О воспитании слабослышащих детей, о внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс.
1
Добрый день уважаемые, коллеги!
Моё выступление сегодня будет о воспитании слабослышащих детей, о внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс.
Люди с нарушенным слухом являются неотъемлемой частью общества, социума, они живут среди слышащих людей, взаимодействуют с ними. Поэтому глухим и слабослышащим детям должны быть присущи такие качества личности, которые позволили бы им комфортно чувствовать себя в любой детской среде. Поэтому мы должны в первую очередь воспитывать в наших детях: приветливость, открытость, доброжелательность, рассудительность, скромность, уравновешенность, самостоятельность, инициативность и др. А если эти свойства отсутствуют у детей, то как правило, это приводит к возникновению разнообразных конфликтов и затруднению взаимоотношений в детском сообществе. Задача личной реабилитации состоит в том, чтобы посеять в душе каждого ребёнка семена духовности и нравственности, помочь им дать плоды, чтобы в дальнейшем духовность и нравственность стали сущностью личности глухого или слабослышащего человека, потому что без этого человек не может называться человеком. Цитирую Э.И.Леонгард (кандидат пед.наук) «Воспитать чувства добрые и у слышащих и у глухих детей труднее, чем научить складывать матрёшку или решать головоломку. Трудность обусловлена тем, что личность созидается не по запланированному графику, а в течении многих лет, фактически всю жизнь. И происходит это не на специальных «занятиях по воспитанию», а постоянно: в течении всего дня, при общении, игре, прогулке, чтении книг, при совместной деятельности и в других ситуациях.
СЛАЙД №2
В школе-интернате №3 II вида г. Энгельса, где я работаю 25 лет, проживает и обучается 131 учащийся. Ученики школы-интерната - это слабослышащие и позднооглохшие дети. Наше учреждение является единственным в Саратовской области.
СЛАЙД №3
Школа сегодня очень сильно отличается от школы XX века: это не дань моде, это новый запрос общества, это другая государственная политика в сфере образования, это новые тенденции в науке. Всего каких-то 10 лет назад мы даже не думали о том, что, например, на своих уроках и в воспитательной деятельности будем использовать компьютерную поддержку, мультимедийные технологии, Интернет, возможности сотовой связи и т.д. Поэтому наша задача как педагогов, людей, которые обучают и воспитывают новое поколение, людей будущего, быть если не на два шага вперёд, то хотя бы на один происходящих событий, пытаться своими действиями направить новое поколение на постоянное развитие и самосовершенствование.
Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессом развития личности ребёнка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит своё отражение в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, реализуемом на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности школьника, подготовки его к жизни, активной трудовой деятельности государство предъявляет особые требования. Воспитание сегодня становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России.
Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности, духовно- нравственных качеств - требование сегодняшнего дня. Воспитание - одно из самых древних понятий в педагогике. Определений этого понятия существует великое множество. Наиболее удачное из современных, на мой взгляд, принадлежит таким известным учёным, как Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова. Они определяют это понятие следующим образом: воспитание- это управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.
СЛАЙД №4
Главной целью воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании», с Декларацией прав ребёнка- на основе из учения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, является создание максимальных условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей, подготовка их к жизни, в качестве полноценных членов общества.
СЛАЙД№5
Задачами воспитания детей с нарушением слуха является не только формирование у них знаний, умений и навыков, расширение кругозора, но и уточнение диагностики, коррекция и компенсация нарушенного хода развития, становление базовых способностей личности, ценностных ориентаций, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия в человеческом сообществе.
СЛАЙД №6
Организация воспитательной работы с детьми с нарушениями слуха базируется на выделении специальных принципов, положенных в основу воспитания детей с нарушениями слуха (С. А. Зыков, P.M. Боскис, Ф.Ф. Pay и др.), к которым относятся:
1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет создать модель коррекционно-развивающей воспитательной работы, ориентированную на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.
2. Принцип развивающего воспитания. В основу содержания воспитательной работы положена ориентация на здоровые сохранные силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития.
