План-конспект занятия по авторской песне Булат Окуджава


Конспект занятия
Аттестуемый педагог Васич Вячеслав Валентинович
Направление художественное
Образовательный курс Авторская песня
Возраст обучающихся 14-17 лет
Тема занятия «Булат Шалвович Окуджава»
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, гитара, аудиозаписи и видеозаписи, листы бумаги (размер А3), цветные карандаши, фломастеры, маркеры.Организационный момент
Цель: Организация начала занятия, создание психологического настроя на совместную учебную деятельность.
Задачи:
обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Метод, используемый на этапе занятия: беседа
Деятельность обучающихсяДеятельность педагога Примечание
Настраиваются на занятие,
принимают участие в беседе,
просматривают фрагмента видеофильма,
формулируют ответы на вопросы педагога. Организует начало занятия, создает психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание.
Определяет тему занятия. Ставит цели и задачи.
Добрый день! Совсем недавно закончились новогодние каникулы, в этом году, конечно, будет еще много праздничных дней, но главное событие 2015 года, мы отметим в мае. Кто может сказать, какой праздник мы отметим в мае?
Не одно мероприятие в этом году будет посвящено 70-летию победы в Великой Отечественной войне, и не раз мы будет возвращаться к этой теме на своих занятиях и мероприятиях.
Во время каникул транслировалось много старых, добрых фильмов, и сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент из сказки, которая впервые вышла на экраны в 1975 году, с одной из самых популярных, на мой взгляд, песней из этого кинофильма.
Фрагмент какой сказки мы посмотрели? Назовите имена персонажей, которые исполняют песню. Эта песня часто звучит в разных школьных постановках и инсценировках, а кто из вас может сказать, кто из известных бардов написал стихи для этой песне.
Стихи к этой, а так же к некоторым другим песням этого кинофильма написал Булат Окуджава. И именно с этим советским и российским бардом мы познакомимся сегодня. Демонстрация фрагмента сказки «Приключения Буратино» с песней «Пока живут на свете хвастуны…»
2. Изучение нового учебного материала и практическая работа.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания материала по биографии и творческой деятельности Б.Ш. Окуджавы.
Задачи:
- обеспечение усвоения новых знаний и способов действий;
- формировать эрудицию, широкий кругозор детей;
- формировать у обучающихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать; 
Метод, используемый на этапе занятия: рассказ, беседа, прослушивание, метод ментальных карт.
Деятельность обучающихсяДеятельность педагога Примечание
Слушают и анализируют инструкцию, выстраивают алгоритм действий.
Воспринимают и анализируют информацию, выполняют задание
Озвучивают свои варианты ответов, работа с интеллект-картами.
Слушают, принимают участие в беседе, работают с интеллект-картамиПедагог активизирует познавательную активность обучающихся, организует их практическую деятельность.
Ваша деятельность сегодня будет несколько отличаться от обычной: мы не будем ничего конспектировать и писать, а каждый из вас будет создавать собственную интеллект-карту, но для этого вам необходимо узнать основные правила.Для создания интеллект-карт используются, только цветные карандаши, маркеры, фломастеры;
Основная идея, проблема, слово или объект изучения располагается в центре;
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, схемы, ассоциации о каждом слове.
Вот как выглядят интеллект-карты по разным темам.
Главное, что вы должны понять, это то, что не бывает правильных или неправильных карт, она должна быть яркой, содержательной и иметь понятную вам структуру и информацию. И ёще, чем больше информации вы в неё поместите, тем проще вам будет отвечать на вопросы викторины во второй части занятия.
И, конечно, начнем знакомство с Булатом Окуджавой с его биографии. На слайде размещены основные даты и события, связанные с этими датами, я предлагаю вам соотнести эти категории. Даты будем выстраивать в хронологической последовательности, начиная с самой ранней.
9 мая 1924 года – день рождения Булата Шалвовича Окуджавы.
Апрель 1942 – ушел добровольцем на фронт.
1943 год – написана первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось».
1959 год - начал выступать как автор песен и исполнять их под гитару.
1961 год – дебютировал как прозаик.
1968 год – вышла первая пластинка с песнями Окуджавы.
1970 год – вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа».
12 июня 1997 года – скончался в Париже в военном госпитале.
Педагог озвучивает правильные ответы с дополнениями по фактам биографии.
Рассказывает о творчестве Б.Ш. Окуджавы с сопровождением слайдовой презентацией, следит за работой обучающихся над созданием интеллект-карт, комментирует, помогает.
