Конспект урока по окружающему миру на тему Планеты Солнечной системы (2 класс)
Тема урока «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Цель: Знакомство учащихся с планетами Солнечной системы
Задачи:
Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них.
Развивать интерес к изучению материала.
Развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать.
Прививать чувство гордости за то, что мы живем на планете Земля.
Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящих вокруг нас.
Ход урока
Начинаем наш интересный урок. Улыбнитесь соседу (соседке) по парте и садитесь. На уроке мы должны сплочённо, активно работать, быть внимательными и, конечно же, нужны знания.
Сегодня на уроке мне будет помогать Максим. Он будет работать за компьютером.
В начале урока давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Правильно, «Звёздное небо». О чём мы говорили? О звёздах. Много вы узнали интересного на прошлом уроке? А сейчас проверим, как вы это усвоили и закрепим домашнее задание.
Проверка домашнего задания. (раздаю карточки)
У каждого из вас, на столе, лежат карточки с заданием. Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы.
1. Как называют самосветящиеся космические тела? Звёзды
2. Какого цвета самые горячие звёзды? Белого и голубого
3. Какие звёзды «холоднее»? Жёлтые и красные
4. Какие учёные изучают звёзды? Астрономы.
5. От чего зависит цвет звезды? От температуры.
Молодцы. Листочки оставьте на партах, после урока я их соберу и проверю.
Сегодня мы продолжим изучать космическое пространство.
Посмотрите, пожалуйста, на первый слайд (слайд №1). Что изображено на нём? (Планеты). Определите и сформулируйте тему нашего урока. (Ответы детей. Тему урока говорят дети). Молодцы! Какова цель нашего урока? (Дети определяют цель урока.)
Тема нашего урока: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
(Высвечивается на слайде, а я записываю на доске)
Ещё в глубокой древности наблюдатели заметили, что на небе есть блуждающие светила. Их назвали планетами. Планеты - холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они видны потому, что отражают солнечный свет. Планеты изучают с помощью автоматических межпланетных станций. Они подлетают к планетам и с близкого расстояния фотографируют поверхность планеты.
Солнце вместе с планетами составляет Солнечную систему. В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других планетах нет живых существ.
Со
·лнечная систе
·ма планетная система, включающая в себя центральную звезду Солнце и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.
(Слайд №2) Солнце - ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды - это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом деле оно очень велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко
(Слайд №3) Вокруг Солнца движутся девять больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. (Слайд №4) Каждая из планет движется вокруг Солнца по своему пути. Этот путь называется орбита. В порядке удаления от Солнца первые четыре места в Солнечной системе заняты планетами земной группы. (Слайд №5) Это: Земля, Венера, Марс, Меркурий. Так как они состоят из каменных пород и металла. (Слайд №6) А места с пятого по восьмое - планетами группы Юпитера или, как их еще называют, планетами-гигантами. Они резко отличны от планет земной группы по всем показателям. Во-первых, они имеют гигантские размеры и огромные массы при небольших плотностях, близких к плотности воды. Во-вторых, химически они состоят преимущественно из газов водорода и гелия, характерных для химического состава Солнца. В-третьих, у каждой из планет-гигантов много спутников и, наконец, в-четвертых, все они окружены тонкими кольцами. Это: Сатурн, Нептун, Юпитер, Уран. (Слайд №7) И планета Плутон. Это последний объект Солнечной системы, который не изучен до конца. До сих пор ведутся споры о его происхождении. Сейчас его следует считать «карликовой планетой».
А сейчас мы поработаем в микрогруппах группах. Делимся на группы. Я просила вас принести энциклопедии. Сейчас каждая группа разберётся с текстом и выделить главное и подготовит небольшой доклад о своей планете. (Каждая группа выбирает название планеты, о которой будет рассказывать)
А теперь послушаем ваши доклады. Начинаем с земных планет.