Принцип развивающего воспитания связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.
3. Принцип коррекционной направленности работы предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и степени выраженности нарушения, выявлении потенциальных возможностей личности. Коррекционная направленность выражается также в использовании специфических средств общения, дактильной речи, в частности, активизации остаточного слуха и речевого развития.
4. Принцип формирования речевого общения, который прямо связан с необходимостью реализации потребности детей в общении с помощью, прежде всего, звуковой речи в условиях образовательных учреждений.
5. Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха при широком использовании современной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.
СЛАЙД №7
Реализации поставленных целей и задач способствует созданная в школе воспитательная система, которая состоит из шести воспитательных программ: «Образ жизни», «Учение», «Общение», «Здоровье», «Досуг», «Семья». В основе её лежит совместная деятельность учащихся, педагогов и родителей.
СЛАЙД №8
(ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ)
СЛАЙД №9
В школе работает 16 кружков различного направления и 11 спортивных секций. Занятость в кружках – 183 человека, занятость в секциях – 67 человек. Итого 250 учащихся.
Цель: максимальное развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей.
СЛАЙД №10
Дополнительное образование ориентировано:
на активизацию познавательной деятельности, формирование познавательных интересов;
на трудовое воспитание и профессиональную ориентацию;
на спортивно-оздоровительную работу;
на эстетическое воспитание;
на нравственно-гражданское, правовое воспитание;
на формирование декоративно-прикладных умений;
на социально-трудовую адаптацию.
Имеют звание «Мастер спорта России»:
- по лёгкой атлетике – 2 воспитанника;
- по плаванию – 4 воспитанника;
- по пулевой стрельбе – 1 воспитанник;
- кандидаты в мастера спорта – 4 воспитанника.
СЛАЙД №11
Спортивные достижения воспитанников:
Занятие физкультурой и спортом как средство социализации
воспитанников школы-интерната.
Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только медицинская и социальная, но и, конечно, воспитательная. Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов во многом зависит от их физического и психического здоровья.
Физическая культура расширяет адаптационные возможности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность повышает их функциональные возможности и способность противостоять негативным факторам окружающей среды, помогает устоять перед вредными привычками. Поэтому так остро стоит вопрос о необходимости совершенствования физкультурно-спортивной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, о поиске новых путей и методов ее осуществления, об организации целенаправленных педагогических действий.
Цель этой работы – содействие оптимальному физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
С 2012 года в школе действует программа «Дорога к доброму здоровью», направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Все педагоги, работающие по этой программе решают следующие задачи:
- приобщение воспитанников к здоровому образу жизни;
- формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, потребности в самореализации;
- выработка у воспитанников устойчивого интереса к занятиям спортом;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
В структуре программы 4 раздела:
1. «Я и мое здоровье»: формирование у восптианников потребности в здоровом образе жизни, нравственных представлений и убеждений;
2. «Спорт – это жизнь»: укрепление здоровья детей и их физическое развитие;
3. «Твой выбор»: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
4. «Самопознание и саморегуляция»: формирование у воспитанников позитивного отношения к себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Основные направления программы:
обеспечение каждому воспитаннику эмоциональной поддержки;
организация сотрудничества со сверстниками из других специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений. Взаимодействие с ними очень важно для значительного числа подростков и необходимо для их успешной социализации в будущем;
Выработка социальных и коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В школе-интернате все разделы и направления программы здоровья реализуются через систему специальных оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, через пропаганду здорового образа жизни.
Каждый день в школе-интернате начинается с утренней зарядки, проводимой под музыку. В результате многолетней творческой работы педагогов в школе сложилась целая система проведения традиционных спортивных мероприятий: «Дня здоровья», «Веселых стартов», «Дня туризма», осеннего и весеннего легкоатлетических кроссов и т.д.
