Выпускная работа на тему Формирование исследовательских умений учащихся начальных классов средствами курса «Окружающий мир»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛНР «НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР»
Отдел методики преподавания учебных дисциплин
Формирование исследовательских умений учащихся начальных классов средствами курса «Окружающий мир»
Выпускная работа
Харьковской Натальи Александровны,
слушателя курсов повышения квалификации
учителей начальных классов и
воспитателей ГПД,
учителя ГБОУ ЛНР УВК №8 г. Стаханова
Стаханов
2016

Содержание
Введение
Основная часть
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников
1.1. Исследовательская деятельность младших школьников:
сущность, формы и виды
1.2. Психологических особенностей младшего школьного
возраста в процессе формирования исследовательских умений 1.3. Исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС начального общего образования
1.3.1. Развитие умений видеть проблемы
1.3.2. Развитие умений выдвигать гипотезы
1.3.3. Развитие умений задавать вопросы
1.3.4. Развитие умений давать определения понятиям
1.3.5. Развитие умений классифицировать
1.3.6. Развитие умений и навыков экспериментирования
Глава 2 . Практический опыт формирование исследовательских умений
и навыков учащихся начальных классов в рамках предмета
«Окружающий мир»
2.1. Основные условия формирования исследовательских умений
2.2. Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков
2.3. Представление результатов исследования младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Введение
Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека
Кузнецов В.И.
С января 2015 года все образовательные учреждения ЛНР перешли на Временный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обеспечивающий реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), что обусловлено необходимостью привести образование в соответствие с потребностями времени современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
В современной школе возникает потребность формирования у обучающегося понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.
Деятельность педагога в этом случае должна быть направлена на формирование одной из важнейших (ключевых) компетенций личности ученика – исследовательской компетенции. Одним из средств формирования исследовательской компетенции является создание и педагогическое сопровождение школьных коллективных форм организации научно-исследовательской деятельности.
Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе и исследовательской.
Развитию исследовательских умений в современных образовательных программах стало отводиться значительное место. Многие учебники содержат задания развивающего характера, требующие исследовательского поведения. Вместе с тем отмечается недостаточное владение учащимися умениями оперативно добывать необходимые знания из различных источников информации, анализировать, сопоставлять факты, обобщать информацию и искать оптимальный путь решения проблемы. Многие дети не в полной мере владеют исследовательскими умениями, работают в основном по образцу, затрудняются выполнять задания самостоятельно.
Разрешение этих противоречий становится особенно актуальным в условиях введения новых стандартов начального общего образования. 
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности.
Именно поэтому опыт работы по теме «Формирование исследовательских умений учащихся начальных классов средствами курса «Окружающий мир» актуален.
Цель данной работы – раскрыть механизм развития исследовательских умений у детей начальной школы на уроках окружающего мира в ходе решения следующих задач:
определить понятие исследовательских умений;
составить список исследовательских умений, развиваемых на уроках окружающего мира у учащихся начальной школы;
описать пути развития перечисленных исследовательских умений на уроках окружающего мира у учащихся начальной школы.
Работая над темой, я обратилась к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование работе.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж. Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги – К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. 
В 50-70 годах ХХ вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др.  И все же только сейчас этой теме стало уделяться пристальное внимание в связи с объективной необходимостью. Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, широко представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтовича, В.С.Кукушкиной .
Рассмотрим процесс формирования исследовательских умений учащихся начальных классов средствами курса «Окружающий мир».
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников1.1 Исследовательская деятельность младших школьников: сущность, формы и виды
Что же в себя включают понятия «исследование» и «исследовательская деятельность»? А. И. Савенков в своей книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» даёт следующее определение: «Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности». В свою очередь, исследовательскую деятельность можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку
В этой связи важно выделить следующие виды исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающего мира» :
опыты и эксперименты;
лабораторные и практические работы;
моделирование.
Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются следующие умения:
1.Поисковые (исследовательские) умения:
-умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти недостающую информацию ;
-умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-умение выдвигать гипотезы;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.
2.Рефлексивные умения:
-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
3.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
-умение находить компромисс;
-навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
4.Умения работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Презентационные умения:
-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления;
-артистические умения;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.1.2. Психологических особенностей младшего школьного возраста в процессе формирования исследовательских умений
В основе же успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он постоянно сопутствует учебной деятельности, если создаются условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники могут сделать собственные выводы и умозаключения. Широкими возможностями для формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников обладает учебный процесс.
Цель учителя начальных классов – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей.
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. У ребёнка в это время отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память. Это, несомненно, важнейшие качества для каких-то собственных открытий, практических и исследовательских работ, с которыми он встретится в школе. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием и, наконец, в своих исследованиях. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой различные задачи, которые необходимо выполнить. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Это же поможет ему и в практических работах, то есть пока ребёнок окончательно не убедится в достижении своей цели, он не отступится. А ведь именно так совершаются открытия.
Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна, выразительна. То есть ребёнок уже может обобщать, сравнивать и делать какие-то выводы, доказывать свою точку зрения. Отсюда видно, что возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение.
С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Особенно трудоёмки практические задания, где ребёнок непосредственно является «подвижником» исследовательского процесса. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Поэтому важнейшей задачей учителя является сделать исследовательскую деятельность учеников как можно более интересной и привлекательной, так как это принесёт больше пользы. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Следовательно, на первых ступенях обучения не стоит вовлекать детей в длительные практические работы, их внимание, а, следовательно, и интерес к работе пропадёт и всё будет бессмысленно.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения). Это необходимо использовать при обучении младших школьников.
1.3. Исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС начального общего образования   Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.  
Процесс формирования умений (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
К общим учебным умениям относятся исследовательские умения.
В начальную школу приходят дети, обладающие первоначальными исследовательскими умениями, а задача учителя начальных классов создать эффективные условия для их дальнейшего развития.
Общие исследовательские умения – это умения:
видеть проблемы;
выдвигать гипотезы;
задавать вопросы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
экспериментировать.
1.3.1.Развитие умений видеть проблемы
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – умение изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
1.3.2. Развитие умений выдвигать гипотезы

