Научно-исследовательская работа на тему Оргеллээр Чувурекович Ондар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»







Научно-исследовательская
работа
«Оргеллээр Чувурекович Ондар»


Выполнил: Тулуш Айыжы,
ученик 9 класса МБОУ «Гимназии
г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»

Научный руководитель: Чебодаева А.А.,
педагог-психолог МБОУ «Гимназия
г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна»

г. Шагонар-2014
Содержание

Введение...3
Основная часть.4
Глава 1. Биография О.Ч. Ондар ...4
Глава 2. Интервью с О.Ч. Ондар ..6
Заключение.10
Список использованной литературы...11



















I. Введение

В моем представлении дядя по линии матери Ондар Оргеллээр Чувурекович – это добрый, трудолюбивый и требовательный человек, который, несмотря на всю свою строгость, очень любит своих племянников, внуков и часто балует нас. Таким я вижу его каждые каникулы, но не так давно я узнал о нем и многое другое.
Оказалось, что мой дядя является 1-ым мастером спорта по вольной борьбе в Республике Тыва, и он – 1-ый в нашей республике, кто стал деканом только открывшегося факультета физической культуры и спорта в педагогическом институте РТ. Для того, чтобы побольше узнать о спортивной и профессиональной деятельности своего дяди, я и решил выполнить эту научно-исследовательскую работу, которая названа его именем.
Объект исследования.
Объектом исследования является Оргеллээр Чувурекович Ондар.
Предмет исследования.
Предметом исследования является жизнедеятельность известных людей Республики Тыва.
Цель исследования.
Изучить жизнь и профессиональную деятельность яркого представителя педагогической науки и практики О.Ч. Ондар.
Задачи исследования.
- исследовать биографические связи между фазами жизненного пути О.Ч. Ондар и осмыслить влияние основных событий на судьбу этого известного человека;
- понять субъективную сторону жизни человека, развитие его системы, эмоциональных отношений к себе, к другим, к миру;
- выявить личностные изменения в результате произошедших жизненных событий.
Для рения данных задач мы использовали биографический метод в жизненном самоопределении личности и метод интервью.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Биография Оргеллээр Чувурековича Ондар

Ондар Оргеллээр Чувурекович родился в местечке Чинге-Адыр Сут- Хольского кожууна. Его дед, Ламажап Ооржак, и бабушка, Ондар Кара-Куске, были потомственными табунщиками и лучшими охотниками. Система воспитания детей и внуков в семье охотников имеет свою специфику. В таких семьях существует культ мужчины охотника, кормильца. Ловкие охотники, умелые табунщики являются гордостью всего аала. Летом и зимой они вместе семьями переезжают с одного места жительства на другое, они прекрасно знают природу, повадки зверей, бережно относятся к природе. Дети, подражая им, часто бывают в тайге. Самые интересные игры – игры в охотников. Самые великие праздники устраиваются, когда мужчины – отцы и деды – возвращаются домой после длительного пребыванию в тайге.
Жёны и матери табунщиков и охотников – прекрасные наездницы, конь выручает их в труде и в дороге. Они искусно владеют различными ремеслами: умеют обрабатывать шкуры животных, шерсть, готовить нитки из сухожилий животных (сиир). Когда мужья на охоте, они заменяют своим детям отца, но не забывают функций матери. У охотников, как правило, большие семьи, но они не знают нищеты, так как труд, честь, бережное отношение к природе - это является нормами их жизни.
В такой семье и воспитывался сильный, ловкий и выносливый мальчик Оргеллээр. Очень любил животных, мальчишкой не прочь был покататься и на козле, и на баране, но особенно – на лошади.
Родители всячески способствовали тому, чтобы дети получили образование. В сентябре 1955 года поступил в первый класс Бора-Тайгинской школы. А так как проживали они вдали от населенных пунктов, то детям приходилось жить в интернате при школе. С четвертого класса Ондар О.Ч. учился в Кызылском школе-интернате. Любил учиться, и поэтому любимых предметов было много: математика, физика, литература, георгафия За хорошую учебу в 1961 году его отправили отдыхать во Всероссийский оздоровительный лагерь «Артек». В 1966 году закончил общеобразовательную политехническую школу № 2 (с производственным обучением).
Вольной борьбой начал заниматься с восьмого класса. Первым тренером был Изаил Хусаинович Хасанов. Опытный тренер увидел, что в Оргеллээре заложены способности выдающего спортсмена, и он доказал это делом: часто принимал участие в больших соревнованиях по вольной борьбе. Так, в 1964 году - чемпион по вольной борьбе среди школьников Сибири и Дальнего Востока в весе до 49 кг, в 1965 году – чемпион среди молодежи в городе Чита и т.д. В декабре 1968 года выполнил норматив мастера спорта по вольной борьбе.

В 1966-1977 гг. был студентом биохимического факультета Кызылского государственного педагогического института. Учился с интересом, учеба и спорт занимали все свободное время. Умел привлечь спортом и других, был хорошим другом и товарищем.
Уже на студенческой скамье Оргеллээр Чувурекович тренировал своих сверстников, судил соревнования различного ранга. Его воспитанниками были Оюн Валерий Маадыр-оолович (тренер первого тувинца, занявшего второе место на чемпионате мира Доржу Александра Хертековича), Ооржак Чадамба Шогжал-Доржуевич (тренер Монгуш Чечен-оола, участника вошедшего в четверку сильнейших борцов на 28-х олимпийских играх в Атлантах), Достай Виктор Монгушевич (тренер Ооржак Лорисы), Ондар Сергей Октяевич (ректор Тувинского государственного университета). За время тренерской деятельности воспитал 15 мастеров спорта по вольной борьбе, свыше 40 кандидатов в мастера спорта и много перворазрядников.