Спортивно-оздоровительная работа не ограничивается только рамками нашей специальной школы-интерната. Мы сотрудничаем с общеобразовательными школами, со многими специальными (коррекционными) школами, с Центром РИФ (реабилитация и физкультура детей с ограниченными возможностями здоровья). Наши воспитанники с удовольствием и на равных соревнуются в различных видах спорта и практически всегда одерживают победу. Наши дети получают возможность почувствовать себя полноценными членами общества, а учащиеся общеобразовательных школ учатся принимать их, поэтому мы стремимся не пропустить ни одного спортивного мероприятия, организуемого в районе или городе. Итогом этих встреч становится появление у ребят новых друзей, расширение знаний об окружающем мире. Большинство воспитанников школы посещают спортивные секции. При записи в них учитываются индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, рекомендации медицинских работников. Эффективное использование занятий физкультурой и спортом, необходимое для гармоничного развития ребенка и его адптации в социуме, невозможно без взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, их творческой активности и заинтересованности в судьбе каждого воспитанника.
Для специалистов школы – интерната результативность, спортивные достижения наших воспитанников – не самоцель, главное – их физическое развитие и здоровье, жизнь в гармонии с природой и обществом.
МАРТ 2013 г.
Ежегодный открытый турнир по плаванию на призы Героя Украины ЗМС Виктора Смирнова в г. Донецке.
Живаев Андрей – 5 золотых медалей;
Иванов Максим – 2 золотых, 2 серебряных;
Филипов Павел – 2 золотых, 2 серебряных;
Никоноров Андрей – 1 золотая, 3 серебряных;
Кривоногов Роман – два диплома I степени, два диплома II степени.
МАРТ 2013 г.
Чемпионат и Первенство России по плаванию среди спортсменов инвалидов по слуху в г. Новочебоксарск.
Живаев Андрей – один диплом I степени;
четыре диплома II степени;
четыре диплома III степени;
присвоено звание «Мастер спорта РФ»;
Щекотихин Андрей – три диплома II степени;
Кандидат в мастера спорта.
Грачев Антон – три диплома II степени;
один диплом III степени;
Кандидат в мастера спорта.
Потапова Влада – «Мастер спорта РФ»;
диплом I степени;
диплом II степени;
диплом III степени.
Жарова Александра - «Мастер спорта РФ»;
один диплом I степени;
два диплома II степени.
СЛАЙД №12
(ПЕРЕЧЕНЬ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ)
СЛАЙД №13
(ФОТО СПОРТСМЕНОВ)
СЛАЙД №14
Неслышащий ребенок овладевает устной речью в процессе специального педагогического воздействия. Приобретенные произносительные умения и навыки реализуются в процессе речевого общения. Необходимо сделать процесс общения интересным для неслышащих детей, создать ситуацию мотивированного использования словесного общения. Существенную помощь в этом оказывают театрализованные кружки – это театр мимики и жестов и театр – студия «Арлекино».
В процессе театральных занятий решаются как реабилитационные, так и творческие задачи:
формирование речевой деятельности как средства общения;
создание условий для социальной адаптации детей с нарушением слуха;
приобщение к художественной культуре, расширение круга представлений о театре;
развитие познавательной, двигательной и эмоциональной сфер детей данной категории;
развитие творческих способностей.
Жестовое пение – это специфический вид искусства, который очень нравится детям, имеющим нарушения слуха, способствует развитию их пластики, ритма и памяти.
Собственное творчество помогает формированию и развитию чувств, мыслей, воображению, то есть способствует становлению активной позиции личности, без чего невозможно успешное овладение устной речью.
Художественно-эстетические достижения воспитанников.
АПРЕЛЬ 2012 г. – I место в III Энгельском районном (открытом) творческом конкурсе «Пасха в Покровске», в номинации «Поделка».
ИЮНЬ 2012 г. – V Международный фестиваль детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России по художественному творчеству Ассамблея искусств» - Диплом участников.
АВГУСТ 2012 г. – IV Международный фестиваль творчества инвалидов «Жизнь безграничных возможностей» в г. Москва. – Лауреаты в номинации «Танец».
