Разработка урока Самопознание на тему: Природа-источник вдохновения
Утверждаю
Директор СОШ
_________
«__»___________2017 г.
План урока «Самопознание»
Школа: Дата:
Педагог:
Класс Кол-во уч.ся Тема « Природа- источник вдохновения» № 25
Ценность: Ненасилие Качества: Забота об окружающей среде, единство
Цель: содействие раскрытию общечеловеческой ценности «ненасилие» через проявление бережного отношения к природе, как источнику вдохновения.
Задачи:
1. Раскрыть значение «единство» в жизни человека и окружающей среды.
2. Развивать стремление к проявлению заботы об окружающей среде.
3. Воспитание у учащихся стремления быть в единстве с природой и бережно относиться к окружающей среде.
Ресурсы:
1.Методическое пособие для учителей 5 класса общеобразовательной школы / Джадрина М.К. , Кажыгалиева Ж.Б., Кишкентаева Ж.А., Ким В.Н., Байжасарова Г.З., Калиева Г.И., Сапарбаева А.Б. – Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2015.-108с.
2.Учебник «Самопознание» 5 класса общеобразовательной школы / Ж.Б. Кажыгалиева, Ж.А. Кишкентаева, Ким В.Н., Байжасарова Г.З., Калиева Г.И., Сапарбаева А.Б. – Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2015.-108с.
3.Тетрадь ученика для 5 класса общеобразовательных школ. Е.М. Лосева./ «Алматы» ННПООЦ «Бөбек», 2015
4.Позитивное высказываниеhttp://www.inpearls.ru/153841
5.Рассказ ««С любовью к природе»
http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-mihailovna-zhidikina/avtorskii-raskaz-s-lyubovyu-k-prirode.html
6. Музыка для позитивного настроя «Песня моря» https://go.mail.ru/search_video?rf=1514499&fm=1&gp=openpart1&q=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F&frm=ws_p&d=1&sig=c6e8eabe85&s=Youtube
7. Песня «У природы нет плохой погоды» (Слова Н.Старшинова, Музыка В.Серебренникова)
http://mirpesen.com/ru/andrej-petrov/u-prirody-net-ploxoj-pogody.html 8. Музыка для заключительной минуты тишины «Весенний вальс»
http://www.proshkolu.ru/user/kuralau55/file/5034585/
Оборудование:
интерактивная доска, листы формата А1; заготовка рисунка поляны, лепестки цветов, клей, магниты, фломастеры.
Ход урока
1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята!Садитесь! Тема нашего урока «Природа-источник вдохновения»
Позитивный настрой.«Прогулка в лес»
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес.
Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы.
Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности.
Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают вас. Как легко и спокойно вам и какое ощущение счастья переполняет вас. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу.
Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до 4 двери кабинета. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Вопрос учителя:
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Анализ хода урок
2. Проверка домашнего задания
Вы должны были дома выполнить задание в учебнике на странице 85-86. Прочитать рассказ Внукова Н. «Слушайте песню перьев» и ответить на вопросы в конце рассказа.
1.Замечаете ли вы красоту природы?
2.Какое наблюдение вы делаете, общаясь с природой?
3. Зачем человеку нужно познавать мир природы?
В тетради на странице 74 должны были составить ассоциативный ряд из 3-4-х слов и словосочетаний к фразе «Живой язык природы». Предлагаю, используя 1-2 слова из ассоциативного ряда, составить предложение, которое начинается со слова «Прекрасно». Например: ассоциативный ряд: человек, природа, забота; словосочетание: заботливый человек, окружающая природа и т.д.; предложение: Прекрасно , когда человек проявляет заботу к окружающей природе….
Вопрос учителя:
- Кто хочет озвучить свои варианты ответов? 3. Позитивное высказывание
«Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание»
Иоганн Гёте - немецкий поэт,
мыслитель и естествоиспытатель.
Вопрос учителя:
1. Как вы понимаете смысл цитаты?
Давайте повторим её хором несколько раз.
