Конспект занятия для дошкольников старшей группы К нам пришла весна!

Дети входят в зал.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как светло в комнате: «Это солнышко пожаловало в гости».
Воспитатель:
- Солнышко вышло из - за тучки,  Девочкам и мальчикам протянуло лучики.
Внимание детей воспитатель привлекают к коробу, стоящему на полу (дети стоят).
Воспитатель: Дети! Посмотрите, как вы думаете, что это?/Короб! – ответы детей/
Воспитатель: Кто его здесь оставил, чей он!/открывает короб, достаёт куклу «Машенька»
Машенька: Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша! Я из сказки к вам пришла! За помощью! Мне пришло письмо от друга, он живёт в лесу.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто живёт в лесу? /Ответы детей (лиса, заяц, волк, белочка, медведь) /(попросить описать зверей)
Машенька: Молодцы!  Это все мои друзья.
Проводится Д/игра «Накорми зверей» - заяц - морковка, капуста, веточки, белка – орехи, грибы, шишки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Видишь, Машенька, как много лесных жителей знают дети! Но кто, тебе письмо написал!
Машенька: А я сейчас загадаю загадку, и вы, дети, отгадаете от кого письмо: Кто большой, лохматый, и очень любит мёд? /Ответы детей/ Медведь;/ Правильно!
Воспитатель: Дети, а вы догадались из какой сказки Маша к нам пришла?/ «Маша и медведь»; Ответы детей/ Правильно.  
Игра!  (Машенька предлагает детям игру, в которую они с Медведем играли) «- Сяду, сяду на пенёк, поем пирожок. – Не садись на пенёк не ешь пирожок, неси бабушке неси дедушке».
Машенька просит прочитать её письмо. 
Воспитатель: Давай Машенька, прочитаем тебе письмо от медведя /берёт письмо и читает/.
«Здравствуй, Машенька. Отгадай мою загадку:
«Тает снежок, ожил лужок день прибывает когда это бывает» Ответы детей/Весна. И когда она (Весна) придет, я приглашаю тебя  в гости».
Машенька: А как я узнаю, что весна пришла?
Воспитатель: Дети! Давайте поможем Машеньке и расскажем о весне.
Машенька предлагает детям присесть.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации картин.
Воспитатель Ребята, посмотрите, снег начал таять, солнышко ярче засветило, теплее стало. А когда, в какое время года такое происходит?
Дети: Весной.
Воспитатель: Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работ. Первым делом она освобождает от снега землю. Как называются островки земли, освободившиеся от снега?
Дети: проталинки.
Машенька: Посмотрите, что это свисает с крыш / Ответы детей (ледяные сосульки).
Воспитатель: (Звучит фонограмма капели). Ребята, прислушайтесь. Что это? Кап- кап- кап.Дети: Сосульки плачут, капают, тают.
Машенька: А почему они тают? Дети: Тепло стало, солнце греет.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
 Физ. Минутка! Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»
Мы ладони протянули и на солнышко взглянули.          (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх - вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла, чтобы силушка была.                (Делают движение пальцами, словно маня к себе)
Наши пальчики – малютки не хотят ждать ни минутки,            (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук- тук, молоточками,               (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп - хлоп, лапоточками,              (Ритмично хлопают по коленям.) 
Прыг- прыг, словно зайки, Скачут на лужайке.                    (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Воспитатель: Как тепло стало, давайте сядем закроем глазки и погреемся на солнышке.
(звучит фонограмма ручейка)
Кто это журчит и поёт свою песенку. /Ответы детей (ручеёк) /прочитай стихотворение о ручейке
Ребёнок: «К маме речке я бегу, и молчать я не могу
Я её сынок родной, и родился я весной»
Воспитатель: Конечно весёлые весенние ручейки! Хочешь, смотри, как вода играет. Хочешь, слушай, как вода журчит. А хочешь, брось в ручеёк щепочку, и она сразу поплывёт как кораблик.  
Машенька: Молодцы, ребята! (Звучит фонограмма пения птиц) Кто это поет?  Дети: Птицы.Воспитатель Они радуются, почему им радостно. /Ответы детей (потому что стало тепло, светло, солнышко ярко светит)
Воспитатель: А какие птицы прилетели к нам с теплых стран?
Дети: Грачи, скворцы, жаворонки, ласточки.
Воспитатель: Правильно, этих птиц называют вестниками весны.
Игра «День – Ночь»  - Представим, что мы с вами грачи. Наступил день. Грачи вылетают из своих гнезд (приготовить обручи – гнёзда), они ходят важно по проталинкам, что они ищут? (червячков) Почистим свои перышки, полетаем с ветки на ветку. Вот и ночь наступила пора опять в гнёзда лететь.
Воспитатель:  Весной и звери изменились
Машенька: А что же с ними произошло? / Ответы детей (поменяли свои шубки)
Воспитатель:  Какой зайчик был зимой, /(белый)/ почему?/ (потому что снег белый)/ Какой стал весной? /(серый)
Воспитатель:  Что происходит с деревьями? Ответы детей (набухают почки, появляются первые листочки).
Воспитатель берет веточку березы и обращает внимание детей на нее. 
Bocпитатель: Посмотрите, какие листочки у берёзы.
Зелёный росточек прохлады боится
Никак не решится из почки пробиться
И солнышко шепчет: «Не бойся голубчик»
И тянет листочек за маленький зубчик.
Воспитатель: Ребята, так какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно - весна. Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна. А у весны три месяца, как они называются?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: А сейчас какой месяц? Дети: Апрель.
Воспитатель: Давайте послушаем стихи о месяце апреле. (Ксюша Г.)
Апрель. И. Токмакова.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
Bocпитатель:  Появляются первые цветы подснежники, голубая перелеска, Мать-и-Мачеха.
Катя стихотворение
Bocпитатель:  Итог: И так с каждым днём всё меньше снега, куда не ступи – везде вода. Кажется вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листьев и цветов. Теперь ты Машенька можешь отправляться в гости. Дети тебе рассказали о весне.  
Машенька: Спасибо дети! Вы, молодцы! Теперь я весну ни когда не перепутаю.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветет.
А мне пора, к Медведю в гости.
Машенька направляется к коробу, открывает его и обращается к детям – сюрпризный момент, - подарки от Весны.  
Конспект открытого занятия во 2-ой младшей группе «Гномик» МБДОУ № 86
Воспитатель 2 категории Ткачева Людмила Викторовна
Тема: « К нам пришла весна»
Программное содержание:
Активизировать знания детей о весне, о сезонных изменениях в природе.
Связная речь: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
Подбирать к словам определения. Понимать смысл загадок и находить отгадку;
Звуковая культура речи: закрепить звукопроизношение звуков [ч],[к]
Словарь: активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.
Приспособления, связанные с маскировкой и защитой от врагов:
Для маскировки зимой: зимняя, совершенно белая окраска - заяц
Воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций. Продолжать развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Музыка «Звуки леса», картинки птиц, игрушки белочка и заяц, иллюстрация весеннего пейзажа, короб, кукла Маша, макет солнца, веточки берёзы, д\материал: капуста, марковь, веточки, орешки, грибочки, шишки.  
Предварительная работа:
Просмотр иллюстраций, видео презентаций по теме "Весна"; прослушивание аудио записей: «Весна» А.Вивальди, «Весенние голоса» Штрауса (отрывки).
Знакомство с книгой Виталия Бианки "Лесная газета", (чтение отрывков о весенних признаках);
Чтение и заучивание стихов о весне и весенних месяцах.
Игры на развитие воображения, по признакам времени года.



