Урок по литературе в 12 классе «Любовная лирика Н.Заболоцкого»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСЕЩЕНИЯ РМ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АТО ГАГАУЗИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ.
Дидактический проект урока
в 12 классе
по предмету «Литература»
на тему: «Любовная лирика Николая Заболоцкого».
Учитель - Макаревич С.А.
II дидактическая категория

Учебная дисциплина – «Литература».
Класс – 12
Дата проведения – 29.11.2012
Продолжительность урока – 45 минут
Тема: «Любовная лирика Николая Заболоцкого».
Вид урока: урок-исследование. Исследователь - учитель, исследователи – учащиеся.
Предмет исследования учителя: эффективность различных методических приёмов для формирования и развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся: биография поэта, текст художественного произведения с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку - презентация. Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке – творческая работа или синквейн. Цели урока:
глубже познакомить с личной жизнью поэта,
развивать способность наблюдать за движениями авторской мысли и видеть художественные образы в тексте,
развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки /учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы/,
формировать собственную нравственную позицию,
вызвать эмоциональный отклик в душе своих воспитанников.
Дидактические стратегии:
формы: работа в группах; обучение в сотрудничестве.
методы: презентация, работа с текстом, анализ и синтез, исследование, творческо-поисковый;
оборудование: портрет поэта, мультимедийная установка, план-карточки, выставка книг, иллюстрации учащихся.
самооценка, взаимооценка, оценка работы группы, индивидуально.
Структура урока.
На перемене звучит мелодия из кинофильма «Служебный роман» «Облетают последние маки» /слова Н.Заболоцкого/
Этапы урока Учебная деятельность Дидактические стратегии
учителя учащихся Вызов Организационный момент Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний
Жизнь каждого человека – это загадка и тайна, и наша задача попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы прикоснемся еще к одной тайне – тайне литературы. Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдет в творческой атмосфере. Я очень хочу, чтобы мы все вместе высказывали свое мнение. Я считаю так: кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается, тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказывать свою точку зрения, ошибаться, снова пробовать, думать и находить свое решение. Фронтальная беседа.
Формулирование темы и целей урока Объявляет тему урока и совместно с учащимися формулирует цели урока. «Любовная лирика Н. Заболоцкого». А называется урок «Больше, чем любовь…» /Слайд 1-2/ Совместно с учителем формулируют цели урока. Фронтальная беседа.
2 Реализация замысла. Корректирует деятельность учащихся. Учащиеся задолго до урока получают вспомогательные карточки /алгоритм выступлений/. Выступления групп /примерные выступления учащихся даны в приложении/ Работа в группах.
Рассказ, демонстрация, работа с текстом, исследование, анализ и синтез.
3 Рефлексия. Вся лирика Н. Заболоцкого проникнута глубоким философским содержанием. В стихотворениях о любви раскрывается тема красоты через образ идеальной женской героини. Красота, по Заболоцкому, это обычная земная женщина, возведенная в ранг божества и подпитываемая чувствами самого героя. Он воспевает тихую, зыбкую и едва уловимую героиню, с загадочностью в образе. Красота раскрывается, прежде всего, в глазах смотрящего. Это абсолютно смело утверждает Заболоцкий, подчеркивая тем самым, что красота в окружающем зависит только от самого человека, от того, сколько прекрасного он готов впустить в свое сердце, душу и жизнь. Следуя дальше мысли автора, можно понять, что абсолютно каждая женщина может быть красива, стоит только ее полюбить. Возможно, Заболоцкий поставил математический знак тождества между понятиями «красота» и «любовь»?? Творческая работа /составление синквейна или мини-сочинение: «Формула любви Заболоцкого» Составление синквейна. Сочинение.
4.Подведение итогов. Заслушивание сочинений, составленных синквейнов. Любовь = /счастье и радость/ + /страдание и трагедия, боль и поединок/
Слайд. 5.Оценивание. Оценивает учащихся. Взаимооценка /оценивают лидеры групп/, самооценка. 6 Информация о домашнем задании. Слайд 7. Заключительное слово учителя. - Я хотела, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества Н. Заболоцкого, Мы попытались разгадать его тайны. А сколько их у него?.. Я уверена, что у вас не пропадет желание читать и перечитывать стихотворения Заболоцкого снова и снова, открывая его каждый раз по-своему. Читает стихотворение А.А. Каупранова «Сила женщины». /Слайд «Спасибо за урок»/.
