Методики для проведения стартовой диагностики в 1 классе.
Методики для проведения стартовой диагностики в 1 классе.
Анкета «Мое отношение к школе»
(1 класс)
(ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)
1. Нравится ли тебе ходить в школу?
Да – красный
нет – синий
не знаю – желтый
2. Больше всего тебе нравится:
Заниматься со взрослыми – красный
Смотреть телевизор – синий
Играть в игрушки – зеленый
Затрудняюсь ответить – желтый
3. В школе больше всего тебе нравится:
Друзья – синий
урок – зеленый
затрудняюсь ответить – желтый
4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?
Да – синий
нет - красный
не знаю - желтый
5. Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?
Да – синий
нет - красный
не знаю - желтый
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»
(изучение детского коллектива)
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны предложения и рисунки состояния их настроению.
В классе мне –
С друзьями мне –
Дома мне –
Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащиеся отвечают на вопросы и подчеркивают то состояние, которое соответствует их настроению.
Диагностика «Краски»
Учащиеся получают набор красок или фломастеров. Листы бумаги на которых нарисовано 10 кружков. Задача учащихся раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет.
Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску:
звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.
Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностическая методика «Остров невезения»
В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма sos с острова невезения. Люди живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям.»
На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить не только какие предметы попадут в список, но будут ли среди этих предметов школьные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить приоритеты по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Диагностическая методика «Школа будущего»
Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно.
Если учащиеся относя к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Диагностическая методика «Фотография»
Ученикам предлагается сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Методика «Номинация»
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:
·
·
·Самый интересный учебный предмет
·
·
·Самый полезный учебный предмет
·
·
·Самый ненужный учебный предмет
·
·
·Самый трудный учебный предмет
·
·
·Самый легкий учебный предмет
·
·
·Самый веселый учебный предмет
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для них.
Цель: выявление уровня готовности детей к обучению через
- определение уровня развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации;
- выявление общего уровня психического развития, уровня развития мышления, умения слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Задание 1. Нарисовать дядю (мужчину)
Задача: выявление общего уровня психического развития.
Материал: чистый лист бумаги А4, цветные карандаши, простой карандаш.
Критерии оценивания:
-наличие ног у человеческой фигуры,
- соблюдение ребенком пропорций при рисовании человека.
- прорисовывание деталей: лицо, элементы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Инструкция: во время рисования недопустимо поправлять ребенка ("ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание производится по пятибальной системе
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Задание 2. Скопировать образец
Задача: определение уровня говности ребенка к обучению письму, видит ли он строку, отдельные слова; определение уровня развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма.
Критерии оценивания: выявление умения
- копировать,
- выдерживать пропорции,
- видеть строчку,
- выделать отдельные слова.
Инструкция: необходимо нарисовать точно также, как образец.
Инструменты: лист с образцом: я сижу, ей дан чай, I am sitting (письменно); ручка.
Оценка:
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье
Задание 3. Срисовывание точек с образца
Задача: определение точности в воспроизведении точек; определение уровня развития координации движений руки и пространственной ориентации.
Критерии оценивания: образец должен быть срисовать со 100% точностью (выход хот одной точки за пределы образца имеет значение для снижения балла).
Инструмент: на листе образец с 10 точками, нарисованный по клеточкам, которые могут быть нарисованы в любом порядке (могут складываться в узор).
Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Дополнительное задание (проводится по желанию педагога, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школы, класса)
Задание 4. ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ (Я. ЙИРАСЕКА) -
Задача: определение уровня развития мышления, умения слушать, отвечать на вопросы.
Инструменты: вопросы опросника, протокол собеседования.
1. Какое животное больше лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем ...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = 3 балла.
3. Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = 4 балла.
4. Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки это ...?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = 1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов.Неправильный ответ = 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла.Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова это теленок, маленькая собака это ..., маленькая овечка это ...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = 1 балл. На курицу = 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.
1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские).
1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.
Одно подобие 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла.
Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта гайка = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], прыжки в высоту, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], плавание это ...?
Спорт, физкультура = 3 балла.
Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого ? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,
уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,
чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
1 или 2 различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла.
Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой).
Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа плюс 24 и более;
2 группа плюс 14 до 23;
3 группа от 0 до 13;
4 группа от минус 1 до минус 10;
5 группа менее минус 11.
Положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 79 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 911 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 1215 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Заголовок 115