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, также упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему зимой выпадает снег?
Почему поют птицы?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему многие насекомые имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег не тает в горах?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему вырастают сосульки?
Можно предложить выдвинуть несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.
Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы. Почему
деревья пожелтели,
черепаха заползла под шкаф,
пес спал на диване.
Надо предложить назвать два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий.
1.3.3. Развитие умений ставить вопросы
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Вопросы можно поделить на две группы.
Уточняющие ( прямые или “ли”-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда ли, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Восполняющие (или неопределенные, непрямые вопросы). Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может посадить яблоню? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

1.3.4. Развитие умений давать определения понятиям
Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.
Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое трамвай?” Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.
Обычно определение решает следующие задачи:
- отличить и отграничить предмет от всех иных;
- раскрыть сущность предмета (обычно сущность не лежит на поверхности).
Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы - общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи. Использование подобных приемов - хорошая база для пропедевтической работы в этом направлении.
Описание. Это наиболее простой прием, предполагающий перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.
Любая наука широко использует описания. Описать объект - значит, ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Обычно описание фиксирует результаты наблюдений и экспериментов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков.
Характеристика. Этот прием предполагает перечисление и некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера. Этот способ используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие.
Сравнение. Этот прием очень близок приему «разъяснения посредством примера». Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером... Прием сравнения можно использовать в работе с детьми для тренировки в умении работать с понятиями. Например, подберите сравнение для таких объектов: зебра, кролик, бегемот, река. Так, можно сказать, что зебра похожа на обычную лошадь. Или, например - бегемот, словно большая гора; он как огромный паровоз.
Различение. Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Апельсин и помидор очень похожи, но апельсин фрукт, а помидор овощ, апельсин имеет один вкус, а помидор другой и т.д.
1.3.5. Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Правила классификации:
- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.
Задание “Четвертый лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и ихисправь”.