Конспект открытого логопедического занятия в младшей группе детей с ОНР.
Тема: «Весна пришла».
Цели:
Знакомить детей с сезонными изменениями в природе;
обогащать пассивный и активный словарный запас по теме;
развивать фразовую речь;
развивать слуховое внимание, речеслуховое восприятие;
стимулировать подражательную деятельность (двигательную и речевую);
вырабатывать направленную воздушную струю;
развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
развивать пространственные представления.
Оборудование:
Мольберт с магнитной доской, картинки: солнце, трава, снег, ручейки, одуванчики, дерево, насекомые, птицы; магнитофон, диски Каплуновой И.М. и Новоскольцевой И.А. (I, II) для младшей группы по программе «Ладушки»; жёлтые кружки из картона по количеству детей; наборы прищепок разного цвета.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня такое прекрасное солнечное утро. И к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями и садятся на стулья, стоящие полукругом у мольберта с магнитной доской).
II. Основная часть.
      1. Логопед выразительно читает стихотворение и в соответствии с его содержанием выставляет картинки на магнитной доске:
К нам пришла весна, весна,
Очень тёплая она.
Солнце светит, солнце греет.
Тает снег, ручьи бегут.
Всюду травка зеленеет,
Одуванчики растут.
Насекомые ползут.
Птички песенки поют.
            
