Конспект открытого занятия по экологии Море и морские обитатели


ГБОУ Детский сад №2519
Конспект открытого занятия по экологии
Тема: «Море и морские обитатели»
В подготовительной группе
Воспитатель: Грачева Г.В.Москва. 2013
Цель: познакомить детей с флорой и фауной моря, уточнить представления о значении моря в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их.
Материал: глобус, панно «Морское дно» с изображением морских обитателей, кукла «Нептун», морская капуста, морская соль, удобрение из морских водорослей, мармелад, йод, макет российского флага, аудиозаписи «Звуки животного мира», релаксирующая музыка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а умеете ли вы узнавать звуки? Давайте попробуем. Звучит фонограмма. Дети угадывают шум дождя, звук грозы, пение птиц, шум моря. Верно, это шум моря. Посмотрите, какое оно красивое! Педагог показывает детям картину с изображением моря, включает фонограмму с шумом моря повторно.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться со мной в увлекательное морское путешествие на корабле. Занимайте свои места. Посмотрите, что это у меня? Дети: Глобус.
Воспитатель: Если он не крутится, то, какие цвета мы видим?
(ответы детей).
Воспитатель: А если его сильно раскрутить, каким он кажется?
(ответы детей).
Воспитатель: Почему? Что обозначает голубой цвет?
(ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, как образовались моря и океаны?
(ответы детей).
Воспитатель: Ученые предполагают, что после своего возникновения, Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того, как Земля остывала, на ее поверхность обрушились ливни и затопили все впадины на Земле. Так образовались первые океаны и моря. По морям и океанам можно плыть долго, не видя берегов.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Дети: красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, …
Воспитатель: Кто знает стихи о море?
Море бывает разным,Черным бывает и красным.Бывает море веселым,Чаще бывает соленым.А я люблю синее мореС ласковой, нежной волною.Люблю, как рыба, плескаться,Плавать, нырять, кувыркаться.
Воспитатель: А какая вода в море, можно ли ее пить?
(ответы детей).
Воспитатель: А где можно применять морскую воду?
Дети: Морская вода очень полезная, ей можно лечиться.
Воспитатель: Да, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках.
(воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, морскую капусту).
Воспитатель: Дети, как по – научному называется морская капуста? Эта водоросль называется ламинария.
Воспитатель: А это что? (показать мармелад).
(ответы детей).
Воспитатель: В мармелад добавляют вещество агар – агар, которое получают из водорослей. Агар – агар используют для приготовления суфле, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод.
(дети рассматривают удобрения для цветов, йод).
Воспитатель: А вы хотели бы оказаться на морском дне? Интересно, какое оно.
(ответы детей).
Воспитатель: Да, дно у моря не плоское, у него есть и долины, и холмы, и цепи гор, и даже пещеры. Как же нам попасть на морское дно?
(ответы детей).
Воспитатель: Представьте, что ныряете в морскую волну. (Детей накрыть «волной».)
1, 2, 3 — замрём,
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
(Снимает покрывало.) Вот мы и на морском дне.
Дети, посмотрите, как тут красиво и интересно
Воспитатель: Вот мы и на морском дне.
(воспитатель показывает игрушку «Нептун». Нептун: Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство?
Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир и собрать немного морских камушков и ракушек.
Нептун: Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные.
«Охраняю я просторы
Океанов и морей.
Ну, а если вы ребята
Отгадаете загадки
И решите все задачи
Непременно одарю вас
Я богатствами морей».
Вот мои загадки:
- Кругом вода, а с питьем беда (Море)
- По морю идет – идет, а до берега дойдет и пропадет? (Волна)
- Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
За коралловый пенек
Хочет сесть в воде конек,
Но не получается-
Все в воде качается? (Морской конек).
(Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности).
Нептун: Какой петушок не умеет кукарекать? (Морской).
Почему его так назвали? Что он делает?
Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает, а стрекочет, как кузнечик.
Нептун: У кого ноги растут из головы?
Дети: У осьминога. У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов.
Нептун: По воде плывет лепешка
Ну и страшная рыбешка
Изменяет цвет она
Да ведь это ….
Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов. Может стать пятнистой или в клеточку.
Нептун: Да, молодцы, с загадками вы справились. А сейчас другое задание - угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем знаете? ( показывает силуэт морской звезды).
Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветок. Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут раковину, обхватывают ее своими лучами, приоткрывают створки моллюска и выедают его.
Нептун: А кто это? (показывает силуэт акулы).
Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – ее называют рыба-людоед.
Нептун: показывает силуэт кита.
Дети: Это кит. Кит – самое крупное животное на земле. Своих детенышей кит вскармливает молоком. Кит во много раз крупнее самого большого слона.
Нептун: Да, в 25 раз крупнее, чем африканский слон. ( показывает силуэт ската).Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда.
Нептун: А еще каких морских обитателей вы знаете? (показывает иллюстрации, дети отвечают: креветки, морская черепаха, касатка, краб, морской еж, дельфин).
(происходит рассматривание панно, по желанию дети рассказывают о морских обитателях.Нептун: Молодцы, много знаете, а теперь я вас приглашаю на карнавал.
(проводится игра «Водный карнавал». Дети под музыку изображают морских обитателей, Нептун отмечает особо понравившихся «морских животных».
Воспитатель: Спасибо тебе, Нептун, но нам пора возвращаться на корабль.
(дети рассаживаются по местам).
Воспитатель: Смотрите, какие появились большие волны. Как вы думаете, почему они образуются?
(ответы детей).
Воспитатель: Дети, вы слышите, как о борт нашего корабля что – то бьется и стучит, видите, по морю плывет какой – то мусор: бумаги, бревна, банки, нефть. Откуда это все взялось, как вы думаете?
(ответы детей).
Воспитатель: Из-за большой загрязненности в море погибают дельфины, крабы, киты, становится меньше рыбы. Послушайте крик кита и подумайте какое у него настроение. Это крик о помощи. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы спасти обитателей моря?
(ответы детей).
Воспитатель: Люди много делают для того, чтобы очистить море. Есть корабли – дворники, нефтесборщики. Люди – часть природы. Мы с ней одно целое, она дает нам силы, здоровье, радость и красоту. Чтобы сберечь себя, людям нужно беречь и охранять природу, дружить с ней.
(проводится упражнение «Дыши и думай красиво».Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Что нового мы узнали?
Вы все сегодня молодцы. Я хочу вас за это угостить сладкими морскими ракушками.