Методический материал Развитие познавательного интереса у учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка


Развитие познавательного интереса у учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Учёные, исследовавшие особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечали у них трудности восприятия учебного материала, недостатки памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, нарушение всех свойств внимания, недостатки речевого развития, низкая познавательная активность
и т.д.
Поэтому для оптимизации обучения школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.
На уроках русского языка особое внимание обращаю на объяснение нового материала. Для того чтобы учащиеся проявляли интерес к изучаемому материалу и лучше его запоминали, я пишу на доске до урока название темы , слова и предложения, необходимые для объяснения новой темы, а также предложения для грамматического разбора. Приготовленная доска ускоряет процесс объяснения и даёт детям возможность воспринимать материал не только на слух, но и зрительно.
Большое значение имеет использование на уроке таблиц и картин. Например : Таблица падежей, предлогов к ним и окончаний имён прилагательных, единственного и множественного числа.
Активизируют процесс обучения карточки.
На уроке я называю устно имена существительные, а
учащиеся поднимают карточку, определяя какого склонения данное существительное. Работа с карточками даёт возможность учителю опросить всех учащихся класса по какому либо вопросу.
Другой пример. Тема: « Безударная гласная в корне».
Учащимся предлагается задание с указанием возможных ответов ; из них один только правильный (или полный) , в остальных ответах содержатся ошибки или эти ответы дают на поставленный вопрос неполные ответы. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
Применительно к проверяемым безуд. гласным корня задание может быть оформлено так: из данных ответов выбрать правильный и записать его, объяснив свой выбор: указать ошибки в остальных ответах.
Разобрав (мысленно) каждый из предложенных в таблице ответов , у-ся делают вывод, что правильным будет только 3-й ответ. Слова выписывают вместе с проверочными словами.
Использование средств наглядности так же способствуют активизации школьников и повышают их успеваемость.
У/о дети с трудом понимают грамматическую сущность прилагательного , затрудняются в овладении его грамматическими признаками. Часто не могут согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
* Подбери прилагательные к существительному.
* Образовать от данных слов прилагательные, написать их вместе с существительными, объяснить окончания прилагательных, определить род существительных и прилагательных.
Смех (весело) – весёлый смех
Утро (рано)- раннее утро
Включение загадок в ученый процесс является не
просто игрой, но и обеспечивает определённые умственные операции школьника. Загадка снабжена грамматическим заданием, содержит определённую орфограмму или несколько орфограмм для попутного повторения. Одну и ту же загадку можно использовать с различными учебными целями, при изучении различных грамматических тем.
* Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
Встала ша..ка ( из) травы, нет (под) ша..кой г..л..вы.
Устно объясните правописание.
* На лесной полянке
Красуется Татьянка-
Алый сарафан,
Белые крапинки.
Выпиши прилагательные. Определи род и число имён прилагательных.
* Каждый год я (к) вам леч..-
Зимовать (у) вас хоч…
И ещё красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
Подчеркни местоимения. Определи лицо, число, падеж местоимения.
Лучшим средством для постоянного повторения пройдено-
го служат грамматический разбор предложения по членам предложения, разбор состава слов, разбор имён существительных, прилагательных, глаголов, постановка ударения и определение предложений по интонации голоса.
Большое значение в борьбе за грамотное письмо имеет правильная работа над ошибками. После проверки письменной работы я группирую ошибки, анализирую их и использую этот анализ для устранения пробелов в знаниях учащихся. Необходимо выбрать метод, каким лучше, быстрее и с пользой для дела разобрать те слова, в которых допущенные ошибки. Некоторые слова можно дать выписать отдельным учащимся, если они сделаны случайно ( пропуски букв). А иногда достаточно спросить правило правописания, и ученик сам находит свою ошибку. Но некоторые слова выписываются на доске, и над ними работает весь класс во время разбора ошибок.
Работу над ошибками нужно проводить не только после диктанта , но и после каждого домашнего и классного задания. Чем внимательнее относиться к ошибкам учащихся и вовремя их исправлять, тем грамотнее будет письмо учащихся.
Для того чтобы дети овладевали устной речью, могли излагать свои мысли письменно, необходимо проводить словарную работу на всех уроках русского языка. Для того чтобы чаще употреблять слова , правописание которых нужно запомнить, я ввожу их в предложения для грамматического разбора или провожу такую работу.
Гласные потерялись.
Восстанови слова, запиши правильно.
гстрнм
дкмнт
длгт
мтр
Запиши 5 (8..) слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
аппарат-тренер-рецепт-температура-антракт
Качество обучения зависит от познавательного интереса, избирательной, целеустремлённой направленности ученика на приобретение тех или иных знаний.
Я привела лишь несколько примеров для развития познавательного интереса у детей на уроках русского языка.