Воспитательское занятие по теме Частичка России (3класс)
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Казённое общеобразовательное учреждение Омской области
«Красноярская адаптивная школа-интернат»
Воспитательское занятиепо теме:
«Частичка России».
( 3 б класс для детей с нарушением интеллекта)
Выполнил: воспитатель Кирилов Н.С. ____________
2016 год.
«Для России наша область – частица.
А для нас она родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем»
Цель: Развивать познавательный интерес к своей стране, краю и малой родине.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с понятием «Родина».
2.Познакомить учащихся с краем, в котором мы живем.
3.Познакомить учащихся с понятием «малая родина».
4.Закрепить у учащихся знания и отличительные черты понятий: « Родина» и «Малая родина».
5.Воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: Физическая карта России, карта Омской области, раздаточный материал, контурные карты России.
Ход занятия.
Организационный момент: Здравствуйте ребята! Наше сегодняшнее с вами занятие будет посвящено нашей Родине. Называется оно « Частичка России». На нашем занятии мы с вами познакомимся с новыми для вас словами: Родина, край, малая родина. Вы узнаете какое значение и роль в жизни каждого человека играют эти слова. Узнаете почему надо любить свою Родину и гордиться ею. Для этого постарайтесь быть на нашем занятии очень внимательными, послушными, активными участниками.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (ответы:)
Много спето и сказано,
много прожито – пройдено,
но ответа не найдено:
в чем секрет слова «Родина».
Родина - это земля государства, страна в которой мы все с вами родились и живем.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством (родня).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Конкурс «Родня».
Я предлагаю вам назвать как можно больше слов с корнем «род» и пояснить нам что обозначают эти слова.
(ответы): Родители –отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Родина – это отечество, страна и место рождения человека.
Народ – нация, жители страны.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием.
Скажите мне:
Что человек называет своей Родиной? (ответ: страна, в которой он родился и живет).
Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответ: Россия).
У каждого листочка, у каждого ручья,
есть главное на свете – есть Родина своя.
А там, где мы родились. Где весело живем,
страну свою родную Россией мы зовем.
Воспитатель:
Все мы живем в большой стране, название которой Россия. Россия – это самое большое по территории государство в мире. (показ на карте границ территории России) А границы ее территории проходят как по суше, так и по морю. На севере – территория нашей страны омывается морями северного ледовитого океана, на востоке – морями тихого океана. На юге России проходят сухопутные границы со многими государствами, а на западе кроме сухопутных границ наша страна омывается водами атлантического океана.
Воспитатель: Ребята, в нашей стране России есть самый главный город, который мы называем столицей государства.
Может, кто ни будь из вас знает как называется этот город? (ответ: Москва)
Действительно, это город Москва – столица нашей родины. (показ по карте)
В западной части нашей страны расположен и находиться город Москва – столица России, где в самом центре находиться Кремль – древняя крепость, в которой располагается правительство нашей страны во главе с президентом.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами выполним практическое задание. На ваших партах у каждого из вас лежат контурные карты с изображением нашей страны, на которые красным цветом нанесены границы ее территории.
Задание: Подпишите на контурной карте название нашей страны. (Россия)
Задание: Найдите на контурной карте пунсон (знак в виде маленького кружочка), обозначающий место, где расположена столица нашей Родины, ее самый главный город, который как называется? (ответы: Москва) Подпишите название этого города.
Ребята, наш народ очень любит Родину
А теперь скажите мне: Наша общая Родина – это Россия? (ответы: да, Россия)
Россия – это очень огромная по территории страна. Ребята, мы с вами живем на юге центральной части страны на территории Западно – Сибирской равнины, то есть в западной Сибири. А точнее в южной ее части - Омской области. (показ по карте)
Люблю тебя, мой край родной,
Люблю тебя, скрывать не стану,
На свете ты один такой,
Хвалить тебя я не устану.
Люблю твои луга и пашни,
Березы, ели, тополя.
Что может быть родней и краше,
Чем край, где родина моя.