Тянуло к учебе – поступил в аспирантуру Московского областного педагогического института им. Надежды Крупской. В годы аспирантуры сотрудничал с крупными учёными и спортсменами городов Ленинграда, Москвы такими, как Ашмарин Б.А., Ильин И.П., (Ленинград), Новиков А.А., Юшков О.П., Марков А. Н., (Москва). В 1985 году успешно закончил, защитил кандидатскую диссертацию, получил ученую степень кандидата педагогических наук и звание доцента.

Спорт и физическая культура в Туве – это главная проблема Оргеллээра Чувурековича. Им изданы научные исследования и труды в области национальных видов спорта.
1985-1995 гг. - проректор КГПИ заочного отделения.
1995-1999 гг. - заведующий кафедрой физической культуры КГПИ
1999-2005 гг. - декан факультета физической культуры и спорта.
2005-2010 гг. - заведующий кафедрой теории и методики физической культуры.
2012 г. - директор физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном на базе Тувинского государственного университета.
В нашем кожуне под его руководством тренировались Монгуш Николай Ичинович, Сат Николай О.

Глава 2. Интервью с Оргелээр Чувурековичем
Первой задачей для меня было узнать о жизненном пути Ондар О.Ч., педагогическом становлении, творческом состоянии, раздумьях и перспективах из первых уст. Для этого мы провели интервью с Ондар О.Ч., в котором он ответил на следующие вопросы:
Айыжы: С каких лет вы начали увлекаться спортом?
Ондар О.Ч.: Я с малых лет активно занимался физической культурой, спортом. В виде чего? Я ловил козлят. В то время загонов не было. Чтобы подоить коз, надо было догнать и поймать козлят (а в моей семье было около 100 коз). Вечером помогал старшим во время дойки. А именно, я оттаскивал телёнка от коровы (было около 40 коров по 3 захода). Среди телят были и маленькие, и большие, приходилось следить за тем, чтобы они не наступили на ногу. Таким образом, ещё в детстве я с помощью вида жизни кочевников развил в себе силу и волю.
Айыжы: Как вы учились в школе?
Ондар О.Ч.: Я учился хорошо. И даже в 1971 году отдыхал во всесоюзном международном лагере "Артек" за успехи в учебе.
Айыжы: Как долго вы шли к званию мастера спорта?
Ондар О.Ч.: Занимаясь секцией по вольной борьбе под предводительством Петрова П.М., Хасанова И.Х., за достаточно короткое время добился высокого спортивного звания "Мастер спорта" (в то время в Туве не было мастеров спорта, вольная борьба как профессиональный вид спорта был в Тувы недостаточно развит).
Айыжы: Когда вы попробовали себя в качестве тренера?
Ондар О.Ч.: Еще с 11 класса я начал тренировать своих соратников. За всё время тренерской практики я воспитал 25 мастеров спорта, 50 кандидатов в мастера спорта. Я выезжал в кожууны, и там тоже тренировал (благодаря этому в Туве развивался этот вид спорта). В то время я ещё вёл дневник (записывал имена тех кому проиграл, и над кем одержал победу, так, я записал 7 блокнотов).
Айыжы: Расскажите немного о своей научной деятельности?
Ондар О.Ч.: Я поступил в аспирантуру и вскоре достиг звания кандидат педагогических наук, старший преподаватель. В 1995 году в педагогическом институте впервые открыл факультет физической культуры и, победив в выборах, стал 1 деканом.
Айыжы: Чему вы ещё научили своих учеников?
Ондар О.Ч.: И ещё я учил своих учеников строить дома. Для того, чтобы, когда они обзаведутся семьёй, могли сами построили себе свои жилища. В наше время людей, которые нормально смогут построить дома, да что там дома, даже нормально построить туалет, таких ещё надо поискать".
Айыжы: Как вы провели первое занятие секции по вольной борьбе?
Ондар О.Ч.: На секцию студентов были записаны 27 человек. Я их сначала построил, потом сказал, все по одному будете со мной бороться. Потом я их всех «положил на лопатки», только потом успокоился. Сейчас мне неловко и смешно вспоминать мой первый урок.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе анализа имеющихся документов, биографических данных и интервью с Ондар О.Ч. можно сделать выводы о том, что наш земляк Ондар Оргеллээр Чувурекович является лучшим представителем не только спорта, но и просвещения Республики Тыва. Ондар О.Ч. - человек профессионально компетентный, простой, искренний, смелый. Качества, присущие ему, делают его учителем нового времени, его педагогический опыт и социально-педагогическая позиция имеют огромное воспитательное влияние на формирование личности современной молодежи.
Я очень горжусь своим дядей (таким сильным, мужественным, доблестным человеком нашей республики) и в будущем постараюсь выполнить все его наказы, оправдать его надежды.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. – 256 с.
Основоположники вольной борьбы в туве( «Тывада хостуг хурештин баштайгылары» на тувинском языке). / Ондар О.Ч., Чадамба В.Ф. Кызыл, 2009г. – 86 с. Редакционно-издательский отдел ТывГУ.
Чадамба В.Ф., Осуществлённая мечта(«Боттангал кузел» на тувинском языке) Кызыл, 2008г. – 43 с. Редакционно-издательский отдел ТывГУ.
Чадамба В.Ф., «Борцы 100-летия» - Кызыл 2001г, 90 с.
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание: научн. изд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.
Школа и мир культуры этносов / Ученые записки Института национальных проблем образования, вып. 2. - М., 1995. – 348 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14315