Приложения.
Алгоритм выступления групп. Подготовить презентацию по предложенному плану.
1 группа.
Рассказать о Н. Заболоцком и Е. Клыковой..Выбрать и прокомментировать фрагмент фильма о Н.Заюолоцком «Больше чем любовь».
Рассказать о Наталье Роскиной.
Сравнить цикл стихотворений Н.Заболоцкого с «Панаевским циклом» Некрасова и «Денисьевсим циклом» Тютчева.
2 группа.
1.Можжевеловое дерево – символ вечной жизни.
2. Презентация книги о можжевельнике.
3. Видеоклип.
4. Анализ стихотворения «Можжевеловый куст».
3 группа.
1.Музыкальный клип.
2. Анализ стихотворения «Признание».
3. Кому посвящено стихотворение?
Выступление 1-ой группы.1 ученик. Знаете, говорить о любовной лирике Н. Заболоцкого, не постигнув глубины и сложности отношений между мужем и женой, между Н. Заболоцким и Е. Клыковой, очень трудно. До 1957 года Заболоцкий, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг – дивный лирический цикл на излёте жизни. Этот цикл включает в себя и «Облетают последние маки» - это песня из кинофильма «Служебный роман». /Звучит песня/. Что же произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся нам вместе заглянуть в личную жизнь поэта. Мы знаем из материала предыдущего урока, что брак Николая Алексеевича получился прочным и удачным /за исключением последних 2-х лет жизни/. Екатерина Клыкова – выпускница герценского пединститута, 5-ю годами моложе поэта, была стройна, застенчива, темноглаза, немногословна, но прекрасная жена, мать, хозяйка.
С утра он всё пишет да пишет,
В неведомый труд погружён,
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он. /«Жена»/
Фрагмент фильма о Н.Заболоцком «Больше чем любовь».
2 ученик. Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней жестоко, порой деспотично. И вдруг … она уходит к другому мужчине. За удивлением у Заболоцкого последовал ужас. Несчастье прибило его к одинокой, молодой, умной женщине – Наталье Роскиной. За удивлением последовал ужас. Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил. Так начался их роман. Всё переплелось, но никто не был счастлив. И именно из этой личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» - один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии, в котором чувства выплёскиваются без оглядки. Возможно, именно этот жизненный крах вдохнул в поэзию Заболоцкого нечто неуловимое и до сих пор не разгаданное. Через 2 года Клыкова вернулась к мужу. Тогда рождается ещё одно знаменитое и известное нам стихотворение «Не позволяй душе лениться». Его писал уже смертельно больной человек. Е.Клыкова возвращается к мужу за полтора месяца до его смерти.
3 ученик. Цикл стихотворений Заболоцкого можно сравнить с «Панаевским циклом» Некрасова и с «Денисьевским циклом» Тютчева. По стихотворениям Некрасова и Тютчева можно проследить историю любви, проникнуть в сущность ее ключевых моментов, познать ее торжество и драматизм. Безусловно, циклы эти не только интересны нам как свидетельства любви их авторов к Авдотье Панаевой и Елене Денисьевой, но важны как художественные творения. В "Денисьевском цикле" много личного, выстраданного самим поэтом. Но между циклами о любви Некрасова, Тютчева, с одной стороны, и Заболоцкого, с другой, есть существенное различие – стихотворение первых 2-х авторов соединены в циклы исследователями их творчества – литературоведами. Заболоцкий же сам объединяет 10 стихотворений в единое целое, создаёт цикл – круг, кольцо переплетённых, переплетающихся образов. Рассказывая о своём позднем чувстве, поэт сам ставит заглавную букву – и точку в истории любовных отношений. Заболоцкий хотя осознаёт «Последнюю любовь» как цикл, но размещает стихотворения не точно по хронологии развития событий: например, стихотворение «Встреча» помещено девятым.
1 ученик. Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и наши правнуки. О ней говорят люди на разных языках. / И здесь возможно прочтение стихотворения на родном языке или иностранном о любви/.