1.1.6. Развитие умений и навыков экспериментирования
Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются сааме разные явления.
Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.
Мысленный эксперимент
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.
Вот ряд задач для мыслительных экспериментов:
- Что будет, если все станут выше ростом?
- Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?
- Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Эксперименты с реальными объектами
Эксперимент “Измерение объема капли”
Самый простой способ – капля падает в емкость известного объема (например, в аптечную пробирку). Другой способ – на аптечных весах определяем, сколько капель в одном грамме. Затем грамм поделим на количество капель и получим вес одной капли, а, следовательно, можно вычислить ее объем.
Глава 2. Практический опыт формирование исследовательских умений
и навыков учащихся начальных классов в рамках предмета
«Окружающий мир»
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»
А. Сент -Дьердьи.
2.1. Основные условия формирования исследовательских умений
Практическая работа  по формированию исследовательских навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках важна. Переоценить ее значение трудно.
Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификацию); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым повысить познавательную активность учащихся. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
1. Целенаправленность и систематичность
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
2. Мотивированность
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Творческая среда
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения “Ты сделал неправильно” или “Ты сделал не так” блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику Необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Учет возрастных особенностей младшего школьника
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
В этой связи важно выделить следующие виды научно- исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир», как:
опыты и эксперименты;
лабораторные и практические работы;
моделирование.
Как же эффективно организовать работу в начальной школе по развитию у учащихся исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО?
Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для этого рекомендуется использование:
загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
игровых моментов, с использованием и введением в ход занятия сказочных героев;
связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
связи с литературным сказочным материалом, например,исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня; измерение удава в попугаях и мартышках; игр – исследований, фантастических исследований;
ролевых игр, дающих возможность провести исследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером ...);
игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны, по путям Великих географических открытий, фантастические путешествия на другие планеты.
2.2. Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков
В  1 классе надо вести  пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений:
проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;
урок-исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.;
осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности;
продолжение работы по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин;
использование на уроках проблемных и поисковых методов, где также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации;
выполнение заданий, направленных на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; решение логических задач. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В 1, 2 классах в рамках предмета "Окружающий мир" по формированию исследовательских умений и навыков могут быть использованы следующие упражнения:
Упражнение "Многознайка"
Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее.
Учитель начинает предложение с таких слов " А я могу рассказать вам много интересного о…", каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).
Упражнение "Угадай – ка"
Цель: развитие догадки и логического мышления.
Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.
Упражнение "Где я? Кто я?"
Цель: развитие догадки и логического мышления.
Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.
Упражнение "Представь себе!"
Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы.
Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.
Упражнение "Словесная картина"
Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы
Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся "кар .
Упражнение "Я такой!"
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
Называется предмет. Например: стол. Задача учащихся – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предмета. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.
Упражнение "Зачем нам нужен…"
Цель: развитие умение видеть проблемы.
Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Упражнение "А может быть…"
Цель: развитие умений выдвигать гипотезы.
Учитель задает наводящий вопрос по теме урока (например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: "А может быть…".
Упражнение "Полезный – бесполезный"
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы.
Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: "При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?"
Упражнение "Почемучка"
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы.
Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели).
Упражнение "Что скрывает черный ящик"
Цель: развитие умения задавать вопросы.
Учитель прячет в коробку предмет. Непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был "Да" или "Нет".
Упражнение "Кто о чем"
Цель: развитие умения задавать вопросы.
Ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: "Вы любите фрукты?" Учащийся отвечает "Я люблю яблоки". Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.
Упражнение "Кто лишний?"
Цель: развитие умений классифицировать
Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.
Упражнение "Ошибочка вышла"
Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать
Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.
Упражнение "Что тут не так"
Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать.
Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течение минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает измененный вариант и просит сказать, что изменилось.
Упражнение "Докажи мне"
Цель: развитие умения обосновать.
Учитель предлагается ряд предметов (слов). Учащиеся называют существенные признаки и свойства предметов и доказывают, почему они нам необходимы в жизни.
Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, наблюдательность, мышление , вместе с тем ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества, партнерства.
В 3 классе:
учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.
В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
2.3. Представление результатов исследования младших школьников
Существуют следующие  формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине.
Итогом исследовательской работы младших школьников может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.
Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям:
нулевой уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
1-й уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2-й уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3-й уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4-й уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют
Для учителя очень важна любая степень сформированности умений и исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Заключение
Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.
Формирование исследовательских умений учащихся начальных классов
средствами курса « Окружающий мир» может выступать в качестве базы по формированию исследовательской деятельности в целом на начальном этапе образования.  Такая деятельность развивает речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику, формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать проблему, находить способы ее решения, докладывать полученные результаты слушателю. Она учит деликатно вести научный спор, научную дискуссию, вежливо и уважительно выслушивать оппонента, принимая или не принимая его точку зрения, уважать себя, других и сам интеллектуальный труд. Навыки исследовательской деятельности развивают у учащихся начальных классов познавательные и творческие способности, а также личные качества, способствующие успешной научно-исследовательской работе.
Рассмотренная система учебно-исследовательских упражнений, оказывает позитивное влияние на развитие познавательной активности младших школьников. Реализуясь в учебном процессе, данные упражнения позволяют решить задачи развития исследовательских умений и навыков младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
В приобщении детей к исследовательской деятельности необходимо нацеливаться не на результат, а на процесс. Приоритетной задачей является заинтересованность ребенка, вовлечение его в атмосферу исследовательской деятельности, что и должно повлечь за собой закономерный результат.
Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы – не просто проработанная тема, сообщение, подготовленное ребёнком – это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы; новые знания; исследовательские умения, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта

Список литературы
Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 40 – 50.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
3. Зубова О.А. Исследовательская работа в начальной школе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedsovet.su/
Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб. : Культ-Информ-Пресс, 2008.
Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М. : НИИ школьных технологий, 2006.
Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: “Малая Академия наук” / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Пермякова В.С. Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.teacherjournal.ruРазвитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М. : Просвещение, 2011.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – М., 2004.
Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.