Методическая разработка урока по физике на тему Что изучает физика


Технологическая карта
1. Ф.И.О. учителя: ____Митрофанова Е.Г.________________________________________________________
2. Класс: ____7____________ Дата: ______________Предмет______физика____ № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока:______ Что изучает физика. Наблюдения и опыты. _________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:___первый урок в разделе Введение _________________________
5. Цель урока:
Дать понятие о предмете физики и создать представление о первичных понятиях в физике (материя, тело, вещество, явление).
Сформулировать цели изучения явлений природы.
Выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой.
Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
Развитие навыков составления опорного конспекта.
Пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент  Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку  Приветствуют учителя.  1. Разъяснить правила поведения в кабинете физики.
2. Рассказать, что нужно для работы на уроке.
3. Познакомить с содержанием и оформлением учебника, задачника.
   коммуникативные
Объяснение нового материала, составление опорного конспекта  Ставит проблемный вопрос
Объясняет новый материал с использованием презентации  Высказывают свое мнение.
Определяют тему и цель урока
Записывают тему урока в тетрадь.
Смотрят презентацию.
Записывают основные понятия. Трудно было человеку миллионы лет назад,
 Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко "физикой" назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
Какую науку мы с вами начинаем изучать?
Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:
шарик скатывается по наклонному желобу
таяние льда
груз колеблется на пружине
кипение воды
получение различных по размеру изображений свечи на экране
ветер
электризация султанов и их взаимодействие
плавление свечи при ее нагревании
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)
Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах.  Физика
Физические явления (механические
электрические
магнитные
тепловые
звуковые
световые
атомные)
Физическое тело
Физический термин
Физический закон
Вещество
Материя
Опыты
Наблюдение  Познавательные
регулятивные
Закрепление нового материала  Предлагает ученикам заполнить таблицу в тетради и отгадать загадки и пояснить отгадки с точки зрения физики .Заполняют таблицу или схему, отгадывают загадки Разделите на три группы понятий - физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас, вода.
Игра “Отгадай загадку”.
Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.  регулятивные
Контроль  Показывает презентацию задает вопросы Смотрят презентацию, отвечают на вопросы Задания на слайдах  
Рефлексия Задает вопросы 
Подводит итоги
Выставляет оценки за урок  Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Что мы сегодня изучали на уроке?
Сегодня на уроке я научился…
Мне было трудно…
Мои достижения на уроке…
Поделимся впечатлением о нашем уроке   Личностные
Коммуникативные
"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа". Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.
Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений
В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов - основоположник российской науки.
Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.
Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.
Физика изучает различные явления:
механические
электрические
магнитные
тепловые
звуковые
световые
атомные
Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:
шарик скатывается по наклонному желобу
таяние льда
груз колеблется на пружине
кипение воды
получение различных по размеру изображений свечи на экране
ветер
электризация султанов и их взаимодействие
плавление свечи при ее нагревании
(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)
Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.
Задача физики состоит в том чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)
Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.
Материя – вещество, поле.
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”
– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.
Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление., т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом ,источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.
 Закрепление материала
Задание 1.
Разделите на три группы понятий - физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас, вода.
2. Игра “Отгадай загадку”.
Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.
1. Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним.  (Телефон)
 
2. В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет,
А зимою сад цветет.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно?  (Телевизор)
 
3. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.  (Ракета)
 
4. Сначала - блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
 
5. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.  (Эхо)
 
6. Что с земли не поднимешь?  (Тень)
 
7. Пушистая вата
Плывет куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.  (Туча)
 
8. Цветное коромысло
Над лесом повисло.  (Радуга)
 
9. Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб,
Застучал в ворота:
– Эй, откройте! Кто там?  (Ветер)
 
10. Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет, тогда заревет.  (Снег)
 
11. И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
 
12. Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
 
13. Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.  (Весы)
 
14. Железный нос в землю врос.
Роет, копает, землю разрыхляет.  (Плуг)
 
15. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака.  (Барометр)
Подведение итогов урока.
синквейнФизика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.
 Д/З   пар 1-3, вопросы