Открытый урок по литературе по теме «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»


ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»
Оформление урока: репродукции женских портретов, «Пушкин у фонтана слез». Видеосюжеты «Тригорское», «Ланская» (Видеоматериал собран учащимися). Рисунки поэта. Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.
Цели урока: познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретация личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение).
Эпиграф: Любви все возрасты покорны,
ее порывы благотворны…
А. С. Пушкин
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Любовь – источник поэзии.
«Что движет Солнце…» (Разговор о любви);
Любовь и поэзия – родные сестры.
Есть классический образ, применяемый к А.С.Пушкину – «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдет речь о том, «Что движет Солнце?»
- Что же?
«Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны…» - утверждает поэт.
Любовь – вот что движет Солнце.
Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии.
Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души:
«Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отворите его – явись хоть второй Пушкин».
- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854) верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – «отворять душу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человеческих качеств.
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.
Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сестры.
Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.
Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»
Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений – «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Никто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любит оно не может.

- Какое чувство осталось после прочтения?
История создания стихотворения (индивидуальное задание).
- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне? (Да потому что «сердце вновь горит»).
- А теперь давайте вернемся к словам Н.В.Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь, по выражению Гоголя, всё просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»… ).
- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверж- дающее чувство.)
- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит – горит, мгла –грусть.)
- Почему сердце «не любить не может»?
- Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя? (Стихотворение наполнено «внутреннего блеска».)
Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
«Любовь – мелодия»
Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
Белинский: «Что это – поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?»
Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.
Чайковский: «… в самом стихе … есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.
- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».)
5. Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и
любовь – мелодия».
4.Сообщения учащихся об адресатах лирики.
- Кому же посвящал свои стихи А.С.Пушкин?
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал…
«Руслан и Людмила»
Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.
Сообщение. В Петербурге в 1818 – 1820 гг. Пушкин встречался с юными сёстрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим – Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.
В сентябре 1820 года на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюбленного хана. Киселёва (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слёз».
Этот поэтический образ запечатлён и в стихотворении «Фонтан любви…». (Видеозапись: на фоне песни на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у «фонтана слёз». Как вариант, можно использовать эпидиаскоп для показа иллюстрации, а стихотворение выразительно прочитать.)

За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.
Сообщение на фоне видеосюжета «Тригорское». Ранней весной 1819 года в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Через 6 лет летом 1825 г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить свое пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большое впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви!
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя Анны Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».
Учитель. Правда, сейчас есть статьи, авторы которых пытаются доказать, что это стихотворение посвящено не Керн. Но так ли уж важно, кому посвящено стихотворение? Ведь самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих творениях женщину. Исследователи пушкинского творчества также не раз отмечали противоречие между реальной Анной Керн, которой посвящено стихотворение и «гением чистой красоты», представшим в лирическом произведении.
Сопоставим портрет А.П.Керн и рисунок Пушкина, изображающий её.
В одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными плечами.
На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства. Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта.
С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь Анны Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился другой. (если позволит время, можно послушать романс).
Москва, 1826. Е.Ушакова.
Пушкин приехал для свидания с новым царём Николаем 1. Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской – Корсаковой, Ушаковой, Урусовой.
(Видеосюжет «Дом № 53 на Арбате». Видеосюжет можно заменить сообщением ученика и показом портрета Е.Ушаковой)
На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приёмы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал Александр Сергеевич, увлеченный хозяйкой.