Конспект Урока Гражданственности. 4 класс. Донбасс — мой край родной
Донецкий УВК № 16
2491105114300010.02.2016г
4-А класс
Учитель Колчина Н.В,
Урок гражданственности.
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Тема 1. Мой город в истории Донбасса. Символы моего города (микроисследование)
-26670151638000Цель. Расширять у детей представление о роли родного города (села) в развитии промышленности, науки, культуры и спорта родного края. Рассказать о прославленных земляках, родного края. Развивать умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи. Воспитывать любовь к родному краю, чувство долга, уважение к труду. Развивать познавательные интересы. Продолжить знакомство с символикой родного края. Воспитывать любовь к родному краю, чувство долга и патриотизма. Развивать познавательные интересы, речь
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Мотивационная беседа.
Все мы живем в мире новостей и событий, которые часто меняются и происходят вокруг нас. Я предлагаю вам сегодня на уроке побывать в роли журналистов. Мы вместе будем создавать выпуск новостей. Я буду в роли ведущей выпуска, а вы специальные корреспонденты. Итак начнем. ( заставка)
3. Актуализация знаний. Анонс выпуска.
Каждый выпуск начинают с анонса. Итак. Сегодня наш выпуск новостей познакомит вас с историей родного города, вспомним его основные символы, «одной строкой» проговорим последние события из жизни горожан. Проедем небольшое исследование, возьмем интервью у дончан, и узнаем прогноз погоды на завтра.
4. «Информационный вестник» Новости ОДНОЙ СТРОКОЙ.
Итак. Начало выпуска всегда посвящают новостям, которые всегда рядом и знакомы нам. Предлагаю вам новость¸ а вы, как спецкорры, ее прокомментируйте.
1. Коммунальные службы города успешно справились с последствиями обильных снегопадов и морозов.
2. Во всех учебных заведениях республики закончились длительные зимние каникулы.
3. Аккордеонист Анатолий Бухтияров и барабанщик Николай Гладков, практически в любую погоду играющие в центре города, за полгода стали известны всем. Многие воспринимают их как символ военного Донецка.
4. В общеобразовательной школе №49 Калининского района города Донецка состоялись районные эстафетные соревнования среди учащихся 6-7 классов, в которых приняли участие 12 команд.
5. Министерством образования в школах введен новый предмет Уроки гражданственности.
- Чему будут посвящены эти уроки? - Нужны ли такие уроки в школе?
5. Работа над темой урока. Знакомство с новым материалом. Репортаж - виртуальная экскурсия по Донецку
Для каждого из нас самым важным в жизни и дороже всего есть Родина. Для нас – это Донбасс. Но у каждого из нас есть и своя малая Родина. Малая родина - то место, где ты родился, это дом, где ты делаешь первые шаги, где впервые сказал слово «мама». Это место, где живут ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят свою родину такой, какая она есть. И куда бы ты ни уехал, тебя всегда тянет на родину, к тем местам, где ты вырос.
Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья.
Каждый город красив по-своему. Как часто вы слышали эти слова? Может и не единожды, но часто ли задумывались об услышанном? В чем она - эта красота? Может в прямых проспектах или тенистых улицах, в высотных многоэтажных домах или в уютных скверах, в шумных праздниках или в тихих пригородах. Мы находим красоту наших городов в обыденном, потому что любим их. Потому, что здесь наш дом. Потому, что здесь живут родные нам люди.
В каждом городе есть свои достопримечательности, памятные места - это соборы, обелиски, театры, музеи... Но у каждого из нас есть свои любимые уголки, куда мы стремимся, которые мы любим...
Давайте на минуту представим, что к нам приехали гости, которым мы хотим показать, как прекрасен наш город, как радостно и здорово мы в нем живем, удивить их, пробудить желание посетить наш город еще не раз.
В 1869 году английский предприниматель Джон Юз строит металлургический завод, с расширением которого и открытием шахт, возникает поселок Юзовка. Он быстро растет и превращается в большой промышленный центр. Современное название город получил в 1961 году от названия реки Северский Донец, которая протекает на севере Донецкой области.Донецк – это большой промышленный город: развита угольная и химическая промышленность, тяжелое машиностроение, металлургическая промышленность и другое. Почти в каждой донецкой семье есть хотя бы один человек, который работает в шахте. И все вы знаете, что это тяжелая и опасная работа. Но без угля не смогут работать металлурги, химики, в домах не будет тепло.Культурная жизнь в Донецка представлена сетью библиотек, домов культуры, клубов, музеев, театров. Историко-культурный потенциал области составляет 2399 памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства в области.
