Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках чтения.


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22», ст.Незлобная, Георгиевского района, Ставропольского края
Приобщение к духовно-нравственным ценностям на уроках чтения и письма школьников с ОВЗ
Подготовила учитель русского языка
Иванова Валентина Петровна
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из важнейших в современном обществе. Наше многонациональное государство в последнее десятилетие оказалось на грани нравственной катастрофы: утрачиваются исконно народные традиции, проявляется небрежное отношение к памятникам исторической культуры, варварское отношение к природе – всё это оказывает негативное влияние на процесс формирования личности школьника.
На современном этапе развития наше общество все больше приходит к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);
создание условий для восприятия целостной картины мира;
формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни; создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей;
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников;
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
приобщает детей к нравственным устоям русской культуры;
помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;
вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному;
создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы на уроке чтения:- учебный диалог;
- урок-исследование;- урок - творческая мастерская;- урок – семинар;- урок-экскурсия;- урок-дискуссия;- театрализованный урок;- анализ текстов;- развивающие лингвистические упражнения;- сочинение-рассуждение, изложение;- лексические разминки;- редактирование текста;- работа с текстами-миниатюрами;- сопоставление 2-х текстов Духовно-нравственные качества личности закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках социокультурной среды. Поэтому базой для формирования нравственных качеств являются чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, чувство ответственности за судьбу Родины. Наблюдая за взрослыми, старшими детьми, общаясь с ними, школьник перенимает закреплённые в культуре способы взаимодействия людей и действия с предметами, усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся личности.
Важно учитывать это в работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Высшему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределении человека.
Одной из задач в формировании личности школьника с ОВЗ является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Именно поэтому на уроках чтения можно и нужно приобщать школьников с ОВЗ к духовно-нравственным ценностям. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ученик знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и печалями. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
В школьных учебниках, утвержденных министерством образования и науки РФ, разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.
Содержанием учебника 5-9 классов являются произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обрядовую поэзию, эпос, легенды), поэтов, писателей XIX-XX веков, которые раскрывают перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельно человеческой личности.
Работая в такой системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 5-9м классе, посвященные устному народному творчеству становятся уроками духовности и патриотизма.
Класс Вид произведения Названия произведений
5класс Былина Как Илья из Мурома богатырем стал
6 класс Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник
7 класс Былина Три поездки Ильи Муромца
8 класс Сказка Иван - крестьянский сын
9 класс Былина На заставе богатырской
9 класс Сказка Про Василису Премудрую

Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных.
Класс Автор
произведения Названия произведений
5 класс А. Митяев Богатыри
6 класс А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
7 класс А.Пушкин Сказка о царе Салтане8 класс С.Аксаков Аленький цветочек
9 класс В.Жуковский Три пояса
Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении литературных сказок школьники с ограниченными возможностями здоровья делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Читая и сравнивая различные произведения, учащиеся приходят к выводу, что устное творчество народа, открыло человеку правила его поведения и внутренней жизни. Дала моральные и нравственные критерии оценки мысли и поступков, показало в своих героях идеал человека, а художественная литература, заглянула в таинственный закрытый для других внутренний мир чувств и переживаний личности дало им авторскую оценку.
В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательно проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной.
Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом.
В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и советы, пожелания, нравоучения и философские обобщения. В них до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней – «С родной земли – умри, но не сходи» (5 класс, Мемориал в Александровском саду), и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова – Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» (5 класс, С.Алексеев, Подвиг у Дубосекова).
Как видно из предыдущего, пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. Они приходят в нашу речь и из литературных источников. Достаточно вспомнить афоризмы И. А. Крылова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Один за всех – все за одного», «Всякому мила своя сторона», «В своем доме и стены помогают», «Друг познается в беде», «Откладывай безделье, да не откладывай дело» и многие другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к культуре.
На уроках внеклассного чтения открывается удивительный мир духовности русского народа чтении жития святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказы Сергея Алексеева «Без Нарвы не видать моря», «На берегу реки Невы», «Рассказы о русском подвиге» (6класс) ученики испытывают чувства гордости за свою Родину, проникаются любовью, добротой, уважением.
Изучение поэзии М.Лермонтова, С.Есенина, А.Фета, Н.Некрасова (6-9классы) открывает учащимся красоту образов родины и природы, ее лесов и полей, души человека.
Произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в 6 классе ещё раз дает возможность приобщить школьников к миру прекрасной музыки Э.Грига, учит учеников наслаждаться горным осенним лесом около моря, прочувствовать отношение писателя через музыку.
Достигнутые результаты
учащихся с ОВЗ после проведенной работы по приобщению к духовно-нравственным ценностям на уроках чтения
1.Изучение результатов за период 2013 г. – 2015 г. уровней сформированности духовно-нравственным ценностям у учащихся 9-х классов выявило повышение уровня нравственной воспитанности учащихся и на- 8%. 2. Результаты диагностики по методике «Пословицы» (С.М. Петровой) позволили сделать вывод об увеличении на 4% количества детей, для которых характерна усточивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе (духовное отношение к жизни, альтруистическое отношение к людям, значимость дружбы, значимость соблюдения законов)3. Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью А.А. Андреева) возрос - на 5 %4. Анализ мониторинга состояния здоровья учащихся позволяет сделать вывод о сокращении количества уроков, пропущенных по болезни – 7%5. Полученные результаты на основе анкетирования показали, что изменился набор жизненных ценностей учащихся. Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности: любовь, семья, здоровье, честность, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений.6. Повышение познавательного интереса к изучению русского языка;7. Основными характеристиками стремления к самосовершенствованию школьников могут служить: повышение процента учащихся в творческих кружках и объединениях во внеурочное время в школе;
8. Личные запреты, которые накладывают на себя учащиеся: наркотики, алкоголь, предательство,преступление;9. Наблюдается положительная динамика в качестве знаний по предмету: 4 %
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.