ОКТЯБРЬ 2012 г. – IX Областной фестиваль национальных культур народов, населяющих Поволжье «В семье единой». – Дипломы I степени.
НОЯБРЬ 2012 г. – VII Межрегиональный фестиваль жестовой песни «Как взмах крыла» - Лауреаты II степени.
МАРТ 2013 г. – Открытый межрегиональный фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек».
а) Лауреаты I степени – старшая танцевальная группа «Созвездие» с номером «Хиты 70 – 80-х»;
б) Лауреаты II степени – средняя танцевальная группа «Озорники» с танцем «Казачий», хореограф Светличная Е.А.
в) Лауреаты III степени – младшая танцевальная группа с танцем «Пчелы», хореограф Тараненко Н.С.
Отдельной грамотой от депутата Государственной Думы Парахина В.В. награждены наши воспитанники за «Самое искреннее выступление».
В настоящее время ребята готовятся к Международному фестивалю «Встреча в Обзоре» - Болгария, июнь, 2013 г., со 2 мая воспитанники школы примут участие в танцевальной олимпиаде «Калейдоскоп» в г. Москва и к VI Международному творческому фестивалю детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» в г. Санкт-Петербург, май 2013 г.
СЛАЙД №15
(ФОТО)
СЛАЙД №16
(ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО)
В прошлом году школе-интернату исполнилось 65 лет. Уже тогда, в далеком 1947 году, педагогический коллектив определил девиз, которому неукоснительно следует все последующие поколения педагогов нашей школы-интерната: «В ногу со слышащими». Мы гордимся тем, что, несмотря на серьезные нарушения слуха и ряд других проблем развития, наши воспитанники уверенно «конкурируют» со своими сверстниками из разных школ.
Включение слабослышащих школьников в реальную, социально востребованную и личностно значимую деятельность помогает им в овладении необходимым социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности, расширяет сферы общения и самореализации инвалидов по слуху.
Наши воспитанники принимают активное участие в целом ряде проектов, которые реализуются на протяжении последних нескольких лет:
1.общественно-политических: «Знамя победы», «Наше наследие», «Подарок ветерану», «Малые города России»;
2.экологических (в рамках реализации программы «Город нашей мечты»): «Чистая планета», «Живой родник» (акция по очистке и благоустройству города), «Птичку жалко» (подкормка птиц зимой и строительство скворечников) и др.;
3.волонтерских: в благотворительных акциях «Подарите радость людям», «Помоги другу»;
4. здоровьесберегающих: общешкольных акциях «Сигарета или конфета?», всероссийском интернет-уроке антинаркотической направленности «Имею право знать!» и др.
Мы не замыкаемся на проблемах коррекционной школы, а являемся открытой системой, стараемся быть в курсе инноваций, адаптируем их для слабослышащих школьников, разрабатываем и осуществляем совместные проекты с общеобразовательными учебными заведениями.
Слабослышащие и глухие дети, принимая участие в реализации вышеперечисленных проектов вместе с ребятами из массовых школ, чувствуют себя «на равных», нужными, востребованными, полезными обществу, что особенно важно для этой категории детей. Высокая оценка их деятельности окружающими, благодарность, информация в СМИ повышает самооценку воспитанников, создают атмосферу успеха. В свою очередь, школьники, не имеющие отклонений в развитии ,учатся доброте, заботе о ближнем, толерантности.
СЛАЙД №17
(ФОТО)
СЛАЙД №18
(МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Нужно всегда помнить: «Дорого стоит воспитание, но невоспитанность обходится дороже». Ф.М. Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. И если кто-то из учеников помнит школьные минуты праздничных школьных событий, то это будет означать, что опыт эмоционального восприятия и освоения нашей сегодняшней действительности сыграл свою положительную роль.