Выступление 2-ой группы.
1 ученик. Можжевеловый куст… /Зачитывает наизусть 4 стоки из стихотворения/.
Эти красивым кустарником восхищались поэты и художники. Илья Репин сам высадил в своей усадьбе можжевеловую аллею, а Николай Заболоцкий посвятил можжевельнику знаменитое стихотворение.
Знаете, можжевельник использовался людьми издавна. Ещё египтяне и древние греки окуривали можжевельником помещения и даже целые улицы при частых тогда эпидемиях тифа, холеры, чумы. В Индии был популярен чай из ягод можжевельника – вкусный и лечебный, помогающий от различных недугов пищеварительного тракта. На Руси можжевельник имел множество названий – брузжевельник, яловец, тетеревиные ягоды, тетеревиный куст. Из созревающих осенью плодов можжевельника готовили целебные настойки и отвары, используемые при простуде. Можжевеловое дерево – символ вечной жизни.
2 ученик. О можжевельнике можно говорить много и долго. Если кому-то интересно, то наша группа собрала небольшой материал о можжевельнике и представила в виде книги.
Презентация книги.
Видеоролик. Музыкальный клип «Можжевеловый куст»
3 ученик. «Можжевеловый куст» (1957) — восьмое стихотворение из цикла «Последняя любовь», и рассматривать его надо как составную часть этого цикла. В стихотворении, как и во всём цикле, нет речи об ушедшей любви. Цикл посвящён трудным отношениям любящих людей. Стихотворение написано четырёхстопным анапестом, мы, читая его, явственно слышим ритм вальса. Автор создал определённую аксиому: мысль – образ – музыка. Мы входим вместе с лирическим героем в причудливые переплетения образов сна, связываем начало и конец любовной истории сквозными мотивами. Поэтому ключевыми словами в этом стихотворении являются: я, сон, можжевеловый куст. Автор мастерски использовал звуковые эпитеты и эпитеты цвета: металлический хруст, золотые небеса, аметистовые ягоды, облетевший мой садик 3 раза повторяется сочетание «:можжевеловый куст», чтобы показать, насколько важен для автора этот сон о можжевеловом кусте.
Сочетание «Аметистовые ягоды» удивительно. Аметист – это драгоценный камень голубого цвета, оберегающий от пьянства. Здесь не только отождествление по цвету, автор опьянён любовью.
Раздаются антонимичные звуки: металлический хруст и тишина – сон. Сон возвращает поэту память о потерянной любимой. Герой страдает от утраты, но ни противиться этой боли. Реальность и сон переплетаются. Можжевеловый куст, явившийся во сне, в иррациональном мире человеческой души, предстаёт в неоспоримой материальности в звоне ягод, в запахе смолы, в трепете ветвей и обретает необъяснимую и мистическую власть над человеческой душой, вплетаясь в память, тревожит, ввергает в тоску. Поэт воспевает красоту своей любви и свою печаль. Мысль автора: любовь прекрасна всегда, даже без надежды. Всего 16 строчек. Но в них и счастье любви, и горе от потерянного чувства. Поэт не мог соединить мыслью два эти таинства жизни. Заболоцкий чувствует, как обе эти бездны намертво соединены в замысле мироздания. Сквозь строки чувствуется, что у поэта доброе сердце. Человек идёт по траве, наступает на сухую ветку — ветка хрустнула под ногой — как хрустит металл? Солнечное полыханье поднятых мечей, звон битвы — превращается в разрушение, в металлический хруст… Парная рифмовка также имеет своё значение: словно бы укорачивает стих, дыхание становится тише и реже…
Выступление 3 группы.
1 ученик. Продолжим перелистывать страницы сборника Заболоцкого «Последняя любовь». Кульминация сюжетной части цикла – стихотворение «Признание». Это не простое признание в любви. А широкому кругу людей известно как популярный и великолепный романс. Автор песни - питерский бард Александр Лобановский. Он изменил одно слово – 1-е слово – зацелована.
Музыкальный клип./ А возможен и другой вариант: только видео без звука, а спеть может кто-то из ребят/.