Каждое государство и каждый город, поселок имеет свои отличительные черты, свои символы.
Существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей республики, знаете, как выглядит флаг, герб, слышали гимн.
Сегодня мы познакомимся и определим неофициальные, но хорошо узнаваемые символы нашего края и города.
6. Микроисследование. Поисковая деятельность (работа в группах)
Каждый уважающий себя журналист и спецкор ведет поисковую деятельность. Я вам предлагаю наборы с различной информации и иллюстрации. Представьте, что вам нужно иностранцу-гостю нашего города рассказать о нем.
Вывод. Неофициальные символы-это отличительные черты, характерные тому или иному явлению.
Символ - это знак, который обозначает некоторый объект и несет в себе добавочный смысл. Символ - это то, что служит условным знаком какого-то явления, идеи.
Есть семь чудес мира. А можно ли назвать семь чудес нашего города.
Итог. Минутка релаксации. Видео-ролик о Донецке.
7. Закрепление изученного. Игра. Азбука Донецка.
Давайте вместе попробуем составить Азбуку Донецка. Назовем все достопримечательности на каждую букву алфавита.
8. Закрепление изученного. Интервью.
Ну, какой выпуск новостей без интервью. Кто может рассказать о своем городе лучше, чем ее жители- Дончане. Мы Дончане? Я давала вам задание подготовить акростихи о Донецке. Послушаем.
9. Итог. Подведем итог нашего выпуска новостей. Игра. Дальше-дальше.
Пётр І, возвращаясь из Азовского похода и узнав про «горючий камень», произнёс пророческие слова: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет». О чем он говорил? (УГОЛЬ)
На чужой стороне Родина … (родина милей вдвойне)
Первое название города (Юзовка)
Первые поселения в Донетчине появились (в 18 веке).
Мастерская или цех для обработки металла ковкой( Кузня)
Место подземной добычи полезных ископаемых или проведение подземных работ, а также горное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого(шахта)
полезное ископаемое, вид топлива, образовавшийся из частей древних растений под землёй без доступа кислорода( каменный уголь)
Назовите столицу ДНР (Донецк)
Кто был основателем города Донецка?( Джон Юз)
Юзовский кузнец Алексей Мерцалов выковал ее из куска шахтного рельса ( пальма Мерцалова)
Пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода (улица)
Главная площадь в городе Донецке ( площадь Ленина)
Главный цветочный символ города Донецка(РоЗА)
(Краеведение)—наука о родном крае.
(Донбасс) — сокращённое название Донецкого каменноугольного бассейна.
(Музей)—это учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением исторических памятников.
Название города во время ВОВ (Сталино)
Как называлась территория Донбасса до обнаружения каменного угля ( Дикое поле)
Донецкий театр оперного искусства ( донбас-опера)
Они есть только на террритории Донецка и Донецкой области (терриконы)
Основан в 1964 году. Расположен в черте города. Насчитывает 9000 видов растений. Имеет зимнюю оранжерею.
9. Мотивационная беседа. Анонс на следующий урок
Продолжим знакомство с природой нашего края. Узнаем о водоёмах родного края. Поговорим о глобальных экологических проблемах человечества. Изучим способы и масштабы воздействия человека на гидросферу. Расскажем о негативных последствиях деятельности человека. Будем учиться брать на себя ответственность за свои действия и будущее нашего края.
9 . Рефлексия. О погоде)))))) на 10.02.2016.Весь день в Донецке небо будет ясным до самого позднего вечера. Без осадков.
В народе этот день называли Ветродуем. Люди боялись февральского ветра, поскольку он предвещал сырое, холодное лето. Поэтому и говорили: «Не к добру летнему февральский ветер». Еще до нас дошли наблюдения за снегом: если выпавший ночью снег останется на ветках деревьев, то и на земле он долго не растает.
Наблюдайте за погодой, изучайте историю своей Родины. Наш выпуск новостей подошел к концу.
Урок окончен.