Презентация Уроки гражданственности согласно программе Донбасс — мой край родной
ТЕМА: «Уроки гражданственности согласно программе «Донбасс – мой край родной» » Работу выполнила: старший воспитатель МДОУ «ясли-сада №175 г. Донецка»Кушнарева Елена Валериевна г. Донецк 2017г АКТУАЛЬНОСТЬ Детство – ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально- нравственная сфера. От выбора содержания, форм и методов психолого – педагогической работы, наполнения развивающей предметно – пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности.Актуальность и значимость нравственно – патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно – правовых актах: Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015 – 2017 гг., Типовом положении о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ №409 от 18.08.2015г)Учитывая актуальность проблемы требования нормативно – правовых документов образования была разработана программа «Донбасс- мой край родной». Она позволяет объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории города, в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА СОПРИЧАСТНОСТИ К МАЛОЙ РОДИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ ИСТОРИКО – НАЦИОНАЛЬНЫХ И ПРИРОДНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДНОГО КРАЯ, СОПРИЧАСНОСТИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ И РАЗВИТИЕ ТАКИХ КАЧЕСТВ КАК ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАЛОЙ РОДИНЕ КАК МЕСТЕ, ГДЕ ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ, И СТРАНЕ, ДЕ ОН ЖИВЕТ;ФОРМИРОВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ И О ВЛИЯНИИ ЧЕЛОВЕКА НА НЕЕ;ФОРМИРОВАТЬ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ И КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ РОДНОГО КРАЯ;ОБЪЕДИНЯТЬ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ОСНОВЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИНЯТЫХ В ОБЩЕСТВЕ ПРАВИЛ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА. СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА. РАЗВИВАЮЩИЕ: РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ДОСТУПНОГО ИХ ПОНИМАНИЮ;РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ;РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ К МАЛОЙ РОДИНЕ, ГОРДОСТИ ЗА НЕЕ, ВОСХИЩЕНИЯ ЕЕ КРАСОТОЙ;ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС К СТИХАМ, РАССКАЗАМ И ПЕСНЯМ ПОЭТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ, КОМПОЗИТОРОВ РОДНОГО КРАЯ, РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН ХУДОЖНИКОВ РОДНОГО КРАЯ;ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ И СОЗИДАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТУРНЫМ И ПРИРОДНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ;ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ ТРУДА,ЗНАМЕНИТЫМ ЗЕМЛЯКАМ. МАКРОСФЕРА 1. «ДОНБАСС И РУССКИЙ МИР»- МИКРОСФЕРА «ДЫХАНИЕ ВРЕМЕН»;- МИКРОСФЕРА «СЛЕД В ИСТОРИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ»;- МИКРОСФЕРА «СЕКРЕТЫ РУССКИХ МАСТЕРОВ»;- МИКРОСФЕРА «ЛЕТОПИСЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ». МАКРОСФЕРА 2. «ВОСПИТАЙ В СЕБЕ ГРАЖДАНИНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»: - МИКРОСФЕРА «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН»;- МИКРОСФЕРА «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ»;- МИКРОСЕРА «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»;- МИКРОСФЕРА «ТРУДОМ СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК»;МИКРОСФЕРА «УЧИМСЯ ЖИТЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ». «МАКРОСФЕРА 3. «ДОНБАСС – МОЯ РОДИНА»:- МИКРОСФЕРА «Я – ЖИТЕЛЬ ДОНБАССА»;- МИКРОСФЕРА «ПРИРОДА ДОНБАССА»;- МИКРОСФЕРА «КУЛЬТУРА ДОНБАССА». ПРИНЦИПЫ: ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА, ПАРТНЕРСТВА, СОУЧАСТИЯ;ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ, КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ПОЛНОГО (С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА) ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ И ДОСТИЖЕНИЯМИ СВОЕЙ СТРАНЫ, ДРУГИХ СТРАН;ПРИНЦИП СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРНЫМ ИСТОКАМ, ОТРАЖЕНИЯ ЭТИХ ЗНАНИЙ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ВЫБОРОМ ЦЕЛИ, МОТИВОВ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ, ИХ ОЦЕНКОЙ;ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАСЫЩЕННОСТИ МАТЕРИАЛА, С КОТОРЫМ ЗНАКОМЯТ ДЕТЕЙ;ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА, КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ И КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ(МУЗЕЙ, ШКОЛА, БИБЛИОТЕКА);ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ;ПРИНЦИП ЦЕЛОСНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. ФОРМЫ:- ИГРЫ(ДИДАКТИЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ, ИГРЫ –ПУТЕШЕСТВИЯ, ИГРЫ – ДРАМАТИЗАЦИИ, ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ);- КОНКУРСЫ И ВИКТОРИНЫ;- ВЫСТАВКИ, ФЕСТИВАЛИ;- ЭКСКУРСИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ;- ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ, КОНЦЕРТЫ И МЫЗЫКАЛЬНЫЕ ГОСТИНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, ФИЗКУЛЬТУРНО – МУЗЫКАЛЬНЫЕ И СПОРТИВНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ДОСУГИ;- СОЗДАНИЕ АЛЬБОМОВ, САМОДЕЛЬНЫХ КНИГ, СТЕНГАЗЕТ;-МОРАЛЬНО – ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ;- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДР. ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИОИГРОВЫЕ; ПОРТФОЛИО; ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ;ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ. МЕТОДЫ:МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ;МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОВЫСИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ КРАЕВЕДЕНИЯ И НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА;СОЗДАТЬ КОМПЛЕКСНУЮ СИСТЕМУ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ;ОБОГАТИТЬ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В НАПРАВЛЕНИИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ;ВОВЛЕЧЬ В РАБОТУ ПО ДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ДАТЬ ДЕТЯМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ, СИМВОЛИКЕ, КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ, ОСОБЕННОСТЯХ ПРИРОДЫ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЯХ СВОЕГО ГОРОДА(РАЙОНА), СТРАНЫ, СВОЕГО КРАЯ, СВОЕЙ СТРАНЫ;РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПОЗНАНИЕМ МАЛОЙ РОДИНЫ;СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПЕРЕДАВАТЬ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О МАЛОЙ РОДИНЕ В ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РАССКАЗЫВАТЬ, ИЗОБРАЖАТЬ, ВОПЛОЩАТЬ ОБРАЗЫ В ИГРАХ И Т.Д.);СФОРМИРОВАТЬ БЕРЕЖЛИВОЕ И СОЗИДАЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ;ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ СОСТРАДАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ;- АКТИВИЗИРОВАТЬ ВЕРУ В СВОИ СИЛЫ, ЖЕЛАНИЕ САМООТВЕРЖЕННОГО СЛУЖЕНИЯ НА БЛАГО СВОЕЙ РОДИНЫ. В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАНИКОВ: АКТИВИЗИРОВАТЬ СТРЕМЛЕНИЕ ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ И ПОЧТЕНИЕ К ДОМУ, СЕМЬЕ, БЛИЗКИМ И ОКРУЖАЮЩИМ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И СВОЕМУ КРАЮ;СФОРМИРОВАТЬ У РОДИТЕЛЕЙ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СТРЕМЛЕНИИ К ДУХОВНОМУ РОСТУ, К ВЫСШИМ ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ, РЕАЛИЗУЮЩИМСЯ В СЛУЖЕНИИ БЛИЖНИМ, ОБЩЕСТВУ, ОТЕЧЕСТВУ;АКТИВИЗИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ С МДОУ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕНННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.