Положение о внутришкольном контроле СП МКОУ СОШ № 3 г. Алагира

П О Л О Ж Е Н И Е
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ СП МКОУ СОШ № 3 г. Алагира
Общие положения.
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации», Типовым положением «Об образовательном учреждении», Инструктивным письмом МО РФ от 11.06.98 №33 «Об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования РФ», Письмом МО Российской Федерации от 10.09.1999 №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»
1.2.Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК).
1.3.Внутришкольный контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП (учебно-воспитательного процесса) с целью принятия на этой основе управленческого решения.
1.4.Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

Задачи:
*осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования, нормативных документов органов управления образования разных уровней и решений педсоветов школы;
*анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
*анализ и экспертная оценка эффективности деятельности педагогического коллектива;
*изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
*анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
*оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

3. Содержание контроля:
*выполнение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обязательности основного общего образования;
*использование методического обеспечения в образовательном процессе;
*реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков;
*работа со школьной документацией (планы, классные журналы, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
*уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний;
*соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
*соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости;
*работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
*реализация воспитательных программ и их результативность;
*организация питания и медицинского обслуживания школьников;
*охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
*исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
*контроль за состоянием УМК;
*выполнение требований санитарных правил;
*другие вопросы в рамках компетенции директора школы.

Методы контроля:
*анкетирование;
*тестирование;
*мониторинг;
*письменный и устный опросы;
*изучение документации;
*беседа;
*хронометраж и другие.

Виды ВШК (по содержанию):
*тематический (глубокое изучение конкретного вопроса, одного направления деятельности в практике работы коллектива, подразделения, группы, одного учителя или классного руководителя);
*фронтальный или комплексный (всестороннее изучение коллектива группы или одного учителя по двум или более направления деятельности).

Формы ВШК:
*персональный (при тематическом и фронтальном виде контроля);
*классно-обобщающий (фронтальный вид);

Организация.
7.1. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:
*определение цели проверки;
*выбор объектов проверки;
*составление плана проверки;
*инструктаж участников;
*выбор форм и методов контроля;
*констатация фактического состояния дел;
*объективная оценка этого состояния;
*выводы, вытекающие из оценки;
*рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или
устранению недостатков;
*определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
7.2. Контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться отдельные специалисты.
7.3. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки и устанавливает срок предоставления итоговых материалов и планирование, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
7.4. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
7.5. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.
7.6. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей без предварительного предупреждения.
7.7. Основаниями для проведения контроля могут быть:
*заявление педагогического работника на аттестацию;
*плановый контроль;
*проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
*обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
7.8. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:
*цель контроля;
*сроки;
*состав комиссии;

· *какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, собеседования, просмотрена школьная документация);
*констатация фактов (что выявлено);
*выводы;
*рекомендации или предложения;
*где подведены итоги проверки (М/О, совещание педагогического коллектива, педсовет, индивидуально и т.д.);
*дата и подпись исполнителя.
Проверяемый педагогический работник имеет право:
*знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
*знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
*своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
*обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
7.10. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
*проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
*результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических работников.
7.11.Директор школы по результатам контроля принимает решения:
*об издании соответствующего приказа;
*об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
*о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
*о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
*о поощрении работников;
*иные решения в пределах своей компетенции.

8. Персональный контроль.
Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.
В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
*уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;
*соответствие содержания обучения базовому компоненту преподаваемого предмета, современной методике обучения и воспитания;
*умения создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
*умение использовать в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития культуры обучающихся;
*уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
*уровень подготовки учащихся;
*сохранение контингента учащихся.
При оценке деятельности учителя учитывается:
*выполнение государственных программ в полном объеме;
*уровень знаний, умений, навыков учащихся;
*степень самостоятельности учащихся;
*дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
*совместная деятельность учителя и ученика;
*наличие положительного эмоционального микроклимата;
*умение отбирать содержание учебного материала;
*способность к анализу педагогических ситуаций;
*умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт.
При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
*знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);
*изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
*анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.);
*анализировать результаты методической работы учителя;
*выявить результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках;
*организовывать психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
*делать выводы и принимать управленческие решения.

9. Классно - обобщающий контроль.
9.1. Классно – обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
9.2. Классно – обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно– воспитательного процесса в том или ином классе.
9.3. В ходе контроля изучается весь комплекс учебно – воспитательной работы в отдельном классе:
*деятельность всех учителей;
*включение учащихся в познавательную деятельность;
*привитие интереса к знаниям;
*уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
*стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании;
*сотрудничество учителя и учащихся;
*выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
*владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
*дифференциация и индивидуализация обучения;
*работа с родителями учащихся;
*воспитательная работа;
*социально-психологический климат в классном коллективе.
9.4. Классы для проведения контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
9.5. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при
директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
Заголовок 115