Методическая статья Формирование познавательного интереса учащихся к изучению английского языка средствами информационно-коммуникационных технологий
Формирование познавательного интереса учащихся к изучению английского языка средствами информационно-коммуникационных технологий
(автор: учитель английского языка ГБОУ СОШ№3 города Нефтегорска Федосова Елена Александровна)
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим формированию познавательного интереса учащихся к изучению английского языка, расширению образовательного пространства современного образования, развитию способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Что же такое «информационные технологии» и «познавательный процесс»? В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационные технологии».
Информационные технологии — это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
Познавательный интерес-это избирательная деятельность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.
Говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует перечислить его бесспорные достоинства:
-общекультурное развитие обучающихся;
-совершенствование навыков владения компьютером;
-совершенствование языкового уровня;
-создание благоприятного психологического климата на уроке;
-повышение мотивации учащихся и из интереса к предмету;
-самоутверждение учащихся;
-возможность реализации индивидуального подхода к обучению;
-реализация принципа обратной связи;
-большие возможности наглядного представления материала;
-экономия времени;
-совершенствование процесса контроля;
-повышения авторитета учителя;
-активизация навыков самостоятельной работы учащихся;
-и др.
Таким образом, использование ИКТ позволяет учителю перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
- от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих:
- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
- дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
- языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
- социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);
- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).
Обучая учащихся английскому языку в общеобразовательной школе я использую ИКТ технологии на следующих этапах:
Уроки «открытия» новых знаний
использование мультимедийных конспектов-презентаций;
демонстрация видеороликов, песен, сайтов по грамматике, страноведению и др.
использование компьютерных видеокурсов, аудиокурсом к изучаемому материалу;
Уроки систематизации и обобщения знаний
2.1 подбор подготовка для учащихся заданий для самостоятельной работы и поиска необходимой информации на англоязычных образовательных сайтах сети Интернет;
2.2 организация разнообразных видов деятельности, формирующих социально-культурные компетенции: заполнение электронных анкет, работа с расписанием поездов, самолётов, работа с картами, виртуальные экскурсии и т.д.;
2.3 подготовка компьтерных заданий, тестов для контроля;
2.4 организация проектной деятельности на уроках и др.
Возможности применения ИКТ технологий не ограничиваются лишь этими несколькими примерами. Это зависит от контингента учащихся, их общей компьютерной грамотности, материально-технической оснащённости образовательного процесса. Но, тем не менее применение данных технологий бесспорно выигрышно и для учителя, и для учащихся:
уменьшается доля учащихся, неуспевающих по предмету, повышается качество знаний, вырастает доля учеников, желающих принимать участие в конкурсах и олимпиадах, и, как результат повышается познавательный интерес к изучению английского языка.