на основе наблюдений и опытов;
- что означает понятие «материальная точка»;
- причину изменения скорости;
- явления свободного падения;
- «золотое правило» механики;
- свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
- причины плавания тел в жидкостях и газах;
Циклограмма тематического контроля
Практические работы по составлению схем и таблиц, решения проблемных ситуаций, с документами и раздаточным материалом; контроль знаний учащихся по темам в формате ЕГЭ.
Раздел Тема 1 Тема 2. Тема 3. Тема 4. Итоговый контроль
Содержание тематического контроля «Строение вещества». «Движение и взаимодействие»
«Силы». «Работа и мощность. Энергия». Основные положения курса.
Форма контроля Контрольная работа
№ 1
Контрольная работа
№2
Контрольная работа
№3
Контрольная работа
№4
Итоговая контрольная работа в форме ГИА № 5
за курс физика – 7
Информационно-методическое обеспечение
№ Авторы Название Год издания Издательство
1. А.В. Перышкин. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /А.В. ПерышкинРекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации 2015 М.: Дрофа
2. А.В. ПерышкинСборник задач по физике
К учебникам А.В. Перышкинина и др. «Физика 7 – 9» ФГОС
. 2015 «Экзамен» Москва.2016
Дополнительная литература
№ Авторы Название Год издания Издательство
1 С.В. Громов, Н. А. Родина. Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 2014 М.:Просвещение2 А. В. Перышкин, Н.А. Родина. Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 2015 М: Дрофа
3 Государственная итоговая аттестация ГИА 2015 – 2016 год. 2015 - 2016 М.: Федеральный центр тестирования. М.:ФИПИ-Центр
4 С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике 2013 Москва «Вако»
5 Н. И. Зорин Сборник тестовых заданий 2013 Москва «эксмо»
6 Библиотека «Первого сентября» «Я иду на урок физики» 7 класс.ч.1,2 2015 Издательство М.:«Первое сентября»
7 В. И. ЛукашикФизические олимпиады 2013 Издательство М.: «Просвещение»
8 7.Н. А. Родина, Е. М. Гутник, И.Г. Кириллова Самостоятельная работа учащихся по физике 7-8 класс 2013 Издательство М.: «Просвещение»
.
Другие учебные пособия:
1.Презентации к урокам.
2.Таблицы, физические приборы, лабораторное и демонстрационное оборудование.
3.Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровая лаборатория «Архимед».