Иоганн Вольфганг Гёте - немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель
28 августа 1749 —22 марта 1832
4. Рассказывание истории
«С любовью к природе»
На опушке леса, отдельно от других деревьев, то там, то здесь, притаились, с грустью осматриваясь по сторонам, маленькие берёзки, дети той величавой березы, что горделиво растёт красавицей среди вековых дубов, вечнозелёных сосен, печально трогательных осин. Но берёзки-дети грустили, так как росли далеко от мамы, а им, малым, так нужны были внимание, участие и забота…
Они мечтали… И… малышам повезло! В лес пришли школьники и, впервые увидев красивых, недавно появившихся на свет берёзок-деток, они поняли друг друга, как это часто бывает у ровесников. И дети решили, что должны радоваться жизни и радовать собой всех вокруг. И, главное, дети знали, как это сделать.
Они трепетно и нежно, с осторожностью, чтобы не причинить малышам боль, перевезли их в родное село. И место выбрали для них самое важное, самое красивое и дорогое – в центре села, с той целью, чтобы потом, когда деревья станут большими, обустроить здесь парк, красивое памятное место, какого так пока не хватало селу.
С переменой «места жительства» берёзки ожили, повеселели, а по вечерам в тишине можно было услышать, как они нежными листочками шелестят-разговаривают на ветру: «… Как я счастлива, что обо мне позаботились школьники, ведь они уже разлетелись по свету, а вернуться – память проснётся вновь…».
«…А я не менее счастлива, место для меня нашли бывшие выпускники школы, нынешние учителя…». «…А за ними ухаживали выпускники будущие, через два года они окончат школу, придут к нам вновь уже совершенно взрослые, будут на наших глазах признаваться в любви, загадывать желания…», «…Мы все счастливые, так как люди, проходят мимо, останавливаются, о чем-то задумываются и, обогревшись радостью, продолжают путь. Ведь это абсолютное счастье – знать, что ты кому-то нужен на Земле…». Об этом шептались-шелестели берёзки в тишине.
Вопросы для обсуждения
-Кто главные герои сказки?
-О чем мечтали детки-березки?
-Почему ребята так поступили?
-Какие качества, присущи ребятам?
- Как вы понимаете смысл слов «Забота об окружающей природе?
- Влияют ли действия человека на окружающую природу? Почему?
- Что такое единство?
-Почему важно бережно относиться к окружающей природе?
-Приведите пример, когда вы и ваши родители проявляли бережное отношение, заботу в отношении окружающей нас природы
5.Творческая деятельность
А сейчас ребята, я предлагаю вам разделиться на 3 группы по цветам стикеров, лежащих на парте написать небольшие рекомендации по охране природы
Давайте украсим нашу поляну цветами, но для начала давайте подумаем над тем, какие рекомендации вы бы могли дать людям, по охране окружающей природы и запишем их на лепестках наших цветов и украсим ими нашу полянку
Время работы 10 мин.
Время на защиту -5 мин. 6. Групповое пение
«Это называется природа»Музыка Юрия ЧичковаСлова Михаила ПляцковскогоМы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Все это называется природа,Давайте же всегда ее беречь!В лугах ромашки солнечного цвета,Такие, что светлей на свете жить…Природой называется все это,Давайте же с природою дружить!Летят, звеня, дождинки с небосвода,Клубится на заре тумана дым…Все это называется природа,Давайте же сердца ей отдадим!Прощальный вальс танцует с ветром лето,Дрожит в окне вечерняя звезда…Природой называется все это,Давайте же любить ее всегда! 7. Домашнее задание
1. В тетради на Стр. 73, Задание №1 Написать рассказ по репродукциям картин казахстанских художников, представленный в учебнике на страницах 82-85.
- Что вдохновило художников к написанию картины?
- Как вы думаете, смог ли автор выразить свои мысли в картине?
2. На странице 87-88 в учебнике прочитать рассказ М.Жумабаева «Источник вдохновения» и ответить на вопросы в конце рассказа:
-Почему автор сравнивает красоту природы с искусством?
-Почему природа является источником вдохновения
8. Заключительная минута урока. звучит тихая, спокойная музыка «Весенний вальс»)
А теперь ребята я предлагаю вам посидеть в тишине. Закройте глазки. Вспомните, что хорошего и полезного было сегодня на уроке. Сохраните это в своем сердце. Возьмите с собой. (1-2 минуты). Потихонечку можно открывать глаза.
Спасибо за урок!