Булат Окуджава многогранная творческая личность: один из основоположников жанра и один из первых, кто начал исполнять собственные песни под гитару. Его творчество было представлено по разным направлениям.
Слайд
Поэт, прозаик, бард.
Поэт. Окуджава – талантливый поэт, и его творчество в русской культуре можно назвать событием. В его поэзии можно наблюдать строки, начало которых положили русские классики поэзии - Некрасов и Пушкин. Строчки стихотворений Булата Окуджавы стали афоризмами: "Надежды маленький оркестрик", "Дежурный по апрелю". Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. 
Более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимался сам. Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых — песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».Булат Окуджава - жизнелюб и оптимист. Добрая ирония в стихах Окуджавы придает им доброту и искренность. В его поэзии с одной стороны ощущается печаль и человеческое горе, а с другой - самоирония.Одной из главных тем в поэзии Окуджавы - тема войны.
И сейчас, я предлагаю прослушать стихотворение Булата Окуджавы «Простите пехоте» в исполнении заслуженного артиста России Даниила Спиваковского.
Прозаик. Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр", посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма.
В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр" (1993), получивший в 1994 Международную премию как лучший роман года на русском языке.
В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970--80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" и "Свидание с Бонапартом".
С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург.
По пьесе Окуджавы "Глоток свободы", а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.
Постановки:
"Глоток свободы"; "Мерси, или старинный водевиль"; "Будь здоров, школяр"; "Музыка арбатского двора" .Бард. Один из основателей жанра авторской песни. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 Окуджава одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве широкую популярность. Записи песен Окуджавы разошлись по стране в тысячах экземпляров. Первый профессионально записанный диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.
В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.
На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой".
Сейчас я предлагаю прослушать песню Булата Окуджавы в исполнении Алины Губиной, обучающейся нашей студии. Изложение инструкции сопровождается мультимедийной презентацией.
Раздать обучающимся, подготовленные заранее, листы бумаги размером А3 и необходимые материалы для составления интеллект-карт.
Изложение теоретического материала сопровождается мультимедийной презентацией.

Просмотр видео
«Стихотворение Булата Окуджавы «Простите пехоте»
в исполнении заслуженного артиста России Даниила Спиваковского».
Алина Губина исполняет песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» в сопровождении фильма
3. Закрепление учебного материала.
Цель: установить уровень и качество приобретенных знаний и устранить пробелы (в случае необходимости).
Задачи:
- обеспечение закрепления вновь приобретенных знаний;
- развивать умение обобщать информацию и делать выводы;
- учить пользоваться интеллект-картой в соответствии с поставленной целью;
- развивать толерантность, коммуникативные способности;
Метод, используемый на этапе занятия: викторина.
Деятельность обучающихсяДеятельность педагога Примечание
Делятся на команды, знакомятся с интеллект-картами других обучающихся, анализируют информации.
Участвуют в викторине: слушают вопросы, в результате анализа имеющейся информации и обсуждений формулируют ответы. Педагог организует обучающихся для проведения викторины, сообщает условия.
Я предлагаю разделиться вам на две команды, объединив свои силы для участия в викторины. Во время ответов на вопросы викторины вы можете пользоваться своими интеллект-картами и картами других членов команды.
На слайде вы видите четыре категории в каждой по пять вопросов в каждой.
Сейчас каждая команда будет выбирать вопрос для команды соперников и сами тоже проводят обсуждение, а если соперники дадут неправильный ответ, то у вас будет возможность получить дополнительный бал.
Педагог проводит викторину. Интерактивная викторина проводится с помощью подготовленной мультимедийной презентации.
4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия.
Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы.
Задачи:
- мобилизация детей на самооценку;
- развитие навыков объективной оценки и самооценки;
- формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли; 
Метод, используемый на этапе занятия: беседа.
Деятельность обучающихсяДеятельность педагога Примечание
Анализируют результаты деятельности, обсуждают, отвечают на вопросы педагога, приводя аргументы. Вместе с обучающимися педагог подводит итог занятия. Просит группу выделить из всех наиболее удачную, по их мнению, интеллект-карту, привести аргументы, дать оценку. Подводит итоги викторины, проводит награждение.
На следующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к Булату Окуджаве и его творчеству, поэтому я предлагаю вам дома ознакомиться с его творчеством и выбрать песню в свой репертуар или для исполнения ансамблем.
До свидания. Каждому обучающемуся вручаются грамоты и календари с портретом
Б. Окуджавы