2 ученик.  История создания гениального стихотворения весьма любопытная.Прочитали мы эти пронзительные строки и попытались представить создавшего их человека. Не правда ли, представляется влюбленный юноша с пылким взором. Но нет, писал стихи 54-летний серьезный человек с внешностью и манерами бухгалтера: гладко причесанный и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный. «Признание» стоит обиняком. Это — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. Примечательно, что лирическая героиня цикла была едина в двух лицах — в некоторых стихах угадывается Клыкова (причем их больше), в других — Роскина. Вот и в «Признании» обе этих женщины как бы соединились в одну.
3 ученик. Мы в группе даже поспорили. Кому же посвящено это стихотворение? И пришли к выводу: хотя произведение посвящено Росиной, но оно о жене. Именно облик жены он описал в этих нежных строках:
Дай войти в эти очи тяжёлые,
В эти чёрные брови восточные.
Почему восточные? Многие видели что-то восточное в облике Клыковой. В ней угадывалась восточная примесь. В том числе в поведении с мужем — ровным и робким. А может это и гимн красоте женщин тех краёв, где после лагеря жил поэт? 1-я версия нам как будто ближе. Да, Заболоцкий был очень гордым и упрямым человеком, чтобы показать, что он признаётся в любви жене. Парадокс: любил всю жизнь одну женщину, но лучшее признание в любви посвятил другой. Гордость не позволила ему подарить жемчужину той, которая посмела его предать.
Какова же лирическая героиня?.Женщина, которую любит лирический герой, — необычное существо. Веселье и печаль — земные чувства, которые может испытывать простая женщина. Героиня цикла — «не веселая, не печальная», она обвенчана с ветром в поле, она сходит к возлюбленному с неба; соединяясь с ней, он словно бы соединяется с мировой душой. Но ее магическое начало не просто затаено, скрыто — оно заковано в оковы — «высокая темница // И решетка, черная, как ночь». Заковано кем? Судьбой? Роком? Это остается неизвестным.      Стремление выявить в полной мере подлинную — колдовскую, надмирную — сущность — вечную женственность? — вызывает страстные попытки разорвать оковы. Поцелуи сказочного принца разрушают чары волшебного сна — герой разрывает оковы «слезами и стихотвореньями», которые прожигают не тело, а душу. Эта женщина — целый мир, в влюблённому мужчине надо ворваться. Мир полуночной тайны не становится плоским: даже слёзы — не слёзы, они только чудятся, может быть, они только отзвук собственных слёз, а дальше, за ними, — ещё одна решётка, чёрная, как ночь…В героине есть нечто колдовское. И самое главное то, что поэт влюблён в неё. И вся сила любви, по мнению нашей группы, высказана в следующих строках: «Ты и песнь моя обручальная, и звезда ты моя сумасшедшая». Поэт почти обожествляет женщину. И эта женщина очень красива. Неповторимый внутренний мир героини автор создаёт подбором удивительно точных эпитетов и метафор:
 Безглагольность как выражение устойчивого чувства.
 Музыкальность стихотворения.
4 ученик. А каков же лирический герой?
Страсть и чувственность, лёгкая грусть и покорность судьбе – Николай Заболоцкий вложил в строчки всю свою душу, словно бы прося прощения у законной супруги, но при этом благодаря и другую женщину за подаренные ему минуты счастья. Это подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. Благородно-сдержанное звучание, стихотворение несет в себе яркую энергию мужского восхищения тайной женственности, стремление разгадать загадку женской души. Знаете, абсолютно каждая девушка или женщина может быть красивой, стоит только её полюбить. Если она любима.
Для оценивания капитанам команды предлагается лист оценивания.
№ Фамилия, имя ученика Значимость подобранного материала Представление материала Активность на уроке Итоговая оценка
1 2 3 4 Александр Анатольевич Каупранов. «Сила женщины»
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана…
Неизбывная, не развенчана,
Притягательна сила женщины.
В ней загадочность не разгадана,
Слабость, ставшая силой сказочной.
В ней рассудочность не отмечена,
В воспареньи чувств сила женщины.
Всё поймёт она, заслонит рукой,
Пусть на время нам дав души покой.
И в любви всегда – в беспредельности,
Открывая в нас мира ценности.
Нужно крепко в то только веровать,
Что жива любовь нашей верою.