Статья Использование мнемотехники,как специальное средство обучения детей с нарушенным слухом на уроках развития речи.


Использование мнемотехники, как специальное средство обучения детей с нарушенным слухом на уроках развития речи.
Автор: Бараташвили Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов,
КОУ «Излучинская школа-интернат»,пгт. Излучинск,
Нижневартовский район, ХМАО –Югра, Россия
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей с нарушенным слухом - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому, необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А для этого учителя начальных классов используют в своей работе мнемотехнику.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого –«искусство запоминанаия»
Мнемотехника – это система различных методов приёмов, облегчающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
   Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,  зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнеможорожкам, и позже – к мнемотаблицам.(ПРИМЕРЫ)
  Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Причём, условно - наглядную схему нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию.
      Применение мнемотаблиц в работе с детьми с нарушенным слухом позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Суть метода – использование не изображения предмета, а символа для опосредованного запоминания. Это очень облегчает детям поиск и запоминание слов. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для:
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихотворений.
Обогащение словаря. Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
Есть слово длинное – снегопад.
Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
Есть слово – цветок – подснежник.
Есть слово - птица - снегирь.
Обучение рассказыванию. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состоит из трех этапов:
рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы;
рассказ по заданной теме
Например, работа над составлением рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
Люди зимой делают кормушки для птиц.
Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3.Рассматривание мнемотаблиц. 4. Составление рассказа о зиме.Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок.Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!2. Ответы на вопросы по содержанию.Вопросы:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Отгадывание загадок.
(Яблоко)
Заучивание стихотворений. Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить  этот процесс в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Суть мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе учитель предлагает готовый план - схему, а по мере обучения ребенок сам включается в процесс создания своей схемы.
Сейчас мы готовимся к празднику встречи нового года и заучиваем с детьми простые стихотворения.
Например, стихотворение « Ёлочка»

Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки.Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки. В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг! И с подарками мешок Выпал прямо на снежок!« Дед Мороз» Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам ёлочку принёс,А на ней фонарики,Разноцветные шарики,Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам сладости принёс,Вафли ароматныеИ конфеты мятные.

В результате работы по мнемотаблицам.
У детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем, речь неслышащего ребенка будет правильной, грамотной, внятной.