Омская область - это и есть наш родной край, небольшая часть территории России, которая расположена в пределах южной части Западно – Сибирской равнины и протянулась с севера на юг на расстояние около 600 км.. На юге область граничит с государством Казахстан. С запада, севера и востока Омская область граничит с другими областями России. (показ по карте) Через всю территорию области с юго – востока на северо – запад протекает могучая сибирская река Иртыш. С восточной стороны в реку Иртыш впадает другая, небольшая река Омь, на месте слияния которых в 1716 году был основан город Омск. (показ по карте) Город Омск – это главный город нашей области, которая от названия города называется Омской. А мы с вами ребята, так как родились и живем в Омской области, то называемся омичами.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас выполним с вами практическую работу. Перед вами лежат контурные карты России. Возьмите их, найдите пунсон, где должен располагаться город Омск. Сначала ориентируйтесь по карте России.
Задание №1. Найдите и обведите границы нашей области на контурной карте. (границы показаны пунктирной линией)
Задание №2 Подпишите на контурной карте название главного города нашего края (области).
Задание№3. Подпишите название крупной реки, на берегах которой расположен этот город.
Воспитатель: Молодцы! Умницы! Вы правильно справились с заданиями. Посмотрите на свои контурные карты и вы увидите, какую маленькую часть нашей огромной страны занимает наш родной край – Омская область.
Ребята, скажите как вы поняли:
Омская область для всех нас – это что? (ответ: край родной)
Как называется край в котором мы живем? (ответ: Омская область)
Назовите главный город нашей области? (ответ: Омск)
Воспитатель: Ребята давайте с вами немного отдохнем. Я объявляю физминутку.
Физминутка: Жура - Жура – журавель!
облетел он сто земель.
облетал, обходил,
крылья, ноги натрудил.
мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-лучше нет родного края.
Воспитатель: Ребята, мы с вами все являемся жителями Омской области, так как живем на ее территории. Но каждый из вас родился, вырос и живет в разных населенных пунктах нашего края. Вот это место на земле, где человек родился и рос, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находиться ваш родной дом - называется малой родиной. Для кого – то малая родина – это небольшой поселок или деревенька, для других городская улица, уютный зеленый дворик. Это самое родное, милое сердцу и душе место на земле.
Что каждый из вас считает своей малой родиной? Для этого давайте объясним что обозначает каждое из этих слов.
Моя – потому что здесь живет моя семья ,мои друзья, находиться мой дом, моя улица, моя школа.
Малая – потому, что это малая часть моей необъятной страны.
Родина – потому, что здесь живут родные моему сердцу люди.
Ребята, у каждого из вас есть на земле такое место. Подумайте, и пусть каждый из вас назовет мне его малую родину? (ответы учащихся)
Воспитатель: Ребята, еще до нашего занятия я дал вам задание нарисовать то место, где вы родились и живете, то есть свою малую родину. Давайте с вами посмотрим эти рисунки, а вы расскажите, что нарисовали. (учащиеся: показывают рисунки всему классу, кратко рассказывают о своей малой родине)
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть своя малая родина. Для вас она самая родная, милая, дорогая сердцу частичка нашей необъятной страны России.
Обобщение:
Ребята вспомните и скажите: Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответ: Россия)
Как вы думаете? Как называют жителей нашей страны? (ответ: россияне)
Назовите самый главный город России, ее столицу? (ответ: Москва)
Ребята, скажите, что такое Родина? (ответы: земля, государство, где человек родился)
Воспитатель: Значит Россия вся ее огромная территория, для нас с вами будет называться как? ( ответ: Родина)
Родина для человека – это прежде всего его страна, государство. Но каждый человек в России живет в определенном месте – частичке России.
Наша с вами частичка Родины называется как? (ответы: Омская область) И зовут нас - Омичами.
Ребята, скажите мне? Кто такие Омичи? (ответ: жители Омской области) Ребята, каждый из вас родился и живет на территории Омской области. Но живете вы в разных населенных пунктах, с разными названиями и расположением.
Скажите, эти места в деревне, городе, где расположен ваш родной дом как называются?(ответы: малая родина) Почему мы называем место, где родились и выросли –малой родиной? (ответы: это небольшая часть страны, где мы живем)
Чем малая родина отличается от Родины? (ответы: малая-небольшая частичка нашей страны, Родина – это вся наша страна)
Значит частичка России – это наша с вами малая родина. Так давайте любить и не забывать свою Родину и ее частичку – Омскую область, где у каждого из вас расположена своя малая родина.
А наше с вами занятие окончено, спасибо за внимание, до свидания, до новых встреч.