Родительское собрание Причины школьной неуспеваемости
Причины школьной неуспеваемости.
Очень часто можно услышать такое: «Не скажу, что ребенок у нас глупый, но заниматься не хочет. А раз не хочет, то и получает свое: то 3, то 2. Мы с женой оба работаем. После школы сын вернулся, сумку свою бросил и до вечера гулять. Ну, посажу я его за уроки, а он уже носом клюет, какое уж тут ученье! Почему так происходит?»
Большинство учащихся младших классов с трудом осваивающих программу начальной школы, имеют нормальный или сохранный интеллект. В отношении других видов деятельности и прочих видов информации они демонстрируют хорошие способности. Например, общетрудовые, двигательные и спортивные навыки у них формируются без всяких трудностей. Они легко и хорошо запоминают содержание фильма и передают его с помощью собственного рассказа. В играх, развлечениях проявляют прекрасную сообразительность и практическую сметку. Известный исследователь проблемы школьной неуспеваемости Н.А. Менчинская считает, что причина здесь кроется в утрате учащимися позиции школьника. Такие ученики потеряли интерес к учебной деятельности возобладания других видов интересов из-за действительно чрезмерной или только кажущейся легкости учебного материала, наличие конфликта с преподавателем, несформированности или быстрого угасания учебной мотивации неразрывности волевой сферы личности. Прилагать какие-либо серьезные усилия такие ребята не хотят. В школе они или смиряются с утратой уважения своих одноклассников и ищут другие детские группировки, где бы они пользовались признанием и популярностью, или в своем классе находят другие средства привлечения к себе внимания учителей и ребят. Например: нарушение дисциплины, особая манера одеваться, говорить, демонстрация силы или символов социального престижа.
Семья может иметь очень сильное влияние на таких девочек или мальчиков. Если их нежелание выполнять домашние задания наталкивается на дозированный контроль и по отношению к ним используются индивидуальные формы стимулирования, то уже за несколько месяцев позиция школьника восстанавливается. Одним ребятам требуется присутствие, и искреннее внимание взрослых к тому, что ими осваивается в школе и закрепляется дома. Другим нужен жесткий ежедневный контроль и отчетность по каждому из заданных предметов. Третьим может помочь совмещение их внешкольных и школьных интересов в синтетическом способе организации их домашних занятий. Например, в качестве дополнительной литературы они читают и разбирают книги по занимающей их проблеме или применяют изученный материал к тем видам деятельности, где они являются ассами.
Ссылки родителей на занятость и невозможность посвящать своим детям много времени обычно являются неправомерными. Дело не в количестве часов проведенных вместе с ребенком, в том числе и за письменным столом, а в целенаправленности и содержании этого общения. Можно и за 15 минут сделать больше, чем за 3 часа надзора и упреков. Родителям следует поддерживать в ребенке уверенность, что он справится с возникшими проблемами, если будет стремиться к этому, а они со своей стороны помогут и поддержат его.
Искренний интерес родителей к тому, что происходило в классе, в школе, на уроке и на перемене, позволит девочкам и мальчикам поверить, что их успехи важны не только там, но и дома, и нужны они не учителям, а прежде всего им самим.
Вторую разновидность школьников со сниженной успеваемостью составляют ученики с недостаточным уровнем обучаемости. Причиной этого могут быть низкий темп психического развития, родовые или послеродовые травмы головного мозга, особенности функционирования психических процессов, например, низкий объем внимания, нарушение фонетического слуха, вязкость мышления, неразвитость функциональных механизмов памяти и другие. Установить их лучше с помощью специалистов (психологов, дефектологов, логопедов). Они же подскажут, как лучше поступить в том или ином
·конкретном случае.
Общие же рекомендации здесь могут быть следующими. Школьникам с низкой обучаемостью требуется больше времени для выполнения домашних заданий, поэтому лучше не затягивать их приготовление, не откладывать на позднее время. Однако не следует забывать о перерывах, которые позволили бы школьникам восстановить силы и умственную работоспособность. Если ребенок делает уроки самостоятельно, то пусть таймер или другой какой-либо подобный прибор напоминает ему, что пора отдыхать. Но отдых и просмотр телепередач или игры на улице - не одно и то же, тем более, что, занявшись этим, школьники с большим трудом и неохотой возвращаются к урокам.
Не старайтесь тренировать наиболее слабо развитые качества или способности школьника, упор следует делать на сохранные, нормально развитые качества. Например, если ребенок плохо запоминает, не надо еще и еще раз повторять заданное, лучше постарайтесь осмыслить материал учебника до тех пор, пока ученик не почувствует уверенность в собственных силах. Если страдает логика, то упор лучше делать на заучивании.
Школьники со сниженными функциональными возможностями требуют к себе особо терпимого отношения со стороны взрослых. Крики и упреки могут лишь помешать и добавить к уже имеющимся проблемам утрату интереса и желания учиться, появление комплекса неудачника. Терпение же и помощь со стороны взрослых могут творить чудеса.
Не следует думать, что нельзя устранить причину неуспеваемости. Любой недостаток можно либо устранить, либо компенсировать за счет другого качества. Если в семье растет не один ребенок, то родители не должны сравнивать способности детей, подходить к ним с равными мерками. То, что хорошо для одного, может не подойти для другого. Необходимо пробовать и искать те условия, которые окажутся оптимальными именно для данного ученика. Часто помогает, например, простейший прием разведения детей по разным комнатам.
Своевременно принятые меры могут полностью устранить причину школьной неуспеваемости. Но не забывайте главное: обращайте внимание на эмоционально-волевую сферу учащихся. Переживание положительных эмоций от процесса учебы, особенно дома, когда дети лишаются общества сверстников и ободряющей поддержки учителя - одно из основных требований. Поэтому не забывайте хвалить своих детей за их усердие и даже незначительные успехи. Полезно вносить в процесс выполнения домашних заданий игровые и соревновательные моменты (не забывая, что допустимо соревнование лишь с самим собой).
Наиболее часто встречающийся симптом у всех типов неуспевающих школьников - слабость волевой регуляции, при этом дети не способны ставить перед собой цели и развивать усилия, необходимые для достижения. Поэтому, если рассматривать домашние задания в качестве глобальной цели, то задача родителей - разбить ее на ряд более мелких. Прочитать, понять, выписать то, что требуется в тетрадь, а на листочек - малопонятное, сформулировать вопросы к взрослым, повторить, выполнить, задания в конце параграфа и т.п.
Контролировать и оценивать следует каждый этап работы. Если ребенок не способен развить достаточное волевое усилие, то его следует поддержать, подбодрить, вовремя оказать необходимую помощь, но не подменять собой ребенка не приниматься за выполнение заданий вместо него. И, конечно, никогда не будет лишним выражение родительской любви, внимания к проблемам ребенка, забота о его благополучии в школе и дома.
15