Логопед: Наступила весна. На небе ярко светит солнышко. Солнышко греет землю. Снег тает. Ручейки бегут, журчат. На деревьях скоро появятся листочки. На земле зеленеет травка. Выползают жучки. Птички прилетели, они строят гнёздышки, поют песенки. Хорошо весной!
Посмотрите на эту весеннюю картину. Давайте вместе расскажем о весне.
Логопед ещё раз в медленном темпе читает стихотворение, побуждая детей к совместному проговариванию (договору последнего слова в строке).
       2. Упражнение «Кап-кап» (с музыкальным сопровождением – диск II, №39).
Логопед: А сейчас я спою вам весеннюю песенку.
(Дети выходят на ковер, встают в круг. Логопед поёт и показывает движения, дети повторяют за ним.)
Кап-кап, кап вода.                Ритмично и плавно двигают кистями
На дворе весна, весна,                рук сверху вниз (падают капли).
Солнышко пригрело,                Поднимают руки вверх, тянутся.
Птички прилетели.                Машут руками, как крылышками. 
Чив-чив-чив, чив-чив-чив,         Ритмично соединяют большие пальцы с  
Распевают ласточки.                остальными пальцами.
Весело летают,                        Машут руками, как крылышками.
Зёрна собирают.                        Стучат большим и указательным пальцами
                                        правой руки по ладони левой.
     
3. Упражнение «Птички летают» (диск I, №2).
Логопед: Ласточки летают, машут крылышками.
(С началом музыки дети бегают по группе врассыпную – летают, размахивая руками, как крылышками. По окончании музыки приседают. Игра повторяется два раза.)
      4. Речедвигательное упражнение «Дождик».
Логопед: Вдруг на небе появилась тучка, и пошёл дождик.
(Дети выполняют движения вместе с логопедом и подговаривают слова речёвки.)
Капля раз, капля два,                 Ритмично и плавно двигают кистями        
Очень медленно сперва,         рук сверху вниз (падают капли).
А потом, потом, потом,                 Шагают на месте.
Всё бегом, бегом, бегом.         Бегут на месте.
Мы зонты свои раскрыли,          Разводят руки в стороны.
От дождя себя укрыли.                 Соединяют руки полукругом над головой.
      5. Упражнение «Солнышко и дождик» (диск II, №40).
Логопед: Дождик закончился. Выглянуло солнышко, погода хорошая. Дети пошли на прогулку.
(Дети двигаются по группе врассыпную – гуляют. Музыка меняется – пошёл дождь.
Дети подбегают к логопеду, прячутся под зонтик).
Логопед: Никого дождик не намочил? Все успели спрятаться?
      6.  Речедвигательное упражнение «Солнышко».
Дети вместе с логопедом встают в круг, берутся за руки. Логопед читает стихотворение, дети подговаривают и выполняют движения.
Солнышко, солнышко,                  Идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,                          Останавливаются, хлопают в ладоши.
Чтобы не погасло.
Ручейки журчат, журчат,          Вытягивают руки вперёд, плавно двигают
                                          из стороны в сторону.
В небе ласточки летят.                  Вытягивают руки в стороны, машут.
А сугробы тают, тают,                  Медленно приседают.
А цветочки вырастают.                  Встают, тянутся вверх.
Логопед: Солнышко светит, солнышко греет. Оно греет головку, щёчки, шейку, животик, ножки. (Дети гладят свою голову, щёки, шею, живот, ноги).
       7. Игра с прищепками «Солнышко».
Дети садятся за столы. Перед каждым ребёнком лежит жёлтый кружок из картона, набор прищепок.
Логопед: Ребята, у вас на столах лежат фигурки. Возьмите их в руки.
Как называется эта фигура? (Кружок).
Какого цвета кружок? (Жёлтый).
Этот жёлтый кружок похож на солнышко. Но ему не хватает лучиков. Сделаем лучики из прищепок. Какие прищепки мы возьмём? (Жёлтые).
(Дети выбираю из коробки жёлтые прищепки и прикрепляют их к кругу).
Логопед: Покажите, какие солнышки у вас получились.
(Дети поднимают получившиеся солнышки над головой).
III. Итог.
Логопед: Молодцы! Ребята, у вас получились очень красивые солнышки.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня рассказывали. Посмотрите на картину. К нам пришла (весна). Что бывает весной?
(Логопед побуждает детей отвечать фразой.)  

15