СЛАЙД №19
Трудоустройство выпускников
За последние 3 года из стен школы выпустилось 24 ученика. Продолжили обучение:
в медицинском колледже г. Саратова на отделении «Сестринское дело и фармацея» - Косынкин Владимир, Сенина Елена, Сотов Роман;
в профессиональном лицее №34 г. Энгельса – Заика Алексей, Гура Станислав;
в Саратовском государственном колледже книжного бизнеса и информационных технологий – Зуйкова Мария, Луценко Елена, Дмитриева Мария, Чернуха Кристина;
в Поволжском государственном межрегиональном строительном колледже – Комарков Виталий, Лушникова Елена, Букатин Антон, Устюгова Алина;
в Энгельсском политехническом техникуме – Лучков Дмитрий, Гончаров Владислав;
в Саратовском профессиональном училище-интернате для инвалидов – Никешин Сергей; Барышев Сергей, Иванов Алексей и др.
в профессиональном лицее №49, по специальности «Оператор ЭВМ» - Чистова Ксения;
в профессиональный лицей №46 г.Маркса, Саратовской обл., по специальности «Автомеханик» - Дубнов Григорий;
Чебоксарский техникум олимпийского резерва Министерства спорта Чувашии - Мамлина Анастасия.
СЛАЙД №20
Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недостатками, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей».В заключение подчеркнем, что все виды воспитательных воздействий на ребенка должны быть гармонично связаны между собой. Взаимодействие школы, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных взаимоотношений.
СЛАЙД №21
«Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями!»
В.А. Сухомлинский.
Подводя итог, еще раз подчеркну, что основная задача коррекционной школы – компенсировать в той или иной мере недостаток в развитии ребенка, социально адаптировать его, подготовить к жизни и трудовой деятельности. И если наши выпускники могут свободно осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая ВУЗы, то это означает, что они достаточно владеют навыками слухозрительного восприятия речи с помощью слухового аппарата, имеют внятную речь с естественным произношением, хорошо подготовлены к жизни в современном обществе. Следовательно, свою задачу наша коррекционная школа выполняет.
СЛАЙД №22
(БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ)
В прошлом году школе-интернату исполнилось 65 лет. Уже тогда, в далеком 1947 году, педагогический коллектив определил девиз, которому неукоснительно следует все последующие поколения педагогов нашей школы-интерната: «В ногу со слышащими». Мы гордимся тем, что, несмотря на серьезные нарушения слуха и ряд других проблем развития, наши воспитанники уверенно «конкурируют» со своими сверстниками из разных школ.
Включение слабослышащих школьников в реальную, социально востребованную и личностно значимую деятельность помогает им в овладении необходимым социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности, расширяет сферы общения и самореализации инвалидов по слуху.
Наши воспитанники принимают активное участие в целом ряде проектов, которые реализуются на протяжении последних нескольких лет:
1.общественно-политических: «Знамя победы», «Наше наследие», «Подарок ветерану», «Малые города России»;
2.экологических (в рамках реализации программы «Город нашей мечты»): «Чистая планета», «Живой родник» (акция по очистке и благоустройству города), «Птичку жалко» (подкормка птиц зимой и строительство скворечников) и др.;
3.волонтерских: в благотворительных акциях «Подарите радость людям», «Помоги другу»;
4. здоровьесберегающих: общешкольных акциях «Сигарета или конфета?», всероссийском интернет-уроке антинаркотической направленности «Имею право знать!» и др.
Мы не замыкаемся на проблемах коррекционной школы, а являемся открытой системой, стараемся быть в курсе инноваций, адаптируем их для слабослышащих школьников, разрабатываем и осуществляем совместные проекты с общеобразовательными учебными заведениями.
Слабослышащие и глухие дети, принимая участие в реализации вышеперечисленных проектов вместе с ребятами из массовых школ, чувствуют себя «на равных», нужными, востребованными, полезными обществу, что особенно важно для этой категории детей. Высокая оценка их деятельности окружающими, благодарность, информация в СМИ повышает самооценку воспитанников, создают атмосферу успеха. В свою очередь, школьники, не имеющие отклонений в развитии ,учатся доброте, заботе о ближнем, толерантности.
15