Первая планета от Солнца. Это Меркурий. (Слайд №8)
Меркурий – первая планета от Солнца. Эта планета находится ближе всех к Солнцу, и днём на Меркурии жарче, чем в любой точке Земли примерно в 7 раз. Зато ночью там становится очень холодно, ниже нуля. У Меркурия нет атмосферы. И тепло там не сохраняется. Меркурий – самая маленькая из « внутренних планет». Он вращается вокруг Солнца гораздо быстрее, чем все другие планеты. Недаром его назвали в честь покровителя путешественников и вестника богов в римской мифологии. Поверхность каменистая и пустынная. Спутников нет.
(Слайд №9) Венера- вторая планета от Солнца. По своим размерам Венера схожа с Землёй, а её поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера планеты почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут, и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло. А потому на Венере постоянно высокая температура. Венера - самая яркая из 9 планет Солнечной системе и вращается она не так , как остальные планеты, а наоборот. Спутников нет. Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета носит имя богини красоты. Очень красивая и привлекательная
(Слайд №10) Земля третья планета от Солнца, самая большая по величине и плотности и массе среди землеподобных планет Солнечной системы. Оборот вокруг Солнца планета совершает за один год. Земля вращается вокруг своей оси, делая один полный оборот за 24 часа. При этом на той стороне Земли, которая обращена к Солнцу, - день, а на другой половине - ночь. Земля получает от Солнца тепло и свет. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой. Наша планета является единственной известной планетой во Вселенной, населённой живыми существами. Кроме солнечного света и тепла на нашей планете есть вода и воздух.
- Красива наша земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой. Голубая планета Земля – наш дом.
22 апреля отмечают праздник «День Земли». Может кто-нибудь про него слышал?
- Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами!
(Слайд №11) Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета Солнечной системы. Его поверхность представляет собой коричневую пустыню с кратерами и расселинами. Есть на Марсе и горы, некоторые даже выше Эвереста. Названа планета в честь римского бога войны за свой красный цвет. Поверхность содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. У планеты два спутника – Фобос и Деймос.
Физминутка.
(Слайд №12)Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твёрдое ядро, окружённое бурлящей массой жидкого водорода. Он быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, а в атмосфере его постоянно бушуют мощные ураганы.
(Слайд №13)Сатурн- вторая по величине планета. Его легко узнать по окружающим красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твёрдых частичек (лёд и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета названа в честь римского бога земледелия
(Слайд №14) Уран от Солнца он удалён на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов км, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придаёт ему такой цвет.
(Слайд №15) Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов км, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна -200 С.Планета носит имя римского бога морей.
(Слайд №16) Плутон. Это самая маленькая и самая лёгкая планета. Её диаметр 2400км. Плутон меньше нашей Луны. Планета названа в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. Температура на поверхности планеты -230С.
Кроме планет, вокруг Солнца движется множества небесных тел, не излучающих собственного света. Это планеты – крошки.
(Слайд №17) Индивидуальная работа. У каждого на столе лежат листы формата А4 и мешочки, в которых лежат картинки планет. Мы сейчас будем наклеивать картинки планет в той последовательности, как они расположены от Солнца. Я подчёркиваю, что мы смотрим на порядок расположения планет относительно Солнца и пока, не обращаем внимание на расстояние, удаление от Солнца. Нам важно запомнить порядок расположения планет от Солнца.
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Плутон
Дома вы подпишите название планет.
Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 96. Прочитайте текст. А потом вы ответите на несколько вопросов.
Как отличить планету от звезды?
Если посмотреть внимательнее, можно заметить, что звёзды поблёскивают, мерцают, а планеты светят ровным спокойным светом.
Кто изучает небесные объекты?
Астроном
Кто такой астроном?
Астроном - человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы.
Как называют астрономический оптический прибор, предназначенный для наблюдения небесных светил?
Телескоп
Молодцы.
Подведение итога.
А теперь мы подведём итог урока. Он пройдёт в виде отгадывания кроссворда. Посмотрите на слайд (Слайд №18). Я читаю вам описание, а вы должны догадаться, о какой планете идёт речь. А в конце, вспомним, кто изучает небесные светила.
Выставление оценок и домашнее задание.
Спасибо за урок!
13PAGE 15
13PAGE 14215
15