Конспект урока по ИЗО на тему Башкирский национальный костюм
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Большие Каркалы»
Конспект открытого урока по ИЗО в 5-6 классах на тему:
«Башкирский национальный костюм. Башкирские украшения»
Разработала: учитель ИЗО
Гафурова Рита Марселевна,
учитель I кваллификационной
категории МОБУ СОШ
с. Большие Каркалы
муниципального района
Миякинский район
Республики Башкортостан
Цели и задачи урока
познакомить учащихся с особенностями башкирского костюма
Научить создавать художественный образ в декоративной композиции.
показать связь художественной деятельности с реальной жизнью, с природными аналогами
повышать уровень вербально-моторной памяти (по словесной инструкции)
развивать наблюдательность, любознательность.
укреплять любовь к красоте родного края, интерес к искусству, к изучаемой теме.
Воспитывать эстетическое чувство, творческое воображение.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийная презентация;
Материал для учителя: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, шаблоны
Для учеников: цветная бумага, ножницы, клей, бусины, пуговицы, тесьма, бумажные куклы для обводки силуэта.
План урока
1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Повторение пройденного.
4. Объяснение учебного материала.
Беседа о башкирском костюме.
Показ одежды и украшений башкир.
5. Самостоятельная работа учеников
6. Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.
Ход урока
1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)
Учитель:
Башкирия! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.
- Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.
- Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры, как мы знаем, называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национальных костюмов и украшении жилища. Через всё это люди выражали отношение и к жизни, и к обществу.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Какие народы живут в республике? (башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, украинцы и т.д.).
- На территории нашей республики проживают представители 150 национальностей. Башкиры представляют собой коренное население республики.
- Ребята, уже не раз мы говорили, что все придуманное и созданное человеком называется культурой. Жилье, одежда, посуда и многое другое были созданы благодаря фантазии и труду человека. Но это не все. В любые времена человек стремился к красоте. Строя себе жилье, человек старался сделать его красивым и снаружи и внутри. Создавая одежду, человек заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. В течении многих лет одежда постоянно менялась. И это не удивительно, ведь вместе со временем менялись условия жизни, представления людей о красоте. Но во все времена у любого народа была своя национальная одежда.
3. Повторение пройденного.
- Ребята, на уроках ИКБ вы уже знакомились с декоративно-прикладным искусством башкир. Давайте вспомним, какие материалы использовали башкиры для изготовления одежды? (сукно, овчина, меха, ткани из растительных волокон.)
- Какие элементы характерны для башкирского орнамента? (геометрические, зооморфные (изображения животных и птиц) и растительные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур).
- Да, очень красиво сказано о башкирском узоре в следующем стихотворении:
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.
- О чем говорит это стихотворение? (О том, что посмотрев на орнамент, можно догадаться, )
- Какие виды ДПИ применялись башкирами для изготовления одежды? (Узорное ткачество, вышивка, аппликация, обработка кожи и металла).
- Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? ( Красный, желтый, зеленый, черный.)
- Я не зря завела сегодня разговор о башкирском орнаменте, потому что тема нашего урока сегодня «Башкирский национальный костюм. Башкирские украшения».
4. Объяснение учебного материала.
Башкирский национальный костюм - это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так - из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами: выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.
Также для изготовления одежды использовали шелк и бархат. Украшали одежду вышивкой, аппликацией, монетами и металлическими подвесками, цветными камнями и бисером. Женщина должна быть красивой в любой обстановке. Поэтому не только праздничная, но и повседневная одежда башкирок выглядела очень нарядной.
Показ одежды башкир.
У. - Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Он состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой. На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли ЕЛЯН или приталенную безрукавку - КАМЗУЛ. На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь - кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок - светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ. По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.
Рассмотрим мужской башкирский костюм.
- Он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан - КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты - БЕШМЕТЫ. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки - БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам по мусульманским обычаям запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду. На ноги, как и женщины, надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.
- Ребята, сравним с вами башкирский костюм с татарским. Материалом для традиционной татарской одежды служили домотканые и фабричные ткани. Носили татары широкую рубаху, платья. Мужской костюм татар имеет много общего с башкирским костюмом. У них также были распространены штаны с «широким шагом», поверх рубашки носили приталенный камзол или бишмет из темной ткани, чекмени. Отличие заключалось в том, что башкиры повязывали кушак или надевали пояс поверх верхней одежды (камзола или зиляна), а татары повязывали свои кушаки поверх рубашки.
Женская одежда была богато украшена вышивкой и отделкой. Женские платья имели небольшой грудной вырез, он плотно застегивался. К низу платья пришивалась широкая декоративная оборка. Поверх платья женщины надевали камзолы, богато вышитые фартуки.
- Мы уже сказали с вами, что башкирки любили нарядно выглядеть. Поэтому они носили очень много украшений. Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, перламутровые пластины и пуговицы. Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону - способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть.
- Ну, ребята, о башкирской одежде и украшениях можно говорить очень много. С ними вы поближе познакомитесь на уроках ИКБ. А сегодня мы с вами изготовим башкирский костюм-коллаж (5 класс) и разукрасим нагрудники (6 класс).
Коллаж – (в пер. с фр. – приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.)
5. Практическая работа.
Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
При работе следи за пальцами левой руки.
Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.
Правила техники безопасности при работе с клеем.
Клей хранить в плотно закрытой упаковке.
Выдавливать только необходимое количество клея.
Клей наносить кистью.
Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.
Целевые обходы учителя во время выполнения работы.
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненных рисунков.
6. Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.
У. -Что нового узнали? Что понравилось?
Заголовок 1Заголовок 215