Артикуляционная гимнастика — как научиться правильно говорить звук р


Артикуляционная гимнастика Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше ее делать 2 – 3 раза в день в течение 5 – 10 минут. Среди выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому он может воспользоваться небольшим ручным зеркалом. Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении. Показывает его выполнение. Затем упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: за точностью, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных упражнений.Работу по развитию кистей рук необходимо проводить систематически по 3 – 5 минут ежедневно.Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.Важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Необходимо показывать ребенку его достижения, успехи. «Чистим зубки» Раз – два, раз – два! Зубки чистим мы с утра. Вправо – влево, вправо – влево! Щеточка скользит умело. Улыбнуться, приоткрыть рот. Язычком будто щеточкой почистить верхние резцы из стороны в сторону, сверху вниз. Повторить несколько раз. «Сластёна» Я люблю цветочный мед,Вафли, ягодный компот,Плюшки, пряники, печенье,Торты, карамель, варенье,Пастилу и мармеладЯ отведать буду рад. Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Повторить несколько раз. «Маляр» Красить потолок пора,Пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем,Маляру мы помогаем Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движение языком вперед – назад. Повторить несколько раз. «Лошадка» Ехали лесочком,Цок-цок-цок.По рытвинам, по кочкам,Цок-цок-цок.Ой вы кочки, кочки!Растеряли бочки.А как проехали лесок,Потеряли колесо!Цок-цок-цок, цок-цок-цок. Улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка под звуковое сопровождение. «Грибок» Улыбнуться, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Удержать под счет до 5. Повторить 6 раз. Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. «Гармошка» На гармошке я играю,Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму,Ниже челюсть отведу. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. «Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Распускает хвост павлином,Ходит важным господином, По земле ногами - стук, Как зовут его - … «Дятел» Кто в беретке ярко-красной,В черной курточке атласной?На меня он не глядит,Все стучит, стучит, стучит.Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]. Сначала звук произносить медленно, затем ускоренно. Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуй ватку на противоположный край стола. Повтори несколько раз. Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихо Падает, ложится. Правильная артикуляция звука [р] Проверь, правильно ли у тебя работают органы ре-чи: губы полураскрыты; зубы разомкнуты; широкий кончик языка поднят к верхним зубам; голосовые складки сбли-жены, «горлышко» дро-жит; воздушная струя — при выдохе попадает на напряженный кончик языка и колеблет его. Как тигр рычит? Р-р-р-р… Характеристика звука [р] Согласный Твердый Звонкий